30
31
жя№Ш&№Ш&?вд&ю&вВ этом году в Нью-Йорке заседала спортивная комиссия ФИА. В ее работе приняли участие представители Федерации автоспорта СССР. Н иже мы публикуем статью руководителя советской делегации, председателя ФАС СССР, доктора технических наук профессора Л. Афанасьева, в которой рассказывается об автомобильном спорта • Соединенных Штатах Америки.имеющий чисто коммерческий характер . В профессиональном спорте задают тон два клуба — Автомобильный клуб США (ЮСАК) и Национальная ассоциация гонон на сток-карах (НАСКАР), конкурирующие между собой на всей территориистраны . Обе организации возглавляют миллионеры, которые получают огромн ые прибыли не только от автомобильн ых гонок, но и от эксплуатации мотелей, ресторанов и других предприятий, обслуживающих зрителей. Любительский автомобильный спорт в США, в отличие от профессионального, р азвит сравнительно слабо. Руководит им Клуб спортивных автомобилей Америки. основанный в 1944 году и насчит ывающий около 14 тысяч членов. Этот клуб организует различные соревнования, пробеги, праздники, встречи и т. п. Наибольшее распространение среди членов клуба получили ралли, шоссейно-АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ В США тличительная его рта — это глав* О ным образом спортч епрофессионалов,ж ения . Иногда дальнейший маршрути график участник получает только по прибытии в очередной пункт контроля времени. Часто ралли носят чисто туристский характер . В большинстве своем эти соревнования рассчитаны на спортсменов невысокой квалификациии новичков. Шоссеино-кольцевые гонки, к ак правило, проводят настарых военных аэродромах идорожныхкольцевых трассах. Автомобили для этих соревнований в 1964 году классифицировали следующим образом (кроме формул и классов ФИА): Серийные автомобили (выпуск не менее 100 штукза последние 12 месяцев; подразделяются на 8 классов по марками моделям). Улучшенные серийные автомобили (6 классов — по рабочему объему двигателя). Гоночные формулы «юниор» (двигат ель 1000 или 1100 смЗ). Гоночные формулы ВИ на базе агрегатов автомобиля «Фольксваген» (1192 смЗ). Гоночные свободной формулы (без огр аничения рабочего объема). Гоночные IV формулы (с двигателем 500 или 750 смЗ). В нынешнем году Клуб спортивных автомобилей Америки проводил девять международных соревнований по кален-«500 миль Индианополиса» н а треке «Индианополис спидвей». Трек имеет форму прямоугольника со скругленными угламиивиражами (до 9 градусов). Длиной трек около 4 километров, ш ирина гоночной трассы на прямых — 16 метров, на поворотах — 20. Трибуны вмещ ают до 145 тысяч человек. Используя интерес зрителей, д ельцы от спорта непомерно вздувают цены на билеты. За вход надо уплатить 5 долла-m\Рис. 3. Металлические вов сток-каров.ф ермы кузоР и с. биля.2. Двигатель гоночного автомоР и с. 1. Гоночный автомобиль с двигателем 4,2 л. кольцевые гонки, слалом (фигурное вождение) и соревнования на экономию топлива. Р алли здесь проводятся только на регулярность движения, без каких-либо дополнительных состязаний. Сбор в большинстве случаев «звездный», продолжительность — от одного часа до трех дней. Маршруты и скорость задаю тсяприпомощикартиграфиков двиK4»OiSWi*W.««C^V?.4VW««*w«T*>4^^^^дарю ФИА, чемпионат США по шоссейно-кольцевым гонкам (8 соревнований), 16 национальных ралли, 6 региональных чемпионатов (каждый из 8 соревнований) и около 150 различных местных соревнований соткрытым стартом. Клуб ЮСАК проводит четыре чемпионата для гонщиков-профессионалов. Наиболее популярный из них — чемпионат по треку для гоночных автомобилей. Он имеет более чем полувековую историю (впервые разыгранв 1902 году) и включает 12 гонок — на дистанцию от 100 до 500 миль, к которым допускается 50 сильнейших — победителей отборочных соревнований. Самая