н а.евяносто страничек календаря отделяют нас от того вечера, когда в Москве на стадионе «Динамо» родился первый чемпион мира в мотогонках по льду. Утихли спортивные страсти, бушевавшие на трибунах, сданы в архив судейские протоколы, а в памяти поклонников мотоспорта не изгладились еще впечатления от этого большого спортивного дня. Торжественный строй мотоциклистов, ликование зрителей, десятки фоторепортеров, нацеливших стволы своих камер на пьедестал почета, и полыхающий в лучах прожекторов алый флаг с серпом и молотом. Флаг, поднятый под звуки нашего гимна в честь большой победы советского спорта. Три фактора сделали этот чемпионат по-настоящему выдающимся событием в мотоспорте: представительность (12 стран прислали своих гонщиков на премьеру мирового первенства), высокие результаты и широкая, если можно так сказать, гласность соревнований.ПВРВЫПIо.Чемпион мира Габдрахман Телевизионный голубой экран беспредельно расширил трибуны, пригласил в Ленинград, а затем в Москву зрителей из сотен городов и сел. Впервые спидвей на льду транслировался по «Интервидению», и миллионы людей у нас э стране и за рубежом смогли познакомиться с этими соревнованиями и оценить их. С чемпионатом мира зимний мотоспорт поднялся еще на одну ступень, завоевав в международном календаре новые позиции, а в сердцах любителей спорта новые симпатии. Если соблюдать, точность, то надо сказать, что чемпионат взял старт не в тот момент, когда первый квартет участников ринулся вперед, а гораздо раньше, и не на ледяной дорожке, а за столом с «зеленым сукном». На осеннем конгрессе ФИМ 1959 года соС лева — второй призер чемпионата Виктор Кузнецов. С права — обладатель бронзовой медали Антонин Шваб. ветская делегация предложила провести первые официальные соревнования по мотогонкам на льду — разыграть «Кубок дружбы». Потребовалось шесть лет, чтобы полузабытый вид мотоспорта обрел право на чемпионат мира. Основная заслуга в этом принадлежит нашей федерации и Центральному клубу, которые смогли заразить идеей зимнего спидвея спортсменов многих стран. С каждым новым соревнованием расширялся круг участников. «Кубок дружбы» разыграли спортсмены четырех стран, первенство Европы 1964 года — семи, первенство Европы 1965 года — десяти. На мировом чемпионате развевалось 12 спортивных штандартов — Австрии, Англии, Болгарии, ГДР, Монголии, Польши, СССР, Финляндии, ФРГ, Чехословакии, Швеции, Югославии. Мы, конечно, верили в силу наших мастеров льда, надеялись на их успех, но вряд ли нашелся человек, который с уверенностью смог бы назвать будущего чемпиона, особенно после того, как на спортивном небосклоне рядом с Кадыров.0.б.ь 0. оименами Кадырова, Самородова, Кузнецова, Дудорина засверкала новая звезда молодого Юрия Чекранова, выигрывшего первенство СССР 1966 года. Формула чемпионата — два Полуфинальных и четыре финальных этапа — определила дистанцию до пьедестала почета длиною в тридцать заездов (напомним: в каждом этапе спортсмен стартует пять раз). Тридцать заездов на огромной скорости, где каждая заминка на старте или осечка в ходе гонки грозит потерей очка, а оно ценится буквально «на вес золота». Только техникой и скоростью здесь не возьмешь. Нужна еще и выдержка, нужны ум и искусство стратега, чтобы распределить силы на всей дистанции чемпионата. Тем более, что никогда еще на ледяных гонках борьба не шла на таком пределе возможностей спортсменов и машин. Блестяще справился с этими задачами Габдрахман Кадыров. Он ловко умеет «держать» внутреннюю бровку, неожиданно включать «космическую» скорость, обходить противника в любом месте ив любых ситуациях, сохраняяГабдрахман. Кадыров (СССР) — чемпион мира. Чемпионское золото дорого. Кто станет это оспаривать, особенно, если оно первое и завоевано в столь тяжелой борьбе. И все же дороже всего дух спортивного товарищества, дружбы. Он торжествовал на чемпионате. В таких острых соревнованияхни одной травмы, ни одного происшествия. Зепп Гиггенбах (ФРГ)— член комитета трековых гонок, комиссар ФИМ на чемпионате. Идеальная организация, великолепные соревнования, сердечность, гостеприимство — таковы мои впечатления от чемпионата. На мой взгляд, «зимний спидвей» интересней и острей обычного. У него большие перспективы. Маури Пеконен — руководитель финской делегации. Первенство прошло блестяще. Я не вижу преград для дальнейшего развития мотогонок на льду. По мере постройки катков с искусственным льдом они будут захватывать все больше стран.10