22
23
•чЕЗЫЯ»шшешь ташвкшей много шумав мире любителей мотоспорта. На огромной площади перед Дворцом спорта «Тюрингхалле» в закрытом парке стоят 226 машин участников, приехавших из 14 стран — Австрии, Англии, Бельгии, ГДР, Голландии, Дании, Испании, Польши, СССР, США. Финляндии, ЧССР, Швейцарии, Швеции. От «Тюрингхалле» стрелки указателей ведут за город, на проселочные дороги, а оттуда — в горы. Все выше и выше уходит трасса, затем неожиданно устремляется вниз, в узкую долину, чтобы снова выйти на затяжной подъем. По склонам гор, среди высоченных деревьев проходит многокилометровый марш мотоциклистов. На их пути один поворот сменяет другой. Много оврагов, высохшие каменистые русла рек, где мотоцикл, к ак мустанг, норовит выбросить ездока из седла. И так каждый день по 300 — 4 00ки ­ лометров. Коварна Тюрингская трасса. Но еще коварнее регламент дорожных, а также дополнительных соревнований. Это не застало врасплох участников. Спортсмены долго готовились к олимпиаде, в особенности хозяева трассы — мотоциклисты Германской Демократической Республики. Они провели семиэтапный чемпионат страны (три «трехдневки» и четыре «двухдневки»), несколько раз стартовали за рубежом и пришли к олимпиаде в отличной форме. Не теряли времени и другие фавориты многодневных соревнований — чехословацкие и английские гонщики . Упорно готовились финны и голландцы, поляки и австрийцы. Впервые в борьбу за Серебряную вазу вступили американские мотоциклисты. Да, что и говорить, с каждым годом пальма мирового первенства достается победителям все более дорогой ценой. Все новые и новые команды, оснащенные новейшими мотоциклами, горят же ­ ланием стать обладателями наград олимпиады. Правда, на старте соревнований в Эрфурте не оказалось двух постоянных участников многодневки — команд Италии и ФРГ. Враги дружбы между спортсменами разных стран и народов помешали прибыть им в Германскую Демократическую Республику. К чести наших спортсменов надо сказать: они не спасовали ни перед высокими скоростями, ни перед грозными соперниками, хотя на их долю выпало очень трудное испытание. В любом мотоциклетном чемпионате — ироссе, кольцевой или трековой гонке гонщик при неудаче может поправить свои дела на следующем этапе. Иное дело многодневка. Случись что — беда! Н ашу «трофейную» команду беда настигла в третий, кульминационный день соревнований. График движения напоминал скоростную гонку, а длина трассы превышала 400 километров. В этот день, по существу, решалась судьба призовых мест: команды несли самые ощутимые потери. На волоске оказались инаши спортсмены, боровшиеся за главный приз. Утром укапитана команды Эдвина Кирсиса вдребезги разлетелась крышка заднего тормоза, и нашгонщик № 1 по всем законам должен был прекратить гонку. Далеко ли уедешь без тормоза) Кирсис не знал, сколько протянет. Призвав на помощь всю силу воли, он продолжал движение. Тот, кто видел, с каким невероятным напряжением сил вел спортсмен от KB к KB свой мотоцикл, укладываясь в график, может по достоинству оценить этот спортивный подвиг. Кирсис выстоял, и стойкость его была Вознаграждена: команда переместилась с четвертого места на третье. Правда, назавтра капитан не смог продолж ать гонку, но это уже не повлияло на дальнейший ход борьбы. Мы не раз были свидетелями подлинного мужества. До финиша того же третьего дня оставался последний участок, когда Виктор Пылаев — он выступал в команде, боровшейся за Серебряную вазу, — понял: ехать дальше нельзя. С трудом устранив неисправность, он взглянул на часы. До KB 14 минут. Четырнадцать минут на 24 километра, да еще по дороге, где при всем желании быстро не поедешь. Раздумывать