интереснаягонкачемпионата —ров, а за место для сидения от 10 до 30 долларов. Кроме того, з астоянку автомобилей взимается от 5 до 20 долларов (трек располагает стоянкой на 25 тысяч автомобилей). Каковы же технические результаты гонок? Наибольшая скорость лучшего круга (она была показанав прошлом году)- составила 151,153 мили в час. (241,78 км/час), а средняя — 229 км/час. Столь высокие скорости достигнуты на гоночных автомобилях последней конструкции. Один изнихпоказанна рис. 1. На нем можно ставить двигатель без наддува рабочим объемом до 4,2 л или с наддувом — до 2,8 л, д изель до 5,5 л или газовую турбину любых размеров . Абсолютное большинство двигателей (на последних гонках 48 из 50) были без наддува. На рис. 2 представлен четырехцилиндровый двигатель, у которого отношение диаметра цилиндра к ходу поршня равно единице. Двигатель — с двумя верхними распределительными валами, з ажигание от магнето, топливо — метаноловая смесь. В США распространены гонки профессионалов на автомобилях типа стоккар, что в переводе означает «серий-Три победы „Феррари"Одной изсложнейших трасс в мире является Нюрбуртское кольцо. Затяжные подъемы, крутые спуски, 89 поворотов на одном круге длиной 22Л килом етра — вот характерные черты этой трассы, на которой разыгрывался «Большой приз ФРГ», ш естаязачетная гонка чемпионата мира. В этих соревнов аниях впервые стартовала японская гоночная «Хонда» с 12-цилиндровым двигателем (230 л. с. при 12 500 об/мин.) и шестистуленчатой коробкой передач. За рулем машины был малоизвестныйамериканскийгонщикР . Бакнам, котор ый « а тринадцатом круге превратил машинув груду обломков. Внимание 300 тысяч зрителей было приковано к поединку «Лотоса» с ВРМД. Кларка с Г. Хиллом. Дуэль была короткой. После 7 кругов двигатель машин ы Кларка вышел из строя. Гонку1 же выиграл англичанин д . Сертисс на8-цилиндровом «Феррари». На 11-м круге он развил рекордную для этой трассы скорость 158,2 км/час. Средняя же скорость ^победителя — 155,4 км/час. Вторым финишировал Г. Хилл. Третье место досталось Л. Бандини («Феррари»). Вслед за победой на Нюрбургском кольце гоночные автомобили «Феррари» вновь добились успехав Цельтвеге вгонках на «Большой приз Австрии». Лидировавшие по сумме очков Г. Хилл, Д. Кларк и Д. Сертисс из-за неполадок вмашинах сошли с дистанции. Первым тришел на финиш 320-километровой гонки 28-летний итальянец Лоренцо Бандини (средняя скорость — 159,7 км/час), в ыступавший на 6-цилиндровом «Феррари». Гонщик фирмы ВРМ Р. Гинт ер отстал от победителя на 2 секунды. «Большой приз Италии» был восьмым этапом и, к ак обычно, проводился в Монца. Но в дистанцию гонок трек Монца из-за снискавших ему печальную известность частыхаварий включен не выл. Со старта гонку возглавил Сертисс на 8-цилиндровом «Феррари». В близком «соседстве» о ним — д . Кларк на «Ло-тосе» и Д. Герней на «Врэбхэме». На 12-м месте шел Р. Б акнам на японской «Хонде». Но не прошло и четверти гонки, к ак на его машине отказали тормоза. Прекратил борьбу на 26-м круге и прошлогодний чемпион Кларк, которого вновь подвела машина . На 75-м кругезастыл на обочине автомобиль Гернея. Сертисс без труда закончил 78-й круг и выиграл гонку. Это третья подряд победа «Феррари». Дистанцию 448.5 км он прошел со средней скоростью 205.634 км/час. Спустя 66 секунд финишировал Б. Мак-Ларен на «Купере», а за ним Л. Бандини на «Феррари». Предпоследний, д евятый этап — гонка на «Большой приз Америки» — проводился на трассе Уоткинс Глен. Прошлогоднему чемпиону Д. Кларку нужно было попасть в число призеров, чтобы сох ранитьшансы на первое место. Но случилось так, что более чем двухчасовую гонку выиграл чемпион 1962 года Грэхэм Хилл на БРМ. Второе место занял Д. Сертисс на «Феррари», а Кларк из-за неполадок в двигателе заняллишь седьмое место. Теперь по