ЗАПАСНЫЕЗаводы информируют читателей журналаВ десятом номере журнала за минувший год руководители ряда автомобильных и мотоциклетных заводов нашей страны рассказали о состоянии производства запасных частей и планах его увеличения в новой пятилетке. Сегодня мы продолжаем ранее начатый разговор и предоставляем журнальную трибуну тем, кто еще не брал слова в этой перекличке машиностроителей, водственные мощности завода позволяют достичь и более высокого уровня, но за нами не поспевают заводысмежники, поставляющие подшипник и , комплектующие изделия и запчасти к двигателю. В. Б У3АЕ В, директор Рижского мотозавода «Саркана Звайгзне» План выпуска запасных деталей нами выполняется из месяца в месяц как по общему объему, так и по номенклатуре. В минувшем году их было произведено на 1250 тысяч рублей в оптовых ценах, в 1970 — эта цифра вырастет почти на полмиллиона. По нашему мнению, чтобы полностью удовлетворить потребителей запчастями, нужно лучше организовать торговлю. Запчасти следует распределять по республикам пропорционально количеству поставляемых им машин, а республиканские оптовые базы и Главснабсбыты должны контролировать ассортимент запасных деталей в магазинах и комбинатах бытового обслуживания и обеспечивать своевременное пополнение. Нужно организовать республиканские специализированные магазины по продаже запчастей с отделами, высылающими заказанные детали наложенным платежом. М. Б УДЫЛИ Н, и. о. директора Киевского мотоциклетного завода В прошедшем году заводом выпущено запасных частей к мотоциклу К-750М на пять миллионов рублей. Проектом пятилетнего плана предусмотрена реконструкция завода, в результате которой годовой выпуск мотоциклов будет увеличен до 120 тысяч штук, а производство запчастей возрастет в четыре раза. Н. С ЛЕПО В, директор Львовского завода мотовелосипедов План выпуска запасных частей к нашим мотовелосипедам в прошедшем году был увеличен на 100 тысяч рублей. Но делать это, на наш взгляд, не стоило, так как к началу года на снладах завода накопился переходящий остаток полного ассортимента запчастей на 192,6 тысячи рублей. Причину этого мы видим в плохой организации торговли. Сбыт запчастей для мотовелосипедов имеет резко выраженный сезонный характер. Наибольшим спросом они пользуются с февраля по август, после чего число заказов резко падает. На заводских складах начинают скапливаться нереализованные запасные детали, через короткое время этих помещений уже не хватает, приходится занимать производственные площади. Все это повторяется каждую зиму и осень, нисколько не задевая интересов торговли и нанося большой финансовый ущерб заводу. Зная обо всем этом. Министерство торговли СССР тем не менее настойчиво увеличивает свои заказы на запчасти и ежегодно их не реализует. Очевидно, изучение спроса потребителей поставлено неудовлетворительно, а организация торговли не соответствует современным требованиям. Многочисленные письма владельцев мотовелосипедов с просьбами выслать запасные детали свидетельствуют о том, что основной их потребитель — сельское население. Однако до сих пор потребкооперации республик неЧАСТИ«За рулем»уделяют внимания торговле запчшги ми, а предприятия бытового ремонта на селе почти совсем их не заказывают. Основная масса запчастей оседает в крупных городах, где имеются оптовые базы, до сельских торговых точек они доходят в небольших количествах, поэтому главный потреСитель мотовелосипедов — сельский житель — тщетно разыскивает запчасти, накапливающиеся мертвым капиталом на заводе. Не спасает положения и «Посылторг», поскольку система его баз нуждается в расширении и более правильном размещении. В 1970 году выпуск запчастей н мотовелосипедам увеличится вдвое, и нужно уже сейчас думать о том. как доставить их к потребителю.>ОСГИ. Б ЕЛОБОРОДО В, директор Ижевского машиностроительного завода Технические службы завода настойчиво работают над повышением качества, надежности и долговечности выпускаемых нами мотоциклов. Гарантийный пробег ижевских машин за последние годы увеличен в полтора раза, значительно сократилось число рекламаций. Проведена большая работа по увеличению моторесурса деталей и узлов мотоцинла: по некоторым из них он доведен до 35 — 40 тысяч километров. Вместе с тем завод ежегодно повышает выпуск запасных частей. За пятилетие он возрастет на 3 миллиона рублей в розничных ценах. При составлении номенклатурного плана выпуска запчастей завод учитывает заявки торгующих и сбытовых организаций. Поэтому список дефицитных запчастей неуклонно уменьшается. Принимаются меры, чтобы ликвидировать его полностью. Недавно завод перешел на выпуск новых моделей мотоциклов ИЖ-П-2 и ИЖ-Ю-2, в связи с этим расширяется и номенклатура запчастей. Изучая потребности в запасных частях, завод и Всесоюзный научноисследовательский институт мотоциклетной промышленности провели специальные дорожные испытания. По полученным расчетам, завод уже сейчас в основном удовлетворяет потребности в запасных частях. Отсутствие их в некоторых районах объясняется лишь нечеткой работой торгующих организаций, недостаточным изучением спроса. Зачастую их заявки не соответствуют действительной потребности, а это приводит к затовариванию. Недооценивают значение выпуска запчастей и снабженческие организации. Они считают, что в первую очередь нужно выделять фонды на материалы и комплектующие изделия для мотоцинлов, а уже во вторую очередь — на запчасти. Кроме того, полностью игнорируются сезонные изменения в спросе на запасные детали. Это приводит н тому, что, имея все производственные возможности, завод зачастую не может своевременно удовлетворить запросы потребителей. Мы считаем, что фонды на производство запчастей должны выделяться в первую очередь. Для решения проблемы полного обеспечения запчастями необходимо создать сеть специализированных станций технического обслуживания мотоциклов. С. С ЕРИКОВ , директор Запорожского автомобильного завода «Коммунар» Выпуск запасных частей для «Запорожца» в начавшемся пятилетии будет увеличен почти в три раза. Произ2*Б. К УПРИКОВ , директор Серпуховского мотоэавода За последние десять лет производство запасных частей для мотоколясок постоянно возрастало. Несколько увеличится их выпуск ив предстоящем пятилетии. Правда, это увеличение будет небольшим, так как производство мотонолясок возрастет не намного. Запасных частей к ним в последний год пятилетки будет выпущено на 1,4 миллиона рублей. Уже сейчас потребность в запасных деталях к мотоколяскам по общему объему удовлетворяется полностью. Делается все необходимое, чтобы удовлетворить этот спрос и по номенклатуре.13 гп•о**Итак, выясняется, что дело не только в объеме производства. Оказывается, на пути продвижения запчастей от заводских складов к потребителю возникают без каких-либо уважительных причин весьма серьезные шрепятствия. Характер спроса изучается торгующими организациями неудовлетворительно, а заказы не всегда соответствуют действительной потребности. В результате — в одном месте запасные детали лежат мертвым капиталом, в другом — их разыскать невозможно. Правы директора заводов: без четкого изучения спроса, его сезонности и территориальности, без расширения сети специализированных магазинов и станций технического обслуживания, усовершенствования посылочной торговли невозм ожно добиться серьезного улучшения в снабжении авто- и мотолюбителей запасными частями. Нашим читателям будет интересно узнать, что то этому поводу думают работники Министерства торговли СССР. Конечно, выявление спроса — сложная проблема, требующая научного подхода к делу. Для совершенствования планирования нужны научно обоснованные нормы потребления запасных частей. Определение их — задача целого ряда научно-исследовательских учреждений, объединить и направить усилия которых должен Госплан СССР.О=3 гп 7*из•о•11-