г. Рязань, И. ЛЕОНОВУ, г. Рига, Н. ВОРТ.Д ает ли прирост мощности иэкономию топлива установленное некоторыми автолюбителями до ­ полнительное устройство во вторичной цепи системы зажигания , называемое «бустером»! Редакция попросила ответить на Ваш вопрос начальника отдела систем зажи ­ гания Научно-исследовательского института автоприборов И. К. Опарина. П рименениев системе зажигания автомобиля дополнительного приспособления (называемого «бустером», или «электронным стартером»), установленного в центральный вывод распределителя, без увеличения зазорав свечах практически не приводит к повышению мощностии топливной экономичности двигателя. Увеличение зазорав свечах до 1,2 мм при соответствующей регулировке кар ­ б юратораи изменении характеристик автоматов опережения зажигания распределителя само по себе, без «бустера», дает некоторуюэкономию топлива за счет лучшего сгорания смеси, однако только при неполной мощности двигателя (до 50 — 6 0 процентов от номинальной). Так, для автомобиля «Москвич-407» при езде по городу, когда двигатель работает до 60 процентов времени при мощности, не превышающей 50—60 процентов от номинальной, э кономиятоплива всреднем достигает 4 — 5 про ­ центов. П ереход на повышенный зазорв свечах сдерживается рядом технических причин, связанных с необходимостью повышения электрической прочности приборов зажигания (при увеличенных зазорах для бесперебойногоискрообра зования требуется от системы более высокое напряжение) и обеспечения необходимой точности в регулировке карбюраторов. Предварительные же испытания в НИИавтоприборов иНАМИ двух самодельных «бустеров» и одногоимпортного на двигателях ГАЗ-21А и ЗИЛ-130 не подтвердили рекламных соо бщений ряда зарубежныхфирмо повышении экономичности и мощности двигателя, В ближайшее время в НИИавтоприборов начнутся более полные испытания значительного количества «бустеров».АЛТАЙСКИЕ АВТОЛЮБИТЕЛИ ДОВОЛЬНЫХорошо автолюбителю на Алтае. Хочешь почувствовать тугую струю ветра — еэжай в Кулунду или на юг, за Рубцовск. Степь — к ак стол; лишь кое-где светятся редкие березнячки, окаймляющие озера-блюдца, да чернеют длинные полосы лесов-посадок. А если захотел по-настоящему почувствовать руль — подавайся о Горный Алтай , на Чуйский тракт. Он то вьется вокруг скал, то взметается к вершинам над головокружительными пропастями, перепрыгивает бурную Бию, проносится в кедровых коридорах и крутит, крутит... И что ни поворот, то панорама, достойная кисти художника . Пятьсот километров «коронных» пейзажей сжемчужиной — Телецким озером — посредине. Как ни нахваливают кавказские и крымские маршруты, но алтайские трассы лучше. Недаром жеа этом сравнительно малонаселенном крае более 12 тысяч автолюбителей. Близость красивых мест и хорошие дороги — большое преимущество алтайских автомобилистов. Но не единственное. В их распоряжении имеется довольно большой специализированный авторемонтный завод. Расположен он в краевом центре — Барнауле и принадлежит управлению бытового обслуживания населения (промышленного) крайисполкома. Заводской двор всегда полон. Сюда автолюбители приезжаюти по случаю мелких неисправностей, и для основательного ремонта машин . Отзывчивые, внимательные, технически подготовленные люди трудятся на заводе. Не в их правилах испытывать терпение заказчиков: специалисты ремонтируют автомобили быстро и хорошо. Они выполняют все работы: «лечат» кузова, сиденья, ходовую часть, перебирают двигатели, ремонтируют оборудование, красят... И надо сказать, неплохо все это делают, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные отзывы автомобилистов. Не везде еще, к сожалению, служба быта предлагает такие поистине добрые услуги владельцам машин . А ведь известно: где плохо поставлено обслуживание автолюбителей, там нередко орудуют предприимчивые частники. Люди вынуждены пользоваться их дорогими и порой «медвежьими» услугами. «А что делать?» — спрашивают. Что делать! Организовывать предприятия наподобие Барнаульского авторемонтного завода. Ведь это выгодно и управлениям бытового обслуживания и, с кажем . комитетам ДОСААФ, которые могли бы принять активное участие во всестороннем обслуживании автолюбителей. Побывав на Барнаульском авторемонтном заводе, мы познакомились со многими его замечательными тружениками . Вот один из них — слесарь Владимир Колосов, которого мы сфотографировали в цехе за осмотром детали автомобиля. Текст и фото Ю. ЕГОРОВА. г. Барнаул.Дарьевка Херсонской области, М. ШИРОКОВУ.П очему надо доливать воду в систему охлаждения автомобиля, а не менять ее ! Вам отвечает руководитель конструкторской группы Горьковского автозавода П. Э. Сыркин. Вода, заливаемая в систему охлаждения двигателей, обладает определен ­ ной жесткостью. Это значит, что в ней растворены некоторые соли, которые при нагреве осаждаются на стенках в виде накипи. П омере выделения солей и образования накипи жесткость воды снижается. В конце концов наступает такой момент, к огда накипь больше образовываться не будет. Если бы вода из системы охлаждения не испарялась и не вытекала, то это был бы идеальный случай. О днако из-за испарения и утечки приходится воду доли ­ вать. И з свежей воды вновь будет выделяться накипь и так далее. Чем больше воды, т ем больше накипи. Отсюда следует, что правилами ухода за системой охлаждения являются: использование мягкой (дождевой и снеговой) воды, у меньшение по меревозможности числа доливок и смены воды, собирание и использование сливаемой воды.'Ленинград, Б. СПАССКОМУ.О тчего возникает люфт заднего колеса у мотороллера «Вятка» и как устранить эту неисправность! По просьбе редакции Вам отвечает главный конструктор завода Л . А. К ом зиков. Л юфт заднего колеса может возникнуть в результате изгиба плоской штам ­ пованной шайбы, которая поджимается гайкой, или из-за усадки распорной втулки, находящейся междуподшипни ­ ками. Д ля устранения дефекта необход имо закалить эти детали или заменить их.