штшост интенсивности движения и скоростных 1 возможностей автомобилей предъявляет с каждым днем все более высокие требования к квалификации водителей, их умению и, я бы сказал, искусству безопасного вождения автомобилей в самых разнообразных, а порой чрезвычайно сложных условиях. Это положение не требует доказательств. И дело здесь не только в повышении динамических качеств машин. По мере увеличения парка автомобилей непрерывно растет плотность «машинонаселения», так .как площадь улиц и дорог, приходящаяся на один автомобиль, постепенно сокращается. Достаточно сказать, что в Европе с 1938 по 1965 год сеть, автомобильных дорог увеличилась только на 37 процентов, а парк автомобилей вырос почти в8 раз. Чем теснее становится на дорогах, тем меньше остается у водителя возможностей исправить ошибку, допущенную им самим, пешеходом или водителем другого автомобиля. А раз так — перед теми, кто готовит, будущих водителей, встает новая задача: научить их правильно действовать не только в обычных условиях движения, но ив критической обстановке, выработать устойчивые навыки поведения в аварийных ситуациях. Что понимать под этими словами? Что тут следует учитывать? Обычно принято обращать внимание на быстроту реакции водителя, стремиться максимально сократить время, которое он расходует на обнаружение препятствия и оценку опасности до начала 'воздействия на механизмы управления автомобилем. Однако здесь надо иметь в виду не только рулевое управление и привод тормозов, водителю нередко приходится прибегать ик другим мерам — переключению света, подаче звукового сигнала, включению понижающей передачи, стеклоочистителя, опрыскивателя ветрового стекла и т. п. Причем зачастую надо не только привести в действие один из этих механизмов или приборов, но и молниеносно определить, в какой последовательности выполнять целый комплекс приемов. Наконец, водитель должен одновременно правильно оценить и внешние условия сложившейся обстановки: состояние дороги, ее покрытия, характер встречного движения, пределы видимости, световые или звуковые сигналы других автомобилей, поведение пассажиров, пешеходов и т. д. Однако опасность подстерегает водителя и после принятия всех первоочередных мер к предотвращению дорожного происшествия. Ведь многие из них он выбирает почти инстинктивно, подсознательно, в силу выработанной практикой реакции или рефлексов. Хорошо, если меры эти дали ожидаемые результаты. А если вдруг наступил момент, когда водитель чувствует, что теряет власть над автомобилем? Ну например, притормозив при объезде препятствия, он вдруг обнаруживает, что тормоза заблокировали все колеса и автомобиль скользит по поверхности дороги, становясь неуправляемым. В такой ситуации возникает, можно сказать, психологический барьер. Я не говорю уже о том, что водителю а течение долей секунды, преодолевая невольно возникающее чувство страха, надо снова отреагировать на происшедшее, оценить опасность, принять новые меры, а иногда и привести в действие другие механизмы автомобиля. Сложность обстановки объясняется и тем, что вновь возникшая опасность нередко требует таких приемов и таких мер, которые не совпадают с выработанными водителем рефлексами в преодолении подобного рода препятствий. Скажем, ответный рефлекс любого водителя, в особенности не имеющего большого практического опыта, на внезапно появившееся препятствие — экстренное торможение. Но на скользкой дороге это может привести к заносу, и здесь надо поступить вопреки выработавшемуся рефлексу — несколько растормозить колеса, да к тому же побороть «естественное» желаниеН. ОСТРОВСКИЙ, директор Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта, кандидат технических наукповернуть, руль в противоположную заносу сторону и поступить наоборот. Представьте себе другую ситуацию. Сбросив газ или выключив передачу на закруглении дороги, водитель в случае заноса автомобиля инстинктивно начинает тормозить, Тогда как чаще всего проезд этого опасного участка с равномерной скоростью, с тягой от двигателя через включенную коробку передач оказывается наиболее безопасным способом. М ожно , конечно, теоретически обосновать, экспериментально отработать и потом объяснить любому водителю целесообразность тех или иных приемов управления автомобилем в «аварийной ситуации». Но сумеет ли он ими воспользоваться в нужный момент? Нет, не сумеет, если обычные рефлексы поведения водителя в момент, когда он заметил препятствие или опасность, выработанные и закрепленные многократно практикойВ критической обстановкевождения в автошколах, не дополнить, специальным обучением наиболее эффективным способам управления автомобилем в критических ситуациях, Тем более, что В такой обстановке на осмысливание своих действий у водителя остается время, измеряемое иногда долями секунды. Вот почему автошколы и автомотоклубы должны иметь специальные автомобильные полигоны с набором самых различных препятствий (крутые повороты, развороты, сколызкие участки дороги и т. п.), располагать точно разработанной методикой обучения мастерству вождения в условной обстановке, близкой к аварийным ситуациям. И прежде всего таким мастерством должны овладеть инструкторы практического вождения школ, Готовящих водителей. Конечно, всему этому должны предшествовать глубокая научно-исследовательская и экспериментальная работ», поиск единственно правильных приемов поведения водителя в самых сложных ситуациях (занос автомобиля, блокировка колес, выход из строя ножного тормоза, буксование колес, «складывание» автопоезда, прокол или 'раарыв шины, объезд неожиданного препятствия 'или внезапно остановившегося автомобиля, преодоление поздно замеченного поворота дороги и т. п.). Кроме всего прочего, такие исследования дадут автомобильной промышленности материалы для повышения соответствующих качеств лодв1ижного состава. Начинать эту работу давно пришла пора. Разве допустимо, например, что до сих пор на автомобилях разных марок (а иногда одних и тех же заводов) рычаг ручного тормоза 'расположен то под одной рукой, то под другой, а кнопки включения светв! и стеклоочистителей то слева, то оправа от рулевой колонии, что рычаги переключения коробки передач «стоят» по-разному на одних и тех же 'передачах, по-разному расположены зеркала заднего вида? А разве отсутствие удобного сиденья для водителя с |репулиро»кой по высоте, расстоянию от педалей, наклону спинки не влияет на быстроту действий в момент опасности? Есть и более серьезные требования к промышленности, такие, как автоматическое, оптимальное по эфОкончание см. на стр. 24.•25-