Tlil'}:i\t*}\\Wi\:*}7i\\\\I*iW1tm*iVlUi\Uiем бы ты хотел стать, Франтишек?», — спросили меня дома, когда я окончил школу. У каждого мальчишки свои идеалы. Я мечтал о высоких скоростях и хотел стать гонщиком. Но родителям нужно было ответить более конкретно, и потому я сказал: «Слесарем». Так начинает рассказ о своей жизни один из лучших мотогонщиков мира чехословацкий спортсмен Франтишек Счастный. Он родился в селе под Млада Болеславом. Работал слесарем на «шкодовке», увлекался велоспортом, успешно выступая на треке и шоссе. Но это были не те скорости, которые хотел покорять Франта. Когда ему исполнилось двадцать лет, он вышел на старт первой в своей жизни мотоциклетной гонки и понял, что мотоцикл — его призвание. Мотогонки захватили Счастного. Он старался как можно чаще выступать в соревнованиях и упорно учился у тогдашних мастеров. Шесть лет за рулем гоночного мотоцикла сделали из него опытного кольцевика. Мотоциклетный завод «Ява» предложил ему стать заводским гонщиком-испытателем. И вот тогда Франта убедился, что Счастный — действительно значит счастливый. Он выигрывал гонки в Брно и Таллине, Зальцбурге и Белфасте. Неоднократный чемпион Чехословакии, Франтишек с 1960 года выступает иа чемпионате мира по кольцевым мотогонкам. Через год он становится серебряным призером в классе 350 см». Трижды — в 1960, 1962 и 1963 годах занимает четвертое место. Сам Счастный считает своим наивысшим успехом .третье место (1962 и 1963 гг.) в английских гонках ТТ — «Турист Трофи». Действительно, занять в труднейшей кольцевой гонке мира третье место при 90 стартующих — это выдающийся результат.С ЧАСТИЫИ3 НАЧ ИТСЧАСТЛИВЫЙФ. СЧАСТНЫЙ. Несмотря на свои 38 лет, Счастный в хорошей спортивной форме. 8 прошлом году он снова стал чемпионом Чехословакии, выиграл этап чемпионата мира в Северной Ирландии в классе 350 см3и занял третье место на «пятисотке» в Большом призе Италии. Конечно, случались и неудачи. Подводила машина, были аварии на трассах Ичин, Солитуд, Мэн. Но Счастный относится к этому с присущим ему юмором. Однако он становится серьезным, когда разговор заходит об искусстве гонщика. «Сегодня невозможно 'изобрести какую-нибудь новую чудодейственную технику вождения, — говорит он. — Все зависит от деталей, которые свойственны стилю мастеров. Учиться должен каждый, кто не хочет останавливаться и топтаться на месте. Прошло то время, когда можно было проходить круг за кругом, придерживаясь одной и той же тактики, одного и того же стиля езды. Гонщику, — подчеркивает Счастный, — необходимо импровизировать в зависимости от состояния трассы, погоды, мотоциклов соперников и, главным образом, в зависимости от своих способностей. Никогда не рискуйте. Развивайте такую скорость, какую позволяют вам мотоцикл и ваши способности». Остается добавить, что этому совету точнее всех следует сам Счастный. Потому, наверное, он и счастливый. В. НИКОЛАЕВКАРТИНГКРУГЛЫЙ ГОДэтом году наш картинг отмечает свое пятилетие. Дата эта не юбилейная, но асе же нельзя умолчать о его серьезных успехах. Соревнования юных и взрослых картингистов, состязания личные и командные, гонки на треке, на шоссе, на гаревой дорожке. Наконец, на льду. Обутые а зимнюю обувь — шипованные покрышки — юркие карты прекрасно ведут себя м на такой необычной трассе, в этом убедились все, кому удалось лично или по телевизору наблюдать встречи первого зимнего первенства страны. Оно проходило в Курске — городе, ставшем колыбелью картинга, и собрало представителей четырех республик — РСФСР, Украины, Латвии, Эстонии, (городов Москвы и Ленинграда. Командный -приз оспаривали 16 коллективов. Хозяева трассы — команда Курского дворца пионеров а составе чемпиона страны в. Лыткина и В. Трубникова, — набрав 47 очков, стали победителями всесоюзного командного первенства. Последующие два места достались эстонским спортсменам — клубу «Экскаватор» и 'республиканскому клубу «Калев». Личное первенство разыгрывалось по мотоциклетной формуле '— таблице для 16 спортсменов. Разрыв моторной цепи а первом же заезде лишил В. Лыткина возможности бороться за медаль. Чемпионом Советского Союза стал инженер из г. Вильянди (Эстония) Освальд Кукк, Серебро и бронза достались курянамслесарю злектроалпаратного завода Г. Дивакову и студенту политехнического института в. Трубникову. Сейчас, когда спортсмены готовятся к летнему первенству, хотелось бы обратить ' 'внимание на те досадные мелочи, которые испортили впечатление от первого 'чемпионата. Вряд ли стоит повторять известную истину, что спортивное состязание, а тем более первенство СССР, — это праздник не только для спортсменов, «о и для зрителей. К сожалению, любители картинга в Курске этого не почувствовали. После первого же заезда умолкло радио, м информация о ходе гонок лре- кратилась. Возмущение тысяч людей не разделил только один человек — директор курского стадиона «Трудовые резервы» тов. вульфович. Трансляционная сеть стадиона бездействовала и на следующий пень. Положение спасли радиолюбители Дворца пионеров. Они радиофицировали стадион при помощи передвижной установки и выносных динамиков. Организация и проведение первого зимнего чемпионата СССР были поручены Курскому обкому ДОСААФ (председатель тов. Доценко). Фактически же в этой роли оказался Дворец пионеров. Благо, в нем много энтузиастов. В обкоме ДОСААФ по-прежнему считают картинг «детским» видом спорта и ие помогают спортсменам. Поэтому многие курские картин пикты, хоть и вышли давно из пионерского возраста, вынуждены выступать за... Дворец пионеров. Л . ЗЕЛИКСОН, судья всесоюзной категориие.. Курск•28*