СИЛЬНЕЙШИЕ АРМЕЙЦЫОПРАВДАННЫЕ НОВШЕСТВАПервенство страны по водно-моторному спортуМестом проведения XI первенства СССР по водно-моторному спорту стало озеро Хепо-Ярви в Кавголово, под Ленинградом. Отличительной особенностью его был раздельный зачет: командный в серии гонок 3X 10 км и личный — на дистанцию 10 км для спортсменов, занявших в командной гонке места с 1-го по 20-е в классах скутеров ис 1-го по 10-е во всех остальных классах судов. Оправдало себя и другое новшество — в командный зачет был включен юноша (на мотолодке). Это заставило тренеров больше внимания уделить молодым, серьезно готовить их к соревнованиям. Всего в первенстве стартовало 163 спортсмена, причем, к акив прошлые годы, наиболее массовыми были заезды скутеров СИ-175 (45 судов) и СА-250 (30 судов). С каждым годом увеличивается флот катеров К-02. Здесь стартовало 16 экипажей . Но вот огорчает слишком уж медленное развитие класса глиссеров ГА-250. На дистанции 10 км судейская коллегия не смогла назвать чемпиона — т ак мало было спортсменов. В первенстве выступило 10 команд, в том числе дебютанты: ДСО «Буревестник» и спортклубы «Искра» (Ленинград) и «Гомсельмаш» (Гомель). Выступление молодых коллективов оставило хорошее впечатление. Новосибирский «Буревестник» сумел занять третье место среди команд скутеристов в классе СИ-175. Пожалуй, самым отрадным итогом первенства явился рост спортивнотехнического мастерства водномоторннков. Так. из 46 скутеров СИ-175, принявших старт, зачет получили 43, из 16 мотолодок — 15, из 16 катер ов — 16, а главное — скоростные показатели во Всех классах судов намного возросли. Участники первенства могли познакомиться с новыми конструкциями судов. Всеобщее одобрение получил глиссер мастера спорта рекордсмена страны В. Слинкова (ДОСААФ, Воронеж). Установив двигатель ГАЗНЗ «Чайка» мощностью около 190 л. с , спортсмен сумел уложиться в регламентированный вес глиссера — 245 нг. Это позволило Слинкову без всякой конкуренции выиграть золотую медаль чемпиона в серии 3X10 нм ив заключительный день при плохой погоде установить новый рекорд СССР на •1 км — 115,384 км/час. Отлично выступили в классе катеров К-02 спортсмены «Трудовых резервов» В. Исаков и Е. Рольбанд, которые не только стали чемпионами на двух дистанциях, но и улучшили всесоюзные рекорды, показав на 1км 76,756 км/час и на 50 км — 64,533 км/час. Командные и личные итоги выступлений водномоторников представлены ниже. Они свидетельствуют о том. что на, успех теперь может рассчитывать тот коллектив, где ставка делается не на фаворитов, а на надежные результаты каждого члена команды, где есть сплоченность и взаимопомощь. Именно это обеспечило успех коллективам Вооруженных Сил, ДОСААФ, «Трудовых резервов», занявшим первые три места. Примечательно, что в числе призеров появились новые имена. Это В. Шолохов иЛ . Перевалова из Новосибирска, Е. Семенов из Ленинграда, И. Глазовский из Латвии и другие. Мы уже говорили о росте скоростей, о том, что сходы с дистанции стали реже. И все же не перевелись случаи, когда спортсменов выбрасывает на большой скорости из судна; многие плохо берут старт, проигрывая на этом 30 — 4 0 секунд, недостаточно четко проходят дистанцию, умудряясь даже проскочить мимо «ворот» шириной в 100 метров. Отсюда вывод: тренерам и гонщикам предстоит еще много работать над техникой и тактическим кругозором. Согласно Положению после соревнований на первенство СССР планируется «день рекордов». Но вот уже который год он, по существу, срывается. Причин здесь много. Плохая погода, усталость большинства спортсменов, неисправности двигателей и судов после напряженных соревнований — все это не располагает к штурму рекордов. Гораздо целесообразнее делать так , к ак это принято, например, в автомотоспорте: заезды на побитие рекордов проводить как самостоятельное соревнование, на утвержденной трассе (таких трасс должно быть две-три, не более), где всегда спокойная вода. Незадолго до закрытия сезона под Москвой были проведены такие заезды на побитие рекордов. Несмотря на то, что! в них приняло участие небольшое число спортсменов, удалось заметно поднять потолок некоторых всесоюзных рекордов. А. Добрынин на скутере СА-250 прошел 10 км со скоростью 94,587 км/час. Л . Грацианов обновил рекорд на скутере СС-500, развив скорость на 10-километровой дистанции 92,426 км/час. По два высших достижения установили В. Жиров на скутере СВ-350 (1 км — 114,285 и 10 км — 92,855 км/час) к Ю. Лилл на мотолодке (1 км — 60,657 и 10 км — 52,824 км/час). Мы не сомневаемся, что изменение порядка в организации «дня рекордов» поможет не только чаще обновлять рекорды СССР, но и перекрыть ряд мировых достижений. Г. ЖИРОВА, мастер спорта, ответственный секретарь Федерации водно-моторного спорта СССР.