Слово преподавателюП рограмма подготовки водителей мо•• тоциклов почти половину времени, предназначенного на вождение, отводит для езды по дорогам ив городских условиях. И это закономерно: мало овладеть приемами управления мотоциклом и уметь пройти «восьмерку» или «змейку» — мотоциклист должен до конца постичь азбуку движения по улицам с многорядным движением, проезда перекрестков, научиться безопасному выполнению поворотов, обгонов, перестроений и т. п. Понятно, что такие учебные занятия должны проводиться в реальной обстановке, на улицах с интенсивным движением. А вот это практикуется далеко не всегда. Инструктор часто просто опасается выпускать ученика в плотный транспортный поток на обычной машине. И его опасения, конечно, имеют основания: хотя выезд на улицы и дороги следует только за приобретением достаточных навыков вождения, в сложной обстановке новичок за рулем может растеряться. принять неправильное решение. Как уберечь его от ошибок? Как и здесь добиться полной безопасности? Ответ очевиден и прост: нужны учебные мотоциклы, то есть машины, обо8удованные дублирующим управлением. таких приспособлениях мы и хотим рассказать. Дублирующее управление (см. рисунок), которым мы оборудовали мотоциклы М-72 с боковым прицепом, ' легко изготовить в любом низовом коллективе ДОСААФ без применения дефицитных материалов и деталей. Оно включает в себя дополнительный привод на тормоз заднего колеса мотоцикла и механизм сцепления. Основой привода тормоза является вал 1, концы которого имеют квадратные головки. На них устанавливаются центральный 4 «• тормозной 6 рычаги. Эти детали закрепляются на валу болтами. Можно применить и другой способ крепления, доступный в местных условиях, вплоть до сварки. Тормозной рычаг входит в скобу 7 педали 8 ножного тормоза. Вал вращается в двух скользящих подшипниках 2. Подшипники стальные, разъемные: нижняя половина — основание — приваривается к раме бокового прицепа, верхняя — крышка! — привертывается двумя болтами к основанию и удерживает вал. Подшипниковые шейки вала проточены, чтобы устранить его осевое смещение. Привод сцеплеиия состоит из рычага 5и троса 9 дополнительного привода сцепления. Трос помещен в гибкую о'Золочку. Работа дублирующего управления сводится к следующему. При необходимости исправить ошибку учащегося инструктор правой рукой выжимает рычаг 5и через трос 9 перемещает рычаг 13 выключения сцепления — сцепление выключается разъединяя коленчатый вал двигателя с коробкой передач. Если эта мера окажется недостаточной, то следующим двинсекием инструктор может включить тормоз. Для этого надо лишь потядуть рычаг 4 на себя — вал 1и тормозной рычаг•СВЕКШ!•" ермес, нто не забыл, — бог торгов• ли у древних греков. Однако прежде разговор пойдет о вещах совсем не мифических. Установленный в свое время Министерством торговли порядок продажи принадлежащих индивидуальным владель-Проделки Гермесацам автомобилей достаточно хорошо известен всем автолюбителям. Не скажем, что правила комиссионной торговли совершенны и вечны, но пока они в силе. Суть их в общем-то несложна: захотели продать автомобиль — сдайте, номера в автоинспекции:, пригоняйте машину в магазин, и дальше уже не ваша забота — приходите лишь получить денежки. Однако в городе Северодвинске Архангельской области решили внести в торговлю автомобилями элементы творчества, своего рода импровизацию. Здесь, оказывается, в магазин «Спорттовары» (он выполняет в Северодвинске и функции комиссионного) пригонять автомобиль, который вы решили продать, вовсе не надо. Не то чтобы запрещается, а просто не имеет никакого смысла. По правилам комиссионной торговли все хлопоты по продаже автомобиля должны взять на себя работники магазина: они оценивают автомобиль, предлагают и рекомендуют его покупателям, объясняют устройство машины, отвечают за сохранность товара и т. п. Нет, говорят северодвинские импровизаторы, слишком многого от нас хотите) С их благословения эта процедура предельно упрощена. Вот что рассказали в своем письме в редакцию журнала «За рулем» автолюбители тт. Юдин, Громов, Подрухин, Шауло, Соколов, Стропов и другие. ...Итак, вы решили продать автомобиль. Перво-наперво разыскиваете в городе некоего специалиста по части определения стоимости автомобиля. Он, между прочим, работает шофером на станции скорой помощи, так что, сами понимаете, встретиться с ним нелегко: дежурства, срочные вызовы и все такое прочее. Но наконец вам повезло; нашли его, договорились о «приеме», узнали, сколько we ваш автомобиль пробежал километров, а может быть, и произвели некоторые арифметические действия, чтобы ускорить-получение официальной бумаги. А дальше — опять полное самообслуживание. Магазин лишь вывешивает объявление о продаже. После чего желающие купить машину звонят вам на работу, стучат до позднего вечера в дверь вашей квартира, и вы в десятый и сотый раз идете в гараж и начинаете все сначалазапускаете двигатель, демонстрируете ходовые качества машины, скучаете, пока потенциальный покупатель проверяет все самолично. Сказать по правде, за такие мытарства с магазина получить бы причиталось, ан нет — при расчете у вас спокойно удерживают 7 процентов стоимости автомобиля. За услуги. Какие только — неизвестно! А теперь вернемся к Гермесу. В одном из древнегреческих мифов о боге торговли говорится, что он был необычайно ловок и любил позабавиться. Он в шутку украл у Зевса скипетр, у Посейдона — трезубец, а у Аполлона — золотой лук и стрелы. Прочитав письмо наших читателей о порядках в северодвинском комиссионном магазине по продаже автомобилей, мы подумали: а не проделки ли это Гермеса, не подшутил ли он над работниками торговли, похитив у них здравый смысл? Или они его сами потеряли? Г. АРКАДЬЕВм отоцикломУПРАВЛЯЮТ ДСхема дублирующего управления учебного мотоцикла М-72: 1 — вал; 2 — подшипник ваиа; 3 — рама бокового прицепа; 4 — центральный рычаг; 5 — рычаг сцепления; 6 — тормозной рычаг; 7 — скоба; 8 — педаль ножного тормоза; 9трос дополнительного привода сцепления; 10 — трос сцепления; 11 — кронштейн; 12 — барашек; 13 — рычаг выключения сцепления.В ОЕв повернутся против часовой стрелки, тормозной рычаг надавит на скобу 7и нажмет педаль ножного тормоза. Такое дублирующее управление работает надежно и безотказно. Оно помогает улучшить подготовку мотоциклистов и повышает безопасность обучения. Наконец, и это тоже немаловажно, уменьшается износ материальной части и ра.оход топлива. А. АБРАМОВ, преподаватель Института физической культуры им. ЛесгафтаЛенинградОт редакции . Взгляните теперь на фото. Оно не требует осевых пояснений. Так просто и оригинально решили проблему дублирующего управления на мотоцикле-одиночке наши чехословацкие друзья. Второй руль, укрепленный на бензобаке, связан с основным двумя штангами. Не пригодится ли такая конструкция и нашим курсам по подготовке мотоциклистов?•29-