сумме очков лидирует Хилл — 39, у Сертисоа 34 очка .30 н ые легковые автомобили». На самом же деле сходство здесь только внешнее. Переделка серийной машиныв стокк арв полтора разапревышает стоимость нового автомобиля. Правила доп ускаютряд изменений в конструкциях, повышающих их скоростные и прочностные качества. Как правило, в кузове устанавливают мощную пространственную ферму (рис. 3) из стальных труб диаметром не менее 4,5 сантиметра. Рама автомобиля усиливается. В прошлом году было проведено 1200 соревнований сток-каров на ста гоночн ых трассах. Состязания привлекли свыш е 10 миллионов зрителей. Наиболее крупное из них — «500 миль Дайтона» н атреке «Дайтон-спидвей» (рис. 4). В целяхрекламы здесь используется буквально все. З а два часа до начала гонок 1964 года, перед зрителями начались выступления оркестрантов, танцовщиц, победительниц конкурса красоты и т. п. Старт давалсяс хода. В течение двух кругов автомобили подстраивались за лидирующей машиной стартера, затем лидерушелв сторону и гонка началась. Руководили ею судьи с мостика над линией, ф иниша . п рименяяразличные флаги и светофоры (рис. 5).Р ис . 5. Судейский мостик на трассе гонок для подачи сигналов флагами и светофорами. положении «проехал» по трассе 240 метров. Для заправкии смены шин автомобили довольно часто останавливались у боксов. Например, победитель Д. Петти сделал шесть остановок и сменил три комплекта шин. На заправку автомобиля и смену четырехшинмеханики затрачивали 30—40 секунд. Средняя скорость победителя на дис танции 800 км составила 248 км/час, а скорость лучшего круга 282 км/час. Максимальная скорость на прямых участках достигала 295—300 км/час. Д. Петти выступал на автомобиле «Плимут» 1964 года с двигателем мощностью 500—550 л. с. (6.95 литра). В США культивируются и другие соревнования гонщиков-профессионалов: н а картах, дрегстерах, спринт-карах, а также подъем на холм, испытания на экономичность. Их устраивают местные организации, хотя в некоторых случаях они именуются чемпионатами страны. Р азнообразны состязания на картах — от заездов на овальных треках до гонок по сложным трассам в лесистой местности. Любопытны соревнования на дрегстер ах — автомобилях, чаще всего изготовл енных самими спортсменами. Машины рассчитаны на получение максимальных ускорений (для спринта). Старт дается с места, дистанция Ч> мили (400 метров). Для дрегстеров используются мощные сильно форсированные поршневые двигатели или турбины. Судьи замеряют время прохождения дистанции и скорость. Вот результаты, полученные на такой машине с двигателем «Крейслер»: в ремя прохождения дистанции 7,77 секунды, скорость в конце отрезка — 306 км/час. На гоночных автомобилях с двитателя-ми среднего литража — спринт-карах — проводятся соревнования также на сравнительно короткихтрассах — на дистанцию от 15 до 16 миль. Весьма распространены соревнования на экономное расходование топлива, причем фирмы , торгующие бензином, всячески используют ихв целях рекламы. Самой известной трассой для таких соревнований является шоссе Лос-Анжелос — Детройт -протяженностью свыше4 тысяч километров. Продолжительность соревнований 5—6 дней. Автомобили участников подразделяют на восемь классов в зависимости от стоимости. Лучшие результаты по экономичности в 1963 году показал «Рамблер» — 8,3 л на 100 км из класса «компактных» автомобилей. Наибольший расход: 14,2 л на 100 км у «Бюик-Электра» (высший класс). Очень популярен в США подъем на холм на автомобилях разных типов (гоночные, сток-кары, спортивные). Много внимания здесь уделяется заездам на установление рекордов, а такжефиксации рекордов на всех гоночных трассах. Специальные рекордные заезды организуются на соляном озере в Бонневиле. Дистанция заездов на установление так называемого международногоР и с.6. Авария во время гонок.