Такими или почти такими словами начинает свое заявление в ГАИ каждый новый владелец автомобиля, мотоцикла, мотороллера, а с недавнего времени — и мопеда, словом, тех транспортных средств, которые по Правилам движения должны находиться на учете в госавтоинспекции. Какие же требования необходимо выполнить для того, чтобы приобретенная вами машина получила прописку? Все они перечислены в специальном документе, который носит название «Правила регистрации и учета автомототранспорта». В середине минувшего года этот документ был утвержден как единый и обязательный на всей территории страны. Вы спр'осите: что же , прежде никаких правил не было? Разумеется, были, но определялись они различными постановлениями, приказами,инструкциями, часть из которых уже устарела. ' ^ Н овые «Правила» — это документ, которым руководствуются не только работники ГАИ; он дает ответы на многие вопросы, возн икающиеу каждого, кто стал владельцем автомобиля или мотоцикла, и содерж ит ряд новых положений. О них и пойдет речь. В Государственной автомобильной инспекции должны регистрироваться все автомобили и автомобильные тягачи, мотоциклы, мотороллеры и мопеды (с двигателем рабочим объемом не менее 49,8 см'), мотоколяски, прицепы (включая роспуски) и полуприцепы, а . т акже самоходные механизмы, установленные на шасси автомобилей. Любое транспортное. средство должно быть зарегистрировано в ГАИ в течение пяти суток после его приобретения. Прежде этот срок равнялся 48 часам ив ряде случаев оказывался нереальным. Если владелец сменил место жительства или место стоянки машины,„ПРОШУ ПОСТАВИТЬ НА УЧЕТ..."он обязан перерегистрировать машину в ГАИ в течение тех же пяти дней. Все эти требования в одинаковой мере относятся ик владельцам государственного транспорта, руководителям автотранспортных предприятий. Условия регистрации содержат сейчас подробный перечень необходимых документов и ряд требований, которые следует выполнить. Раньше, например, не оговаривалось, к акие документы должен представить для регистрации транспортного средства индивидуальный владелец. В результате возникало много недоразумений. Некоторые работники ГАИ требовали для этого не только счет-справку магазина, но и приемо-сдаточный акт завода-изготовителя, который втаких случаях совершенно не нужен . Принадлежность транспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан , согласно новым «Правилам», подтверждается при регистрации одним из следующих документов: справкой-счетом магазина; решением суда или свидетельством о праве наследования; разрешением таможни (для машин, ввозимых в СССР); нарядом и счетом отдела материальных фондов (госфонд). Надо сказать, многие положения нового донумента отражают не только чисто правовую сторону, но учитывают танже интересы безопасности движения. Например, транспортные средства, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются только на одного владельца. Сделано это прежде всего для того, чтобы повысить личную ответственность владельца как за содержание транспортного средства в технически исправном состоянии и соблюдение правил пользования им, т аки за выполнение правил движения. Вместе с тем это не исключает возможности совместного пользования автомобилем или мотоциклом по доверенности, заверенной в нотариальном порядке. Никто не станет отрицать, что современные быстроходные транспортные средства даже вруках опытного водителя все-таки опасны для других участников движения. Эта опасность возрастает во много раз, когда за руль садятся те, у кого нет еще твердых навыков уп . равления автомобилем или мотоциклом, кто не знает правил движения и не имеет водительских прав. Новые «Правила» устанавливают. что при регистрации транспортных средств личного пользования номерные знаки будут выдаваться только там владельцам (или лицам, имеющим доверенность на распоряжение машиной), у которых есть водительские права. Советуем всем, кто задумал приобрести автомобиль или мотоцикл, заранее позаботиться о получении удостоверения на право управления им. Добавим к этому, что за эксплуатацию автомобилей, мотоциклов, мотороллеров или мопедов без номерных знаков может налагаться штраф до 10 рублей. Специальный раздел «Правил» посвящен так называемым нетиповым конструкциям — самодельным автомобилям и мотоциклам. Он значительно расширяет возможности для самодеятельного ив первую очередь коллективного технического творчества. Можно ли самостоятельно конструировать и строить микролитражные автомобили, мотоциклы и боковые коляски к ним и мотороллерам, а также прицепы к легковым автомобилям? «Правила» отвечают на этот вопрос положительно. Регистрироваться такие машины будут прежде всего за спортивными