14
15
«££«# Б ЕН3ндивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов в нашей стране миллионы, а в дальнейшем число их будет расти еще быстрее: ведь автомобильная промышленность взяла курс на резкое увеличение производства машин. Кто их обладатели — тоже всем ясно. В жизни, труде — это люди в подавляющем большинстве уважаемые, авторитетные. Но, становясь автомотолюбителями, они порой сталкиваются с такими обстоятельствами, при которых их гражданское достоинство ставится под сомнение. IBOT И сейчас они буквально мучаются с новым, как именуют его в официальных документах, «порядком продажи индивидуальным владельцам транспортных средств горюче-смазочных материалов по предварительно оплаченным талонам». Ожидалось, что введение талонов на бензин облегчит жизнь автолюбителей и мотоциклистов. Судите сами, в Москве, например, Из 100 автозаправочных станций на индивидуальных владельцев работали всего около 20, Приблизительно такие же пропорции сохранялись ив других местах. Купив талоны, водители собственных автомобилей и мотоциклов получали возможность заправить машину на любой АЗС. Очень удобно. .Особенно в дальних путешествиях, когда приезжему водителю искать «свою» к о ­ лонку довольно сложно. Поначалу все так и происходило: вы могли получить бензин > масло как за и наличные деньги, так ипо талонам. Причем эти талоны можно было приобрести тут же, на автозаправочной станции. Дело шло отлично. Однако радость автомотолюбителей оказалась преждевременной. Новая система так понравилась кому-то, что ею решили заменить самый простой и универсальный порядок расчетов на месте наличными, как в магазине. Тут и начались всякие неприятности. во-первых, с автозаправочных станций заборные книжки исчезли: сначала их стали продавать в конторах нефтесбытовых организаций, а затем в хозяйственных магазинах. Стало быть, поезжай теперь на колонку, узнай их адреса, а потом ищи — «где эта улица, где этот дом». Причем, случись дело в понедельник или, скажем, после 6 часов вечера, талонов уже не .купишь: магазины на замке. То же самое ив обеденный перерыв. Во-вторых, талоны эти сброшюрованы в книжки, и нередко, когда вам нужно всего ,20—30 литров бензина, магазин предлагает ни много ни мало как книжку «а 300 литров, которая стоит около 20 рублей! Наконец, может случиться, что талоны вы купили на бензин А-76, а на колонке сейчас в продаже только А-72, и для страховки надо приобретать еще одну книжку. В общем, как говорят, хлопот полон рот! в нашем рассказе нет никаких домыслов, здесь только факты. И тем не менее в утвержденных бывшим Совнархозом СССР, Министерством финансов СССР и Госбанком СССР «Указаниях о порядке продажи индивидуальным владельцам транспортных средств горюче-смазочных материалов по предварительно оплаченным талонам» зафиксировано скороспелое и явно ошибочное решение — продажу нефтепродуктов за наличные деньги запретить. Когда знакомишься с этим любопытным документом, видишь, что авторы его меньше всего заботились об удобстытнНвах владельцев автомобилей и мотоциклов. Можно сказать, вообще об этом не думали. Ведь в какой сизифов труд превращается элементарная заправка автомобиля или мотоцикла бензином, если перед этим на обложке заборной книжки надо «четко, без помарок заполнить чернилами» многочисленные графы — фамилия, имя и отчество владельца, его домашний адрес, марка машины, ее государственный номер, показания спидометра, номера талонов и дата их приобретения. Посмотрите: это же целая анкета! А без этих данных книжка недействительна. Так и записано в «Указаниях». Но этим дело не ограничилось. Многочисленных авто- и мотолюбителей не только лишили элементарных удобств. На обложки заборных книжек перекочевали такие «заповеди», которые поставили под сомнение честность всех без исключения владельцев автомобилей и мотоциклов. «Передача книжки или талонов другому лицу запрещается». Для чего это? Видимо, кто-то подозревает, что владелец книжки продаст ее другому автолюбителю подороже? А если он просто хочет выручить товарища, добравшегося к автозаправочной станции в то время, когда талонов уже нигде не купишь? Или, живя в подмосковном поселке, где нет АЗС, попросил соседа купить ему бензин в Москве? «Обложки книжек с корешками талонов владелец обязан хранить и предъявлять по требованию работников милиции». Не менее