Р ис . 4. Общий спидвей».видтрека«Дайтон-В конце гонки на трассе остался 21 автомобиль из 46. Не обошлось и без крупных аварий (рис. 6). Две из них произошли из-за разрыва шин, одна — в результате столкновения. При этом один из столкнувшихся автомобилей пер евернулсявверх колесами ив таком *ev;^rafw^^»iAW«j-ie.vw.^v#_.av.v!>«tf».*««<»4^^^рекорда достигает 80 тысяч километров. В американском автоспорте все больш е ощущается влияние автомобильных фирм «Форд», «Крейслер», «Дженерал моторе». Нарушив свою конвенцию, зап рещающую использовать соревнования в целях рекламы, они яростно вторгаютс яв спорт, участвуя во многих состязаниях, начиная с простейших ралли и кончая сложнейшими трековыми гонками. Профессиональный автомобильный спорт в США несет на себе печать капиталистической наживы, изощренной рекламы. Его лейтмотив — «делать деньги». Мы против нравов буржуазного спорта. Что же касается вопросов организации соревнований, р азвития различных видов автоспорта, то здесь есть, к ак это видно из статьи, немало интересного. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель президиума ФАС СССР, член спортивной комиссии ФИА.Первые чемпионы известныВ седьмом этапе чемпионата мира по кольцевым мотогонкам на кольце Солнтуд (ФРГ) пятую победу в классе 500 см ' одержал англичанин Майкл Хэйлвуд на мотоцикле «МВ-Агуста». обеспечив себе звание чемпиона мира 1964 хода в этом классе. Западногерманские гонщики М. Дейбель и О. Хзрнер, победившие на мотоциклах до 500 см» с колясками, сох ранили титулы чемпионов ив этом ГОДУВо всех остальных заездах доминировали японские мотоциклы. На машинах «Хонда» были занятыпервые места в классах 50 смЗ (Р, Брайане). 125 и 350 смЗ (Д. Редман). В классе 250 см" победил Ф. Р ийдна «Ямахе». Восьмой этап проводился на кольце «Заксенринг» в ГДР исобрал свыше 250 тысяч зрителей. Для завода МЦ. кот орый выставил в классах 125 и 250 см 9 свои новейшие машины (с водяным охлаждением и 8-ступенчатой коробкой передач), эта гонка сложилась неудачно. На тренировке потерпел аварию англичанин Алан Шеферд, выступающий на МЦ. два других заводских гонщика К. Эндерляйн и Д. Крумгольц сошли изза технических неполадок. Поэтому в классе 125 см» первое место занял X. Андерсон на «Сузуки» (151,719 км/час). Следом за ним финишировали оба фир ­ м енных гонщика «Хонды» Л. Тавери и Д. Редман на 4-цилиндровых машинах. Гонщик завода МЦ Г. Р оснер был четвертым. По сумме очков в этом классе впереди идет Тавери — 36, затем Редман — 32 и Андерсон — 20. В классе 250 см» л учшимна тренировке был М. Хэйлвуд, выступавший на МЦ. В начале гонки он лидировал, но потом упал, и первое место досталось англичанину Ф. Р ийду («Ямаха»). Скорость победителя — 160,362 км/час. По сумме очков после восьми этапов впереди Редман — 40, за ним Рийд — 34 иШеферд — 18. Большой интерес вызвалзаезд на мотоциклах класса 350 см*. Среди участников два советских гонщика на новых 4-цилиндровых мотоциклах «Восток» мощностью 56 л. с. На тренировке Н. Севостьянов показал второе время после Д. Редмана («Хонда»), а Э. Кийса — третье. Но в гонке им не повезло. Вначале сошел Севостьянов, а на 12-м круге из 18 — и Э. Кийса, шедший пятым. Победу в этом классе снова одержал Д. Редман, .показав скорость 155,052 км/час. Большого успеха добился чехословацкий гонщик Густав Хавел, котор ый на 52-сильной «Яве» занял второе место. По сумме очков с большим отрывом лидируёт Д. Редман — 32. На втором месте М. Д афф — 14. На мотоциклах класса 500 см» гонку без труда опять выиграл Хэйлвуд со средней скоростью 163,089 км/час. Наш гонщик Н. Севостьянов на мотоцикле ЦКЭБ финишировал четвертым, позади М. Д аффаи П. Драйвера, в ыступавших на «Матчлессах». После восьми этапов у Хэйлвуда 48 очков, Р ийда — 17 я Драйвера — 14.31