Намеченный пятилетним планом резкий рост производства автомобилей ставит на повестку дня целый ряд проблем и вопросов. И в частности, таких, как расширение строительства и реконструкции автомобильных дорог. В Директивах XXIII съезда КПСС ставится задача: «Построить за пятилетие автомобильные дороги с твердым покрытием протяженностью около 63 тысяч километров». Автомобилистов, естественно, интересует ход дорожных работ, особенно на востоке страны. Об одной из строящихся здесь новых автомобильных трасс н рассказывает инженер С. Трескинский.Через Уральский хребехАвтомобильная дорога Златоуст — Челябинск — важный участок транзитной магистрали, которая протянется на запад от Уреньги через Уфу и Куйбышев до самой Москвы, а на восток — от Челябинска до берегов Тихого океана. 135-километровая трасса от Златоуста до Челябинска в значительной своей части носит горный характер. С горы Уреньга она спускается к мосту через речку Ай и на протяжении 10 километров прокладывается с переменными уклонами по густому хвойному лесу. Ступенчатый профиль дороги построен так, что она не имеет крутых подъемов и спусков, и рассчитан не только на наилучшее использование инерции автомобиля. Уреньга в конце зимы многократно покрывается тающим снегом и льдом, а в таких условиях затяжные уклоны довольно опасны. Невдалеке за мостом, влево по лесной просеке строится главный, южный подъезд к Златоусту, а трасса начинает подъем широкими петлями на главный хребет Урала. Здесь нет ни одного поворота с небольшим радиусом, в основном они превышают 1000 метров, что позволило улучшить видимость на дороге. Повороты ограждены криволинейным ко лесоотбойным брусом. Вот мы и на вершине Урала. Она несколько ниже Уреньги и покрыта смешанным лесом. По одну сторону Азия, по другую — Европа. На 18-м километре от Уреньги возводится легкое сооружение с автоматическим счетным устройством, которое будет регистрировать проходящие автомобили. Необычайно богаты ягодами и грибами здешние леса, и они, конечно, привлекут путешественников и местных жителей. Учитывая это, мы даже слегка сместили трассу на 27-м километре от Уреньги и проложили ее по возвышенному берегу озера Песчаного. Немного дальше, в районе Атляна, путешественник вступает на легендарную землю старинных, но все еще действующих золотых приисков. Невысокий перевал — и перед нами на 41-м километре от Уреньги широкая и плодородная долина реки Миасс. После моста через реку влево уходит дорога к промышленному Миассу и всемирно известному Ильменскому минералогическому заповеднику. Обратите внимание, мы все время говорим о местных подъездах к городам. Д орога строится как транзитная магистраль и поэтому протрассирована по касательной к городам, не входя на их улицы. Это позволяет ехать по ней со скоростью до Ю0 километров в час, нигде не задерживаясь. Вправо от моста проложен подъезд к Кундравам — небольшому поселку на дороге к Магнитогорску, второму по величине металлургическому центру Южного Урала. Но наш путь прямо,*к столице южно-уральской металлургии — ЧеляПоследний участок магистрали уже снимке вы видите въезд в Челябинск. .введен в строй. На бинску. Здесь трасса на всем протяжении уже воплотилась в насыпи и выемки. По участкам укладывается асфальт. Это не жесткий асфальтобетон, который при резких колебаниях суточных температур Урала неизбежно покрылся бы трещинами. Покрытие из черного щебня лучше выносит температурные нагрузки. Чтобы сохранить дорогу от размывов, в верхний слой покрытия введена асбестовая крошка, армирующая своими волокнами поверхность. Кроме того, она при правильной дозировке битума высветляет поверхность дороги, повышая безопасность движения ночью. Через 12 километров за Миассом влево по проселку открывается путь на озера курорта Кисегач, а дальше — снова леса и увалы до самого озера Чебаркуль. Трасса обходит это крупнейшее из озер Южного Урала с юга. Кстати, здесь предполагается построить автозаправочную станцию. За озером слегка извилистый стиль трассы резко меняется. Здесь на пять километров протянулась динамометрическая прямая, предназначенная для скоростных испытаний грузозых автомобилей Миасского автозавода. Еще 23 километра по лесистым увалам и падям — и к дороге подступают усадьбы и поля Опытной станции. Ближе к Челябинску рельеф становится пологим, а леса разрежаются, образуя так называемый парковый ландшафт. Трасса проложена плавными волнами, что обеспечивает отличную видимость и позволяет развивать высокие скорости. На 115-м километре от Уреньги, в районе Полетаева, дорога мягко поднимается на путепровод над железной дорогой. Надо отметить, что все путепроводы на новой дороге запроектированы с подходами по горизонтальной кривой. Это позволит водителю несколько сбоку видеть встречные автомобили и избежать каких-либо неожиданностей. Свернув с полетаевского путепровода влево, м ожно проехать к обширному Шершневскому водохранилищу. Основная магистраль протрассирована прямо на Синеглазого, а оттуда между южной окраиной Челябинска и озером Смолино — дальше в Сибирь. Предполагается построить в этом районе большую станцию обслуживания и мотель. Отсюда до Челябинска остается 11 километров. В полутора километрах от города дорога последний раз поднимается на путепровод через Транссибирс куюжелезнодорожную магистраль, и через несколько минут мы попадаем на улицы одного из крупнейших городов страны. Последний участок магистрали от Опытной до Челябинска уже закончен ис отличной оценкой сдан в эксплуатацию. Недалек день, когда вся она вступит в строй. С. ТРЕСКИНСКИЙ, инженер, автор проекта дороги Уфа — ЧелябинскЧ ИСТОЕ «ДЫХАНИЕ»«Проблема, волнующая все человечество» — эти слова, сказанные в докладе действительного члена Академии медицинских наун СССР профессора Л . М. Шабада, можно смело отнести ко всем вопросам, затронутым на симпозиуме по борьбе с отработавшими газами автомобильных двигателей. Симпозиум проводился Научным советом по проблеме «Защита воздушного бассейна от загрязнений вредными веществами» Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Министерством автомобильной промышленности СССР, Министерством транторного и сельскохоАВТОМОБИЛЯзяйственного машиностроения СССР, Главмосавтотрансом и Центральной лабораторией нейтрализации и проблем энергетики автомобилей и тракторов (ЛАНЭ ЦНИТА) с участием специалистов из стран Совета Эиономичесиой Взаимопомощи. Симпозиум открыл академик Н. М. Жаворонков. Доктор технических наук И. Л. Варшавский сделал доклад о состоянии проблемы. Днадемин Б. С. Стечнин посвятил свое выступление созданию двигателей нового типа, которые должны работать, не выделяя токсичных газов. В течение трех дней было заслую-шано 30 докладов и сообщений. На трибуну, сменяя друг друга, выходили ученые и инженеры, работники автотранспорта и медики. С большим вниманием собравшиеся выслушали выступления своих ноллег из братских социалистических стран, в частности руководителя Берлинского исследовательского центра по борьбе с загрязнением атмосферы выпускными газами доктора Э. Хюнигена и инженера этого же центра Ю. Заксе. Сипмозиум подвел итоги большой работы, проделанной как в СССР, так ив других социалистических странах, и наметил дальнейшие пути развития научных исследований и практических мероприятий по уменьшению токсичности и загрязнения атмосферы.