странное указание. И какое же время их хранить — год, два, три? В Казахстане, например, и впрям» обязали автомотолюбителей два года беречь корешки использованных тало-Из путевогоблокнотажурналиста•«и»»«•ЛШЧXI//Блестящий образец дорожной системы! Автострада Солнца Милан — Неаполь — дополнение к прекрасным пейзажам и панорамам Италии!» Так рекламирует акционерное общество концессий и автодорожного строительства новую достопримечательность Италии. Спору нет — трасса хорошая. Широкая, с прекрасным покрытием. Автобус «Италтуриста», на котором мы путешествуем, пробегает 200—300 километров между городами за два-три часа. Все пересечения на автостраде — в' разных уровнях. И на всем протяжении шоссе обнесено... колючей проволокой. Ее назначение становится понятным, когда наш шофер Элио останавливает автобус у стеклянной будки со_ шлагбаумом и протягивает служащему тысячу лир. — А что, все дороги, «ведущие в Рим», платные? Элио мрачнеет и неохотно отвечает: — Э! Не знаю. Я не интересуюсь политикой. Он очень приветлив и внимателен, «наш Элио», как все мы вскоре стали называть его. В дороге он то и дело сам становится гидом, стараясь показать нам «самое интересное». И в этом его ответе дело не в политике. Просто, видимо, он не считает эту сторону жизни Италии достопримечательностью, которой следовало бы гордиться. В свое время Элио был хозяином гаража, но из-за какой-то аварии разорился. Чтобы возместить убытки, пришлось продать машины, мэстеракую и пойти работать шофером — возить неугомонных туристов по [узким лабиринтам древних городов. Теперь он копит деньги, экономя буквально на спичках. — Тяжело, но заработок хороший, — вздыхает Элио. Фирма «Италтурист» ,зря деньги не платит. Напряженный. двенадцатичасовой труд выматывает и молодого человека. Элио же под пятьдесят. А фирма в любой момент может от-Наш другЭлио с.препятствияминов как святыню. Не исключено, что гденибудь пойдут еще дальше: сомнительные примеры бывают заразительны... Сколько нелепостей, ущемляющих права .владельцев автомобилей и мотоциклов, рождающих справедливые жалобы и недоуменные вопросы! К тому же авторы этих указаний вообще превысили свои полномочия и вопреки действующему законодательству передали милиции не свойственные ей функции контроля за расходованием горюче-смазочных материалов. Да и как может быть организован такой контроль на дороге? Предположим на минуту, что автоинспектор А остановил автолюбителя Би решил проверить, не покупал ли тот «левого» бензина. Выяснилось, что за какое-то время его автомобиль имеет Пробег, на который должно быть израсходовано 500 литров бензина, а корешков сохранилось только на 450. Что делать автоинспектору? Привлекать водителя к ответственности нельзя: прямых Доказательств злоупотреблений нет, а одни предположения не могут быть положены в основу обвинения. Да и какими административными правами располагает автоинспектор в этом случае? Никакими. Нет ни одного нормативного акта, который предусматривал бы административные санкции к подозреваемым в покупке бензина со стороны, помимо автозаправочных станций. Нет и быть не может. Кому же нужен такой «контроль»? В явном противоречии с законодательством находится и последний «наказ» на обложке заборной книжки: «Эксплуатация автомобилей и мотоциклов с 'неисправными или неопломбированными спидометрами запрещается». Единые для всей территории Советского Союза «Правила проведения технических осмотров автомобилей и мотоциклов» вовсе не предъявляют к индивидуальным владельцам требований об опломбировании спидометров. Так что здесь нет никаких обоснований и аргументов. Мы не против контроля. Бороться с хищениями бензина, конечно, надо, но разве такими средствами? Надо, чтобы в автохозяйствах наладили строжайший учет работы автомобилей и сказали веское «нет» всяким припискам километража. Надо установить на автозаправочных станциях такую систему контроля, которая исключала бы всякую возможность образования '«излишков». Надо, наконец, расширить сеть АЗС, чтобы автолюбителям не приходилось ездить на ко ­ лонку за десятки километров. Вот тогда не будет ни «левых» продавцов, ни «левых» покупателей. О трудностях на пути автолюбительства писалось и пишется немало. Все согласны, что трудности эти надо устранять. И они устраняются. Примером тому недавно принятое Постановление