обществами, учебными заведениями, а также за отдельными гражданами на основании документов, подтверждающих законность приобретения агрегатов и материалов. Конечно, при условии, что они будут отвечать всем требованиям, предъявляемым Правилами движения к техническому состоянию и внешнему виду машин. Технические требования на изготовление так их машин должны быть разработаны Государственным комитетом автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР. Не будут регистрироваться только те автомобили, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски, которые собраны из запчастей или восстановлены из числа выбракованных. Не подлежат регистрации также спортив. ные (гоночные) автомобили и мотоциклы. В заключение мы хотели бы ответить на вопросы владельцев машин иностранных марок, а также устаревших отечественных моделей, к которым найти запасные части в магазинах трудно, а порой просто невозможно. «Правила» допускают в этих случаях замену негодного агрегата соответствующим узлом автомобиля или мотоцикла другой марки или модели. Делать это следует только с разрешения автоинспекции. Запрещено устанавливать кузов другой модели или допускать такое переоборудование автомобиля, которое приведет к изменению его марки. М. ШЕЛЕГЕДА, старший автоинспектор ГАИ РСФСР.АСТЕРА ТУРИЗМАИ х десять человек, первыми из беспокойного племени авто- и мототуристов удостоенных звания мастера туризма СССР: С. Н. БАЛАШОВ М. М. БАДРИДЗЕ С. П. ВЕРЕМЬЕВ Б. Я. ГАРТЕНБЕРГ С. И. КЕАНГЕЛИ В. А. ЛОБАНОВ Л. И. Х МЕЛЕВСКИИ М. С. ШИПАЛОВ ИРЖИ ГАНЗЕЛКА МИРОСЛАВ ЗИКМУНД Если сложить вместе все их километры, то привычное «вокруг света на автомобилях» п окажется слишком скромным сравнением. Сергей Николаевич Балаш ов пристрастился к автомобильным странствиям почти сорок лет назад, в 1925 году. Где только не побывал с тех пор ветеран туризма! За эти годы он хорошо усвоил, что познать красоту родного краялучше всего в пути. Сергей Николаевич — неутомимый организатор походов выходного дня и путешествий. Инженеру М. М. Бадридзе ужеза семьдесят—возраст, когда пора было бы позаботиться о санаторной путевке на время отпуска. Но Михаил Михайлович считает, что настоящий отдых и радость приносят человеку не покой, а движение, смена впечатлений. Его не пугают трудные дороги, неизведанные маршруты. Какн икак за плечами почти полувековой водительский стаж. У Леонида Игнатьевича Хмелевского водительский стаж меньше, но его с полным основанием можно наз вать рекордсменом. В «послужном списке» Хмелевского 30 сборных походов выходного дня и 18 длительных многодневных путешествий. И каждый раз. вернувшись из длительного похода, он садился за составление маршрутов и карт, которыми теперь пользуются тысячи автотуристов. Один из самых активных пропагандистов туризма Сергей Павлович Веремьев. Исколесив вдоль и поперекродную страну, он также отдал много времени разработке туристских маршрутов, в частности по старым русским городам. Среди первых автомобилистов — мастеров туризма СССР Святослав Иванович Кеаигели. бывалый автопутешественник, автор-соста-' витель справочников по автомобильному туризму, и Бронислав Яковлевич Гартенберг, чьи приспособления и устройства для удобства путешествий хорошо знают многие туристы; их описа ние помещалось на страницах журнала, в сборниках и брошюрах. Много тысяч километров прошел автомобиль кандидата технических наук Михаила Сергеевича Шипалова. Бессменный командор в дальних пробегах, он умело водил колонны и по лесным малопроходимым дорогам нашего Севера, и по серпантинам Австрийских Альп. Шипалов — ответственный секретарь комиссии по автотуризму Советского комите та защиты мира. В числе десяти есть и мотоциклист Владимир Алексеевич Лобанов. Всем видам отдыха он предпочитает путешествие на мотоцикле. Насвоей машине он исколесил Среднюю Азию. З акавказье . В. Лобанов забирался иущелья Памира, поднимался до снежной кромки гор. В свои 62 года он чувствует себя молодым ипомышляето дальних походах. В списке первых мастер ов — и близкие сердцу каждого автомобилиста имена наших чехословацких друзей Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда. В постановлении президиума Центрального совета по туризму сказано: «Учитывая выдающиеся достижения чехословацких автотуристов Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, совершивших автопутешествие вокруг земного шараи по территории СССР и выполнивших классификационные нормативы, дающие право на получение звания «Мастер туризма СССР». присвоить Иржи Ганзелке и Мирославу Зикмунду звание «Мастер туризма СССР». От имени всех читателей журнала «За рулем» мы хотим сердечно поздравить первых мастеров туризма СССР и пожелать им удачи на дорогах.