ШКОЛА МОЛОЛОГО ЩОфЕРАОСТОРОЖНО С ОГНЕМ!има вступила в свои права. Она устраивает суровый экзамен каждому, кто ведет машины по ее белым дорогам. И надо, чтобы он не застал вас врасплох. Наш разговор сегодня не о приемах вождения, однако к безопасности движения он имеет самое непосредственное отношение. ...Январским утром шофер автохозяйства Чермозского леспромхоза Пермской области В. Кацемба стал собираться в рейс. Бокс, где стоял автомобиль, не отапливался, и застывший мотор никак не хотел слушаться. Выручила бы горячая вода, но таковой поблизости не было; в автохозяйстве этот метод разогрева оказался не в моде, и им никто не пользовался. По привычке Кацемба зажег факел и решил таким способом «подстегнуть» прихваченный морозом двигатель. Не окажись поблизости ванны с дизельным топливом, может, и на этот раз все обошлось бы. Но беда как будто ждала своего часа. Горючее вспыхнуло, начался пожар. Утихомирить огненную стихию не удалось: гараж был полностью уничтожен. Так небрежность шофера, а главное — применение (в нарушение правил безопасности) для промывки деталей солярового масла привели к пожару. Приведенный пример не единичен. Пожары в гаражах зимой возникают, как правило, именно из-за отсутствия специальных приспособлений для безопасного разогрева двигателей автомобилей там, где они стоят в холодных помещениях или на открытых площадках. Но есть и другие причины. Помещения мелких автохозяйств, в особенности расположенных в сельской местности, зачастую имеют печное или местное центральное отопление. Порой ухаживают за отопительными сооружениями сами шоферы. И, к сожалению, с нарушением правил эксплуатации и пожарной безопасности. Применение легковоспламеняющихся жидкостей для растопки, оставление топящихся печей без присмотра, неисправности дымоходов, сушка у печей горючих материалов, спецодежды — все это нередко приводит к уничтожающим пожарам.ЗОгненная опасность особенно страшна летом. В одном из автохозяйств Томской области не придавали значения оборудованию глушителей машин, перевозящих легковоспламеняемые грузы, надежными искрогасителями, и вот результат: во время движения автомобиля по территории льнозавода от вылетевшей искры загорелась треста. Огонь мгновенно распространился по территории. Пожар уничтожил не только сооружения и продукцию предприятия, но и три автомобиля. Подобные случаи нередки и при перевозках сена. Надо сказать, что за выполнение всех противопожарных требований прежде всего отвечают руководители автохозяйств. Однако и водитель играет в этом не последнюю роль, а шоферлюбитель и вообще единственную. Чтобы огонь не становился суровым судьей, карающим за малейшую небрежность, необходимо прежде всего в каждом автохозяйстве, в каждом гараже автолюбителя завести строгий противопожарный режим. А это значит, что надо повсеместно отказаться от использования открытого пламени для отогревания застывших моторов и других узлов, перестать хранить в помещениях гаражей воспламеняющиеся жидкости или применять их для промывки деталей. Наш разговор с водителями о пожарной безопасности важен и потому, что пожар может возникнуть не только на стоянках автомобилей, но ив пути. Немаловажную роль в предупреждении его играет своевременная и правильная регулировка системы питания двигателя. Все соединения ее должны быть герметичными, подтекания топливопроводов и карбюратора надо устранять немедленно. При перебоях в двигателе водители нередко снимают воздушный фильтр и заводят двигатель, не поставив его на место. Это недопустимо и опасно: при неисправном карбюраторе поплавковая камера его может быть переполнена бензином и при пуске произойдет выброс пламени, грозящий пожаром. Посмотрите также, все ли в порядке непосредственно на рабочем месте водителя — в кабине автомобиля, возле двигателя. Нередко шофер почему-то не находит лучшего места для хранения обтирочных материалов, порой загрязненных топливом и маслом, как под капотом или в самой кабине (не говоря уже о том, что частенько сам работает в промасленной и пропитанной топливом одежде). Нередко не обращаетвнимания на нарушение изоляции в электропроводке, нагрев проводов. А ведь все это — реальная опасность возникновения огня. Мы вели речь до сих пор о том, как предотвратить пожар. Однако мало запомнить лишь эти рекомендации., Каждый водитель должен хорошо знать, как бороться с огнем, если он возник. Какой бы пожар ни был, по какой бы причине ни произошел, начинается он с небольшого очага, погасить который не так уж сложно, если на автомобилеили в помещении гаража имеются первичные средства пожаротушения, а водители обучены правилам их применения. Самое лучшее — иметь в гараже или на автомобиле углекислотный огнетушитель, тем более что теперь выпускаются портативные, занимающие немного места. Помните также, что заряды химических пенных огнетушителей не выдерживают низких температур. Поэтому надо на зиму снимать такие огнетушители с автомобилей, из неотапливаемых помещений и переносить в теплые, чтобы не оказаться безоружным, если возникнет пожар. Вообще зимой лучше действуют углекислотные огнетушители. Если не представляется возможным иметь на машине огнетушитель, надо по крайней мере запастись покрывалом из тяжелой асбестовой или шерстяной ткани и лопатой. Почему именно ими? В автомобиле чаще всего воспламеняется бензин или другое топливо. Такое пламя можно сбить, лишь засыпав его землей, песк ом или немедленно прикрыв покрывалом, брезентом и т. п. Так же следует поступить, если на вас загорелась одежда. В любом случае не пытайтесь заливать огонь водой, так как горящее топливо будет продолжать гореть, растекаясь по воде. Загоревшиеся провода нельзя отрывать голыми руками. Это может привести к поражению электрическим током и ожогам. При воспламенении изоляции проводов на автомобиле надо немедленно отсоединить провод от аккумуляторной батареи и обложить тлеющее место тряпками, смоченными водой. Мы начали эту статью с призыва: будьте осторожны с огнем! Нам хочется закончить ее и другой мыслью: будьте решительными в борьбе с огнем! И. ДРУЗЬ, старший инженер-инспектор Управления пожарной охраны Министерства охраны общественного порядка РСФСР.20