ЕРЕВАНСКОЕза рубежом, мастера шоссейно-кольцевых гонок. Но независимо от титулов каждый из них (за исключением призеров первенства СССР 1963 года) должен был подтвердить свою квалификацию в текущем году — занять одно из первых пяти мест в ралли не ниже второй группы Единой всесоюзной спортивной классификации. Таково было непреложное требование положения о соревнованиях. Его жертвами едва не стали азербайджанские раллисты: в республике не было ни одного соревнования, в котором эни могли бы выполнить это требование. Но спортсменам не пришлось нести ответственность за бездеятельность руководителей автоспорта — для них было сделано исключение. Семь экипажей, закончивших дистанцию звездного сбора, все же превратились в зрителей: они были сняты по результатам прохождения СКВ на последнем участке. Оставшиеся 90 экипажей благополучно прошли техническую комиссию и наутро приняли старт на первом круге основного маршрута. За рулем каждой машины сидел один из Двух участников. 460 километров сложных горных дорог с их серпантинами, закрытыми поворотами, непрерывно сменяющимися подъемами и спусками оказались куда более серьезным экзаменом, чем все 3 тысячи километров звездного сбора. Но этот круг был только своего рода прологом, хотя и вывел на обочину 11 участников. Второй круг обошелся с их напарниками, следовавшими по тому же маршруту ночью, намного круче — он отсеял 21 претендента на медали. И наконец, третий — 640-километровый круг , который экипажи шли в полном составе, сумели закончить по всем правилам 38 участников: 28 на «Волгах» и 10 на «Москвичах» — те самые 36 процентов, о которых шла речь в начале. Для остальных тройное ереванское сито стало непреодолимым. Цифра для наших «внутренних», даже самых серьезных ралли необычная. Пожалуй, она вызвала бы немалую тревогу, если бы мы не знали о суровых условиях соревнований за рубежом, в которых участвовали наши раллисты. Все громче раздававшееся требование приблизить по трудности первенство страны к международным ралли было в этом году удовлетворено, и выбор пал на самую молодую, горную кавказскую трассу, «открытую» для ралли в прошломТРОЙНОЕ СИТОгоду. Она столь же коварна, сколь и красива. С перевалов виден горделивый Кавказский хребет. Но чтобы забраться, скажем, на один из перевалов (высота 2685 метров над уровнем моря), надо преодолеть 34 узких серпантина на протяжении 24 километров подъема по не освоенной еще для регулярного движения дороге. Горы оказались негостеприимными. Первенство закончилось триумфом хозяев трассы. Экипажи Г. Заргарян — Г. Терманян и М. Машиошвили — В. Айвазян завоевали первое и третье места в классе «Волг», а также в абсолютном зачете и вместе с экипажем 3. Пилтоян — А. мрутюнян обеспечили сборной команде Армении первенство среди команд союзных республик. Кроме того, чемпионы и"' бронзовые призеры, составлявшие команду Ереванского таксомоторного парка № 1, вышли победителями среди коллективов физкультуры ДСО и ведомств и автомотоклубов ДОСААФ, а второе место в этом зачете заняли их земляки из низового коллектива «Спартака». Большого успеха добились Львовские спартаковцы Е. Боженов и Б. Ревякин. Им одним удалось пройти марафонскую дистанцию без штрафных очков, и лишь худшая сумма баллов в дополнительных соревнованиях отбросила их на второе место. В классе «Москвичей» бесспорным было преимущество заводских спортсменов. Чемпионами страны стали Н. Сучков и В. Щавелеа, выступавшие на отлично подготовленной машине. Они показали абсолютно лучший результат в дополнительных соревнованиях. Серебряные медали завоевали Н. Чумаков и Э. Лифшиц, набравшие в своем классе наименьшую сумму штрафных очков в дорожных соревнованиях. Информация о победителях будет неполной, если не сказать еще раз о бронзовых медалистах в группе «Волг». Впервые во всесоюзном чемпионате раллистов призовое место заняла женщина. Этот почин принадлежит Манвеле Машиошвили. спортсменке Ереванского автомотоклуба. Для того чтобы занять третье место, ей с ее напарником В. Айвазяном не потребовался даже поправочный коэффициент 0,97, на который со. гласно положению умножался суммарный результат смешанных экипажей. Среди участников таких было тринадцать. Число это и впрямь оказалось неЛично-командное первенство СССР по автомобильному раллиДорожные соревнованияпревратились по существув шоссейно-кольцевую гонку. Посмотрите, к ак спешит этот спортсмен сверить время на КВ. Кстати, неплохо было бы устанавливатьздесь перекидные таблицы (типа календаря) с крупным обозначением времени.нконе flu зать,0.Если применимы в спортивном лексижитейские оценки, то можно скачто этот сравнительно молодой у нас вид автомобильных соревновании уже вступил в пору зрелости. Сложная трасса, высокие скорости, жесткий регламент, преобладание чисто скоростных дополнительных состязаний — все эти черты современного ралли в полной мере характеризуют закончившееся недавно первенство Союза. И хотя (скажем об этом, забегая вперед) зачетные очки заработали только 36 процентов экипажей, хотя не обошлось без накладон в организации и судействе, спортсмены получили от соревнований истинное удовлетворение, которое коротко и точно выразил их участник мастер спорта Л . Шувалов: «Это было самое спортивное из всех ралли». 105 пар раллистов приняли старт: 34 начали соревнования в Москве, 32 выехали из Тбилисси. 28—из Киева и 11—из Могилева. Через два дня 97 из них зарегистрировались на КВ-10 в Ереване, где заканчивался звездный сбор и начиналась вторая, главная часть соревнований. Напряженность борьбы предвещал прежде всего состав участников. Среди них были чемпионы СССР и республик разных лет, те, кому довелось выступатьэ ооооооооооооооооооооооооооца Команда мотоциклистов г. Элисты — победительниВсесоюзных соревнований по мотоболу 1964 года.ПОБЕДИЛА КОМАНДА ЭЛИСТЫВсесоюзные соревнования по мотоболу закончены Всего лишь год назад состоялись первые всесоюзные соревнования по мотоболу на кубок журнала «За рулем», С этого, можно сказать, началась вторая жизнь этой увлекательной спортивной игры, ее повсеместное признание. Закончившиеся в г. Элисте всесоюзные соревнования «моторизованных футболистов», которые по своему значению можно приравнять к первенству страны, порадовали любителей мотоспорта прежде всего широким представительством. Если в прошлом году в матчах на кубок выступило 9 команд, то уже в этом году в одном только первенстве Российской Федерации участвовало 19 коллективов. Возрос интерес зрителей, ряды которых пополняются квалифицированными болельщиками, научившимися разбираться во всех деталях своеобразного рисунка игры. Борьбу за звание команды-победительницы начали 9 коллективов, представляющих шесть союзных республик и Москву. В финальный этап, который должен был решить главный вопрос — кто же сильнейший, — по условиям соревнований вошли четыре команды: Элисты, Тулы, Новосибирска (все — РСФСР) и Казахстана. Заключительный матч, в котором встретились прошлогодний обладатель кубка журнала «За рулем» команда Казахстана и победитель всероссийских соревнований нынешнего года команда Элисты, прошел исключительно остро. Элистинский стадион «Строитель» был переполнен.JU^:V/V'^tTtVirV.^U^^bt.w^.«VAi^<,^7»l^a»rt*''.V»-«'JW.V*i4,^ntV.".lWar5.-.;