В. Арбеков и И. Григорьев — чемпионы СССР по мотокроссу В Белгороде закончилось личнокомандное первенство СССР по мотокроссу в двух классах — 175 и 350 смз. Интерес к состязаниям был исключительный; здесь собралось большинство ведущих наших нроссменов. В. Арбеков, В. Тюрин, А. Яковлев, В. Горулько, К. Ошиньш, Ю. Агеев, В. Лаврентьев, Ю. Романов, Э. Борисенко, Ю. А никин — имена, хорошо знакомые любителям мотоспорта. Эти спортсмены и вступили первыми в борьбу за звание чемпиона страны в классе 175 смз. Сразу же после старта острое соперничество разгорелось между прошлогодним победителем А. Яковлевым («Труд», Ковров) и призером чемпионата мира нынешнего года в классе 250 смз армейцем В. Арбеновым. Выиграв первые два заезда. Арбеков обеспечил себе звание чемпиона. Во всех трех заездах Яковлев был вторым и завоевал в итоге серебряную медаль. Третьим призером стал Ю. Романов. Спортивный спор в классе 350 смз решали не менее именитые гонщики . А. Клявиньш («Даугава», Рига) и Н. Соколов (ЦСКА) из-за падений сразу же после старта вынуждены были оставить «поле боя». Основная борьба развернулась между армейскими мотоциклистами — заслуженным мастером спорта И. Григорьевым, впервые выступавшим в этом классе, и стремительно растущим от гонки к гонке Г. Драугсом. Победа в первом заезде досталась молодому гонщику. Однако во втором заезде Григорьеву удалось взять реванш, он был первым такжев третьем заезде. В итоге многократный победитель первенств впервые удостоился звания чемпиона страны ив этом классе. Серебряная медаль вручена Г. Драугсу, бронзовая — 3 . Калькису. По Положению в зачет первенства среди команд ДСО и ведомств шли результаты соревнований в Кировограде (юноши и мужчины в классе 125 смз), а такжев Белгороде. Первенство досталось спортсменам Советской Армии, на втором месте спортивное' общество «Даугава», на третьем — «йыуд». Среди спортклубов первое место завоевал рижский СКА, второе — автомотоклуб «Калев», третье — автомотоклуб Вильнюса. Заслуживают похвалы организаторы соревнований. Опираясь на помощь партийных и советских органов, они сумели сделать так, что первенство мотоциклистов стало большим и по-настоящему радостным спортивным событием в городе. Не были забыты нужды болельщиков, которых, кстати, здесь было боле» 50 тысяч. Интересно прошел розыгрыш памятных подарков. Обладателем счастливого билета, на который выпал выигрыш «Явы-250», оказался ученик 8-го класса 35-й железнодорожной школы Женя Кобанец. За последнее время в стране появилось немало новых центров мотоспорта — Львов, Киров, Кировоград, Кемерово. Теперь с полным основанием к ним можно отнести и Белгород. Курс Федерации мотоспорта на расширение географии всесоюзных соревнований приносит хорошие плоды. С. ЮДИН, заместитель председателя Федерации мотоспорта СССР, судья республиканской категории. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ ДСО и ведомства: 1. Советская Армия (666 очков); 2. «Даугава» (554); 3. «Иыуд» (501). Клубы: 1. СКА, Рига (365); 2. Автомотоклуб «Калев» (251); 3. Автомотоклуб Вильнюса (240). ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ КЛАСС 175: 1. В. Арбеков (ЦСКА): 2. А. Яковлев («Труд», Ковров); 3. Ю. Романов (ЦСКА). КЛАСС 350: 1. И. Григорьев (СКА, Киев); 2. Г. Драугс (СКА. Рига). 3. 3. Калькис (СКА, Рига).РЕЗУЛЬТАТЫ XI ПЕРВЕНСТВА СССРКОМАНДНОЕ ПЕРВЕНСТВО: 1. Вооруж енные Силы; 2. ДОСААФ; 3. «Трудовые резервы». ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО: Скутера. СИ-175 (женщины): 1. М. Кассик (ДОСААФ); 2. Г. Жирова (ВС): 3. Л. Перевалова (Б); СИ-175 (мужчины): 10 км — 1. В. Кочергин (ВС); 2. В. Жуков (ДОСААФ); 3. И. Глазовский (Д); 3 X 10 км — 1. В. Сурнов (Д); 2. В. Кочергин (ВС); 3. В. Шолохов (Б); СА-250: 10 км — 1. Л. Грацианов (ВС): 2. В. Вуйко (ВС); 3. В. Степанчиков (ДОСААФ); 3 X 10 — 1. И. Богданов (ДОСААФ): 2. В. Вуйко (ВС); 3. И. Крючков (ДОСААФ); СВ-350: 3 X 10 — 1. В. Жиров (ВС); 2. Э. Индри« а н (Т. р.); 3. И. Паланевич (ДОСААФ). Мотолодки МА-250—юноши: 1. А. Шейнвал (Д); 2. В. Иванов (Т); 3. В. Баннаускас (Ж); мужчины: 10 км — 1. П. Лубанс Ш): 2 В. Кадде (ДОСААФ).; 3. Е. Семенов (И); 3 X 10 — 1. П. Лубанс; 2. В. Кадде; 3. Е. Семенов. Глиссеры: ГА-250: ЗХ10-— 1. В. Слинков (ДОСААФ); 2. Г. Кибардин (Т. р.); 3. Г. Лашко (ВС); ГВ-350: 10 км — 1. Ю. Вишняков (Т. р.); 2. Е. Петюкевич (ДОСААФ); 3. В. Курочкин (ВС); 3X10 — 1. Э. Воробейчик (Т. р.); 2. Ю. Вишняков; 3. Е. Петюкевич. Катера К-02: ДО км — 1. В. Исаков и Е. Рольбанд (Т. р.); 2. Н. Гайдов и Т. Арютин (Т): 3. В. Минин и В. Филаретов (ВС); 3 X 10 — 1. В. Исаков и Е. Рольбанд; 2. И. Широков и К. Хрусталев (ВС); 3. Н. Гайдов и Т. Арютин. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: ВС (Вооруженные Силы), В («Буревестник»), Д («Дуагава»), Ж («Жальгирис»), И («Иокра»), Т. («Труд»), Т. р . («Трудовые резервы»).26