Совета Министров РСФСР об улучшении обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам, строительстве гаражей-стоянок, расширении сети моечных пунктов и станций технического обслуживания. Будем надеяться, что Министерство финансов СССР и Госбанк СССР отменят надуманный порядок продажи бензина. Л. КУЗНЕЦОВ, полковник милиции, заместитель начальника ГАИ РСФСРОтредакцииС вопросами, поднятыми в статье тов. Кузнецова, мы сталкиваемся не впервые. Около двух лет назад подобный порядок был установлен в Казахстане и, естествёнйо, вызвал целый поток жалоб авто- и мотолюбителей. В то время редакция журнала «За рулем» обратилась в соответствующие организации с 'просьбой отменить незаконные решения об обязательном пломбировании спидометров автомобилей и мотоциклов, хранении корешков заборных книжек и запрещении дальнейшей эксплуатации транспортных средств, если этих книжек у владельца не оказывалось. И это было сделано. В июле прошлого года в журнале был опубликован ответ Прокуратуры и Госавтоинспекции Казахской ССР о прекращении незаконной практики. Тем удивительнее, что история повторилась. И этому трудно найти сколько-нибудь убедительные объяснения. Положение должно быть исправлено, и как можно скорее. Кто должен сделать это, автор статьи «Бензин с... препятствиями» сказал. Со своей стороны назовем еще один адрес — Прокуратура СССР. Случившееся не должно остаться вне ее поля зрения. Это будет надежной гарантией от повторения подобных ошибок.• ~ Г ~ - Ц "> Г"| ! ) ! < < _ • »Щ^^Ь»|» ««»*«« т*Ш^»вт&"%тЩт'»тЧтi «%»««»Wi^i«4<««Mказаться от услуг стареющего шофера. Поэтому Элио старательно поддерживает свою «спортивную форму», бережет силы. Даже тогда, когда мы нежимся под ярким горячим солнцем на берегу Неаполитанского залива, Элио сидит в тени и не купается. . — Солнце и море расслабят меня, и я не уложусь в отведенное время, — объясняет он, с завистью поглядывая на мелькающие в волнах разноцветные резиновые шапочки. И тем не менее, увидев на обочине копающегося в моторе шофера эвтоконтейнера, Элио не задумываясь останавливается, 'Чтобы помочь собрату. Элио не только прекрасный водитель, в чем мы имели возможность неоднократно убедиться на «труднопроходимых» улицах Рима, Неаполя. Он еще и опытный механик: его машина всегда в идеальном состоянии. И все же за свою судьбу шофер не спокоен. Миллион бастующих рабочих различных отраслей промышленности —- убедительный ответ трудящихся на попытки монополистического капитала урезать их права, заблокировать заработную плату. Элио еще не в этих рядах. Он еще мечтает завести «свое» дело, ч<выбиться в люди». Но, может быть, пойдет и другой дорогой. Мы не раз видели у него в руках газету «Унита» — орган итальянской компартии. А его вопросы о советских профсоюзах, отпусках для шоферов в нашей стране, о пенсионном обеспечении их старости свидетельствовали о начале глубоких размышлений бывшего «хозяина». Жизнь волейневолей заставляет его задумываться над «политикой», той политикой, которая определяет не только материальное положение человека, но и общественное место людей в жизни. Задумываться и делать выводы. — У меня отпуска не бывает. Жена часто болеет — много денег уходит на врачей и лекарства. Да и старость не за горами. На наши пенсии я не надеюсь. Чтобы обеспечить сносное существование, приходится работать, как видите, даже без выходных дней. Но несмотря на усталость, в свободное время Элио всегда с нами. Надев выходной костюм, он то отправляется в общество итало-советской дружбы, то штурмует очередную картинную галерею, прищелкивая пальцами и часто повторяя: «Белла!» (Прекрасно!) В который раз он уже проделывает этот путь? — С русскими, — отвечает Элио, — впервые. Мы расстаемся друзьями. Узнав, что Элио надеется все же когда-нибудь побывать в Советском Союзе (нет, не туристом — это недоступная Для него роскошь, — за баранкой автобуса), мы оставляем ему на память сувенир — небольшой итало-русский словарь. Элио находит в нем фразу и подчеркивает карандашом: «Вы навсегда остаетесь в моем сердце». Мы убеждаемся, что это не простая вежливость. Он вынимает из кармана 25 открыток, на каждой из которых написано: «Элио Кустоди. Виа Джальяно, 2, Рим». Вручая каждому свой адрес, Элио произносит: — Я буду рад видеть русских гостями в своем доме! Ирина НАРУСОВАРим — Неаполь•15-