«££«# Б ЕН3ндивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов в нашей стране миллионы, а в дальнейшем число их будет расти еще быстрее: ведь автомобильная промышленность взяла курс на резкое увеличение производства машин. Кто их обладатели — тоже всем ясно. В жизни, труде — это люди в подавляющем большинстве уважаемые, авторитетные. Но, становясь автомотолюбителями, они порой сталкиваются с такими обстоятельствами, при которых их гражданское достоинство ставится под сомнение. IBOT И сейчас они буквально мучаются с новым, как именуют его в официальных документах, «порядком продажи индивидуальным владельцам транспортных средств горюче-смазочных материалов по предварительно оплаченным талонам». Ожидалось, что введение талонов на бензин облегчит жизнь автолюбителей и мотоциклистов. Судите сами, в Москве, например, Из 100 автозаправочных станций на индивидуальных владельцев работали всего около 20, Приблизительно такие же пропорции сохранялись ив других местах. Купив талоны, водители собственных автомобилей и мотоциклов получали возможность заправить машину на любой АЗС. Очень удобно. .Особенно в дальних путешествиях, когда приезжему водителю искать «свою» к о ­ лонку довольно сложно. Поначалу все так и происходило: вы могли получить бензин > масло как за и наличные деньги, так ипо талонам. Причем эти талоны можно было приобрести тут же, на автозаправочной станции. Дело шло отлично. Однако радость автомотолюбителей оказалась преждевременной. Новая система так понравилась кому-то, что ею решили заменить самый простой и универсальный порядок расчетов на месте наличными, как в магазине. Тут и начались всякие неприятности. во-первых, с автозаправочных станций заборные книжки исчезли: сначала их стали продавать в конторах нефтесбытовых организаций, а затем в хозяйственных магазинах. Стало быть, поезжай теперь на колонку, узнай их адреса, а потом ищи — «где эта улица, где этот дом». Причем, случись дело в понедельник или, скажем, после 6 часов вечера, талонов уже не .купишь: магазины на замке. То же самое ив обеденный перерыв. Во-вторых, талоны эти сброшюрованы в книжки, и нередко, когда вам нужно всего ,20—30 литров бензина, магазин предлагает ни много ни мало как книжку «а 300 литров, которая стоит около 20 рублей! Наконец, может случиться, что талоны вы купили на бензин А-76, а на колонке сейчас в продаже только А-72, и для страховки надо приобретать еще одну книжку. В общем, как говорят, хлопот полон рот! в нашем рассказе нет никаких домыслов, здесь только факты. И тем не менее в утвержденных бывшим Совнархозом СССР, Министерством финансов СССР и Госбанком СССР «Указаниях о порядке продажи индивидуальным владельцам транспортных средств горюче-смазочных материалов по предварительно оплаченным талонам» зафиксировано скороспелое и явно ошибочное решение — продажу нефтепродуктов за наличные деньги запретить. Когда знакомишься с этим любопытным документом, видишь, что авторы его меньше всего заботились об удобстытнНвах владельцев автомобилей и мотоциклов. Можно сказать, вообще об этом не думали. Ведь в какой сизифов труд превращается элементарная заправка автомобиля или мотоцикла бензином, если перед этим на обложке заборной книжки надо «четко, без помарок заполнить чернилами» многочисленные графы — фамилия, имя и отчество владельца, его домашний адрес, марка машины, ее государственный номер, показания спидометра, номера талонов и дата их приобретения. Посмотрите: это же целая анкета! А без этих данных книжка недействительна. Так и записано в «Указаниях». Но этим дело не ограничилось. Многочисленных авто- и мотолюбителей не только лишили элементарных удобств. На обложки заборных книжек перекочевали такие «заповеди», которые поставили под сомнение честность всех без исключения владельцев автомобилей и мотоциклов. «Передача книжки или талонов другому лицу запрещается». Для чего это? Видимо, кто-то подозревает, что владелец книжки продаст ее другому автолюбителю подороже? А если он просто хочет выручить товарища, добравшегося к автозаправочной станции в то время, когда талонов уже нигде не купишь? Или, живя в подмосковном поселке, где нет АЗС, попросил соседа купить ему бензин в Москве? «Обложки книжек с корешками талонов владелец обязан хранить и предъявлять по требованию работников милиции». Не менее странное указание. И какое же время их хранить — год, два, три? В Казахстане, например, и впрям» обязали автомотолюбителей два года беречь корешки использованных тало-Из путевогоблокнотажурналиста•«и»»«•ЛШЧXI//Блестящий образец дорожной системы! Автострада Солнца Милан — Неаполь — дополнение к прекрасным пейзажам и панорамам Италии!» Так рекламирует акционерное общество концессий и автодорожного строительства новую достопримечательность Италии. Спору нет — трасса хорошая. Широкая, с прекрасным покрытием. Автобус «Италтуриста», на котором мы путешествуем, пробегает 200—300 километров между городами за два-три часа. Все пересечения на автостраде — в' разных уровнях. И на всем протяжении шоссе обнесено... колючей проволокой. Ее назначение становится понятным, когда наш шофер Элио останавливает автобус у стеклянной будки со_ шлагбаумом и протягивает служащему тысячу лир. — А что, все дороги, «ведущие в Рим», платные? Элио мрачнеет и неохотно отвечает: — Э! Не знаю. Я не интересуюсь политикой. Он очень приветлив и внимателен, «наш Элио», как все мы вскоре стали называть его. В дороге он то и дело сам становится гидом, стараясь показать нам «самое интересное». И в этом его ответе дело не в политике. Просто, видимо, он не считает эту сторону жизни Италии достопримечательностью, которой следовало бы гордиться. В свое время Элио был хозяином гаража, но из-за какой-то аварии разорился. Чтобы возместить убытки, пришлось продать машины, мэстеракую и пойти работать шофером — возить неугомонных туристов по [узким лабиринтам древних городов. Теперь он копит деньги, экономя буквально на спичках. — Тяжело, но заработок хороший, — вздыхает Элио. Фирма «Италтурист» ,зря деньги не платит. Напряженный. двенадцатичасовой труд выматывает и молодого человека. Элио же под пятьдесят. А фирма в любой момент может от-Наш другЭлио