ВМЕСТО РУЧНОТО-АВТОМАТИЧЕСКОЕ%НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМУ меня мотоцикл М-61. Эта машина снабжена ручным опережением зажигания. Я хочу переделать его на автоматическое, наподобие того, которое осуществлено на мотоцикле М-62, но не знаю, как это выполнить. Расскажите, пожалуйста. Н. ПЫНЗАР г. Норильск.По просьбе редакции на этот вопрос отвечает заместитель главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода В. В. Степин. Прежде всего нужно знать, какие узлы и детали мотоцикла М-62 необходимы для переделки. Приведем их перечень: распределительный вал (62-0140); кс)ышка распределительной коробки (6ЗД1116); передняя крышка (62-01166); двухвыводная катушка зажигания Б-201; прерыватель ПМ-11А; две втулки провода (62-18806); держатель крышки прерывателя (62-01010); подавительное сопротивление СЭ-01 (дополнительно к имеющемуся в мотоцикле М-61); тринадцать винтов с потайной или полупотайной головкой М6Х22 для крепления крышки распределительной коробки и передней крышки; два винта с полукруглой головкой М5Х22 для крепления катушки зажигания; два винта с полукруглой головкой М5Х16 для крепления прерывателя к крышке распределительной коробки; пять штампованных и пять пружинных шайб по 5мм для крепления катушки зажигания и прерывателя. Кое-что из этого перечня можно изготовить самому, например втулки, уплотняющие места вывода проводов из крышки распределительной коробки. Для них годна мягкая резина. Держатель, который крепит крышку прерывателя к корпусу, можно заменить простой проволочной дужкой, но при этом потребуется еще один винт М5Х16 . Переоборудование производят так. С двигателя М-61 снимают переднюю крышку, распределитель, прерыватель, крышку распределительной коробки и распределительный вал. Для снятия его необходимо ослабить гайки крепления головок цилиндров, отвернув их примерно на 5мм каждую, и прокрутить коленчатый вал двигателя несколько раз. Затем через отверстия в шестерне распределительного вала отвертывают два винта, крепящие фланец вала к картеру двигателя, и вытаскивают вал из картера. С крышки распределительной коробки двигателя М-61 снимают сальник распределительного вала с обоймой, а также трубку сапуна и устанавливают их на крышку распределительной коробки двигателя М-62. С распределительного вала двигателя М-61 спрессовывают обе имеющиеся на нем шестерни, снимают сегментную шпонку шестерни, шарикоподшипник и фланец. При спрессовывании чугунной шестерни (большей) необходимо располагать опоры, на которые укладывают распределительный вал, как можно ближ ек центру (иначе шестерня будет поломана), но ни в коем случае не на торец зубчатого венца. В то же время нельзя устанавливать вал на торец шарикоподшипнике, так как при выпрессовке подшипник может повредить сегментную шпонку. Поэтому подшипник спрессовывают после снятия шестерни и сегментной шпонки, Шестерню распределительного вала, фланец, шарикоподшипник и шестерню привода масляного насоса необходимо установить на распределительный вал двигателя М-62. Перед сборкой шестерню вала нагревают до 200—300 градусов. Порядок сборки таков. На вал напрессовывают шарикоподшипник, устанавливают сегментную шпонку шестерни, затем фланец. После этого напрессовывают горячую шестерню распределительного вала, следя за тем, чтобы шпоночный паз в ступице шестерни совпадал со шпонкой на валу. В конце всего напрессовывают на вал шестерню привода масляного насоса. После того как шестерня остынет, распределительный вал устанавливают в картер и закрепляют винтами. При этом нужно следить за тем, чтобы метки на шестерне вала и шестерне кривошипа совпадали. Затем ставят сапун и крышку распределительной коробки. Необходимо, чтобы штифт шестерни распределительного вала попал в отверстие сапуна. Ставя крышку распределительной коробки, следует опасаться вывертывания и повреждения сальника распределительного вала. Чтобы этого не случилось, фаску на конце шейки, по которой работает сальник, можно увеличить примерно до 1,5 мм . После этого устанавливают прерыватель и катушку зажигания. Подсоединяют провода низкого напряжения от замка зажигания к клемме на одной щечке катушки и от прерывателя — к клемме на противоположной щечке. Прежде чем монтировать провода высокого напряжения (используемые от двигателяМ-61), их разрезают на две части ив разрыв каждого устанавливают сопротивление СЭ-01. Это нужно для подавления радиопомех, возникающих при работе двигателя. В отверстия картера двигателя М-61, которые служили для выхода проводов высокого напряжения, необходимо поставить заглушки из маслобензостойкой резины или пробки. Теперь можно приступить к установке зажигания. Для этого, соблюдая между контактами прерывателя необходимый зазор (0,4—0,6 мм), снимают левую головку, проворачивают коленчатый вал двигателя до смыкания контактов и включают зажигание. К сердечнику катушки зажигания прикладывают отвертку, которая будет удерживаться на нем, разводят до отказа грузики автомата опережения зажигания и, оставив их в этом положении, легкими толчками осторожно провертывают коленчатый вал двигателя. В момент разрыва контактов прерывателя ток в цепи низкого напряжения исчезнет, сердечник катушки зажигания размагнитится, отвертка упадет. Это и послужит сигналом того, что контакты прерывателя разомкнулись. При полностью разведенных грузиках автомата опережения зажигания размыкание контактов прерывателя и подача искры должны происходить в тот мо ­ мент, когда поршни двигателя не дошли до верхней мертвой точки 10±0,5 мм (40 градусов ± 2 градуса до ВМТ по углу поворота коленчатого вала). Если размыкание контактов происходит раньше или позже, то корпус прерывателя необходимо повернуть соответственно против или по вращению часовой стрелки. После установки зажигания заканчивают сборку мотоцикла, регулируют зазор в клапанном механизме, снимают не нужные теперь катушку зажигания мотоцикла М-61 и трос опережения зажигания. Мотоцикл к дальнейшей эксплуатации готов._о ооооооооооМОТОЦИКЛЫ СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯЯ являюсь владельцем «Ковровца». На дорогах встречаю мотоциклы К-175 различных модификаций. Меня очень интересует, чем они различаются. А. БАТУЛИН г. Ташкент. На вопрос нашего читателя ответил начальник и главный конструктор ЦКЭБ мотоциклостроения В. В. Рогожин. В мотоциклостроении, как ив любой отрасли промышленности, постоянно происходят изменения. Инженеры и конструкторы работают над повышением качества и надежности машин. Ввиду этого и появились модификации К-175 А, Б и В. Основные изменения заключаются в следующем. На двигателе мотоцикла К-175А был установлен карбюратор К-55 и генератор Г-38; на К-175Б карбюратор был заменен на К-36, а генератор на Г-401. Кроме того, были установлены алюминиевый (загильзованный) цилиндр с двумя выпускными патрубками и манетка обогащения смеси. Новый воздухоочиститель, глушители с уменьшенным шумом и руль измененной формы сделали машину более удобной. Мотоцикл К-175В имеет чугунный цилиндр с одним выпускным патрубком, модернизированные детали передней вилки. Усиленный барабан сцепления повысил надежность машины.И