было некогда. Пылаев устремился к финишу. Могло показаться, что гонщик летит по бетонному шоссе, а не по тяжелой, избитой дороге. Позже Виктор рассказывал: «В эти минуты я думал только об одном — дойти вовремя, дойти во что бы то ни стало! Скорость достигала ста километров. Я успел». Героический финиш Пылаева добавил нам еще одну золотую медаль. Кое-кто может упрекнуть: не много ли похвал в адрес спортсменов, занявших всего лишь третье место? Нет, мы не зря наделяем их превосходными эпитетами. Гонщики с красной звездой на шлеме без всяких скидок достойны похвалы. Не только мы — небольшая группа советских болельщиков, присутствовавших на соревновании, — многие зарубежные тренеры и журналисты обращали внимание на то, к ак расчетливо и хладнокровно ведут гонку Анатолий Его- А ров и Владимир Семин, Карл Ошиньш и Святослав Ястребов, Виктор Адояи и Георгий Чащипов. Мы не могли не радоваться боевому духу ветеранов многодневки Льва Вороновича и Райниса Решетникса и дебютантов Владислава Горулько, Геннадия Жданова, Вячеслава Бойко. Нам хочется отметить, что Тойво Сепп, Владимир Дарвин, Геннадий Крюченко обладают мужественным характером. Выдержка и смекалка помогли им в.ыйти с честью из очень трудного поло1мения 11 золотых, 5 серебряных медалей — таковы трофеи советских мотоциклистов. Наша национальная команда заняла третье призовое место, опередив многократных победителей олимпиады — команду Чехословакии, отлично подготовленных шведских и польских гонщиков и обладательницу трофея 1961 года команду Австрии. Это один из самых лучших результатов за все время наших выступлений в многодневных соревнованиях ФИМ . В успехе немалая доля труда наших тренеров и механиков. В оценке выступления нашей команды двух мнений быть не может — это шаг вперед. И все же уместен вопрос; почему, располагая волевыми и техничными гонщиками , мы оказались только третьими? В самом деле, почему? Ведь в многодневках мы начали выступать нуда раньше, чем в других видах мотоспорта, а дальше третьего места не двинулись. Настала, видно, пора разобраться в уроках наших выступлений, поговорить о проблемах, которые выдвинула последняя олимпиада перед нашим мотоспортом. Каждый раз, стартуя в шестидневке ФИМ , мы придерживались одной бесхитростной тактики : «Только бы дойти без штрафных». И на этот раз мы решили не искушать судьбу, поставив перед спортсменами задачу закончить соревнования «на нулях». Это было правильным решением, т аккак мы не располагали достаточно мощными мотоциклами. Но в мотоолимпиадах последних лет, где нет слабых противников, с подобной тактикой трудно рассчитывать на победу. Убеждают в этом итоги соревнований: 11 команд (не считая 7 заводских, выступавших в параллельном зачете) — 2 национальных, 5 «Серебряная ваза», 4 клубных — закончили дорожные соревнования без штрафных. Отсюда следует вывод: успех в соревнованиях сегодня решают дополнительные скоростные состязания. О том же говорят достижения спортсменов Германской Демократической Республики. В 1963 году они выиграли Международный трофей на трассе общепризнанных фаворитов — чехословацких мотоциклистов. Кое-кто посчитал тогда эту победу случайностью. В нынешнем году у себя дома они добились еще более поразительного результата, завоевав почти все призы — «трофей», «Серебряную вазу», клубные, заводские награды и личное первенство в шести классах из восьми. Теперь уже всем ясно, что их успех закономерен. Немецкие тренеры игонщикив прош-В канун своего 15-летия Германская Демократическая Республика принимала участников очередной мотоолимпиады — соревнования, где вот уже много лет разыгрывается самый почетный и самый весомый из всех существующих в мотоспорте призов — Международный трофей. Именно здесь, в шестидневной борьбе национальных команд, в сложном испытании мастерства, воли спортсменов и надежности машин , к одной из странучастниц приходит слава сильнейшей в мотоспорте. Шестидневка не похожа ни на одно из известных спортивных соревнований. В ней нет столь дорогих сердцу зрителя острых коллизий — вихревых атак, резких стартов, бурных финишей. Шесть дней с утра и до вечера на трассе идет как бы заочный спор, борьба нервов — скрытая, но порой еще более драматичная, чем на стадионах, в залах н бассейнах. Целую неделю старинный Эрфурт — центр Тюрингии — ж ил мотоолимпиадой. Интерес к ней был чрезвычайно велик. К подножию Тюрингских гор съехалось свыше ста представителей прессы, радио, телевидения. Во все концы мира передавали они свои отчеты о ходе соревнования, в котором — теперь это можно сказать уже смело — утвердилась новая, скоростная школа мотоциклетного многоборья. В чем ее особенности, мы расскажем позже. А пока вернемся к событиям XXXIX мотоолимпиады, наделав-Лучший результат среди советских спортсменов показал заслуженный маотер спорта В. Пылаев. Он награжден призом журнала «За рулем». Фото главного редактора чехословацкого «Мотор-ревю» К. Ружички22 лом году преподали новую систему езды в многоборье, а в нынешнем подтвердили ее жизнеспособность. «Позиционному» стилю, основанному на выжидательной тактике (авось противник оступится), они противопоставили активную борьбу за положительные очки. Веря в надежность своих «Эмцетов» и «Симеонов», немцы буквально штурмовали скоростные участки, день ото дня увеличивая запас положительных очков. Темп, предложенный ими на дополнительных соревнованиях, был не по плечу остальным. Занявшие второе место англичане проиграли им почти 120 очков) Видимо, пришла пора и нашим многоборцам-тактически перевооружиться. Так ая перестройка возможна, однако, только при наличии абсолютно надежных мотоциклов с мощными двигателями. Увы, до сих пор мы не располагаем такими машинами. И в этом главная причина отставания наших многодневщиков. Особенно много нареканий вызывает мо,--*©цикл «Ковровец». Из четырех машин этой марки, представленных на многодневке, финишировало только две. На Ижевском заводе многое сделано для создания хорошей спортивной машины. О модели ИЖ-65М — на ней выступало большинство наших гонщиков — мы услышали много добрых слов. Она легка, маневренна; шестиступенчатая коробк а передач облегчает управление. Новому мотоциклу еще не хватает мощного двигателя, но завод и ЦКЭБ мотоциклостроения обещают к новому сезону сделать мотор, который не будет уступать лучшим зарубежным. Теперь допустим, что к следующим стартам мы будем располагать новыми машинами. Достаточно ли этого? Нет. Опыт многоборцев ГДР учит: для решения новых тактических задач необходимо предварительно «обстрелять» спортсменов и проверить надежность боевых мотоциклов. Следовательно, нужны встречи с сильными соперниками, на сложных трассах, где можно повысить тактическое и техническое мастерство, выработать скорость и убедиться, на что способны машины. Стоит ли говорить, что наши первенства не удовлетворяют этим требованиям, да и рассчитаны они не на подготовку сборной. Мы обедняем себя, отказываясь от встреч на более высоком уровне. Давно наши спортсмены не стартуют в «Татранском рейде», не выезжают на трех- и двухдневки, которые проходят в ЧССР, ГДР. Финляндии, Италии. Тренеры Германской Демократической Республики, не побоявшись проигрыша, направили в этом году своих «юниор ов » — 18—19-летних гонщиков — на зарубежные соревнования. Юноши, что называется, понюхали пороху и потом в Эрфурте показали великолепные результаты. А наши тренеры столкнулись с большими трудностями при формировании сборной. Выяснилось, что нет у нас достаточного количества мотоциклистов, прошедших шнолу на зарубежных трассах. Кстати, проблема омоложения нашей сборной не менее важна, чем создание мощных двигателей, особенно если мы всерьез намерены драться за положительные очни. У нас бытует еще мнение, что «многодневщик» созревает годам этак к тридцати, что молодые плохо переносят длительные нагрузки. Тот, кто думает, будто выносливость приходит на смену угасающей с годами скорости, заблуждается. С юных лет надо воспитывать в мотоспортеменах оба эти качества. Нам нужны молодые мастера, которые могут справиться и со сложной трассой и со скоростным режимом дополнительных соревнований. Мы вовсе не ратуем за то, чтобы «списать в тираж» ветеранов. Больше того, мы радуемся неувядаемой молодости Анатолия Егорова, Владимира Семина, Льва Вороновича, Виктора Пылаева, Эдвина Кирсиса, Райниса Решетникса. Но состав сборной должен все время пополняться за счет перспективной (пусть еще не показавшей выдающихся результатов) молодежи. Сейчас, когда наши специалисты об.Группа советских мотоциклистов — участников мотоолимпиады (слева направо): в нижнем ряду — Г. Чащипов, Т. Сепп, Л. Воронович, А. Егоров; в верхнем ряду — Г. Крюченко, К, Ошиньш. С. Ястребов, В. Адоян, В. Бойко. В. Дарвин, В. Семин, В. Пылаев. суждают итоги мотоолимпиады, можно услышать и такой призыв: «Давайте рекрутировать в многоборье молодых кроссменов». Собственно, в этом ничего плохого нет. Многоборец должен быть отличным кроссовиком. Но если вдуматься, то этот призыв в какой-то мере отражает состояние дел в нашем мотоспорте, где многодневные соревнования находятся на положении пасынка. Почему так получается, сказать нетрудно: Федерация мотоспорта занимает по отношению к многоборью неправильную позицию, да и на местах комитеты ДОСААФ не оценили эти соревнования как средство массового вовлечения в спорт мотоциклистов. Поэтому однодневки и многодневки не получили признания и популярности в нашей стране. Скорее всего именно в этом надо искать причину того, что до сих пор мы по-серьезному не посягали на Международный трофей. Каждый, кому дороги интересы советского мотоспорта, согласится с нами: РЕЗУЛЬТАТЫ нельзя больше готовиться к мотоолимпиаде по старинке. Авторитет советских мотоциклистов за рубежом очень вырос, и недопустимо, что, Выезжая на самые ответственные соревнования, мы рассчитываем на чудо: «Все сойдут, а мы дойдем». Нужно совершенствовать наши машины, растить молодых многоборцев, всемерно пропагандировать многодневные соревнования. Работа эта трудная, кропотливая, но браться за нее надо всерьез. И тогда, мы верим, придет тот радостный для советского спорта день, когда наши мотоциклисты привезут в Москву самую высшую из наград в мотоспорте — Международный трофей. Хотелось бы, чтобы это свершилось ужев следующем сезоне на сороковой, юбилейной мотоциклетной олимпиаде. М.ТИЛЕВИЧ, наш спец. корр. Эрфурт—Москва. i СОРЕВНОВАНИИ ФИМX XXIX ШЕСТИДНЕВНЫХ«Международный трофей»: 1 ГДР (0/3912)2 Англия (0/3793): 3. СССР (309/3104): 4. Швеция (578/3240); 5. ЧССР (804/3116); 6. Польша (966/2742); 7. Австрия (1472/2435). НАГРАДЫ СОВЕТСКИМ СПОРТСМЕНАМ. Золотые медали ФИМ: В. Адоян, В. Бойко. В. Горулько, Л. Воронович. А. Егоров, К. Ошиньш, В. Пылаев, Р. Решетнике, В. Семин, Г. Чащипов, С. Ястребов. Серебряные медали ФИМ: В. Дарвин, Г. Жданов, Г. Крюченко, Т. Сепп. В. Дресвянников,Заключительнаяшосоейно-кольцевая гонка. Мастер спорта Г. настигает гонщика из команды Польши.Крюченко(М 89)Фото автора.га