Автомотоспортего силы, его резервыНа пленумах спортивных федерацийМинувший год отмечен важными событиями в нашем спортивном движении. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановления «О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту ( Д ОСААФ СССР)» и «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта», в которых намечена боевая программа деятельности всех наших спортивных организаций. Сегодня массовое развитие военно-прикладных, технических видов спорта рассматривается как задача большой государственной важности. И понятно, что очередные пленумы федераций автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта основное внимание уделили анализу положения дел на местах, поискам новых путей для вовлечения в занятия автомотоспортом молодежи.СУЦЗШСЬ-iдомВИДЕТЬ ДЕНЬ ЗАВТРАШНИЙ Из большого круга вопросов, затронутых на пленуме Федерации мотоспорта СССР в докладе председателя ФМС В. Рогожина ив многочисленных выступлениях, следует выделить один, главный: как, опираясь на инициативу общественности, использовать большие возможности, которые открытытеперь постановлениями партии и правительства для подъема мотоспорта? В системе профтехобразования , например, обучается сейчас полтора миллиона подростков и юношей. Скоро их будет в два раза больше. Это огромный резерв мотоспорта, но он еще не приведен в действие. В учебных заведениях профтехобразования достаточно средств для создания секций и команд, е сть там и хорошая база. Сотни тысяч мотоциклистов живутна селе. Они тянутся к спорту. А вот соревнования на личных мотоциклах, да еще в сельских районах, явление крайне редкое. Нужны спартакиады сельской молодежи по техническим видам спорта, нужны областные, р еспубликанскиеи всесоюзные соревнования сельских мотоциклистов. Обо всем этом говорили участники пленума Е. Грингаут («Трудовые резервы»), А. .Быков (Украинская ССР), М. Кедров (Москва). Чтобы не на словах, а на деле широко распахнуть ворота в мотоспорт перед нашей молодежью, предстоит решить «вопрос вопросов» — о снабжении техникой. От простейшей «фигурки» и «однодневки» п рямая дорога ведет в спортивные секции и клубы. А двери их для новичков закрыты . Сейчас, к ак никогда раньше, ощущается острая нехватка спортивных машин. Заводы за последнее время не увеличили, а, наоборот, с ократили производство мотоциклов для спорта. Большой вред, по мнению ряда делегатов пленума — В. Лунина (Ленинград), Г. Фомина (Москва) и других, — наносит распыление техники по маломощным первичным организациям, где нет ни тренеров, ни механиков, ни запчастей. В клубах мотоциклы «живут», бывает, п ять лет, а во многих секциях безвозвратно уходят из спорта после первого-второго соревнования. В овязи с этим предлагалось объединить технику небольших низовых организаций врайонных клубах. Много внимания участники пленума уделили юношескому спорту. Дело не только в том, что судьба будущих достижений решается сегодня вюношеских секциях. Именно в подростковом возрасте пробуждается влечение к технике, и, если не дать ему выхода, оно может заглохнуть. Школы ивнешкольные учреждения пока не проявляютк мотоспорту интереса, не видят в нем подспорья в воспитательной работе. Об этом хорошо говорила на пленуме заслуженный тренер РСФСР В. Липская (Свердловск). Федерация обязана добиться, чтобы заводы в Риге и Шяуляе начали наконец производство пятидесятикубовых мотоциклов спортивного типа — надежных, дешевых, доступных для юношей. Тревожное положение сложилось с подготовкой тренеров, инструкторов, спор>т ивных судей. Их не хватает. Подчас на должности тренера находятся люди, не умеющие управлять мотоциклом. Участники пленума П. Густель (Эстонская ССР), Г. Афремов (Москва), В. Лукин (Ленинград) говорили о том, как организовать обучение тренерскихи судейских кадров. В частности, ш ла речь о том, что тренерыи механики могут готовиться в техникумах Госкомитета по профессиональнотехническому образованию. Участники пленума подвергли критике деятельность президиума Федерации, который не живет еще нуждами и заботами рядовых мотоспортсменов, а занятв основном международными соревнованиями. ОБЩИМИ СИЛАМИ Резкий рост производства автомобилей. намеченный пятилетним планом, совершенствование конструкций машин открывают большие возможности для дальнейшего развития автомобильного спорта, привлечения к регулярному участию всоревнованияхсамыхшироких кругов автолюбителей и профессиональн ых водителей. В центре внимания пленума Федерации автоспорта 'СССР быливопросы , с вязан ­ н ыес использованием этих возможностей, проблема массовости. Именно с этих позиций анализировали деятельность федераций автоспорта, автомотоклубов, спортивно-технических клубов докладчик председатель ФАС Л. Афанасьев, выступавшие впрениях участники пленума. Важную роль сыграла III Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. На еестарты вышло свыше 822 тысяч автомобилистов — почти на 500 тысяч больше, чем на спартакиаде 1962 года. Подготовлены десятки тысяч разрядников. среди них сотни спортсменов первого разрядаи 130 мастеров спорта. Сравнительно быстрому росту массовости автомобильного спорта во многом способствовало активное распространение организациями ДОСААФ и местными федерациями новых видов соревнований — двоеборья и картинга, быстро завоевавших широкую популярность. Однако у нас есть очень большие резервы, которые лока еще не приведены в движение. Слабо еще привлекаются для развития автомобильного спорта средства профсоюзов, в стороне стоят многие добровольные спортивные общества, не урегулированы взаимоотношения с орган изациями , владеющими слортсооружениями. Обо всем этом говорили М. Столярский (Ленинград), И. Бюлер (ДСО «Спартак»), Л. Полонский ( Р язанская область), А. Ширикалов (Свердловская область). Только совместными усилиями можно выполнить задачи, в ытекающие из решенийЦК КПСС и Совета Министров. И большую роль в объединении этих усилий должна сыграть Федерация автоспорта СССР. Трудностям, которые испытывают организаторы автомобильного спорта на местах, посвятили свои выступления Б. Кошечкин (Украинская ССР) и Я. Геллер (Узбекская ССР). Главная из них — получение спортивной техники. Заводы в большом долгу перед автомобильным спортом. Серьезные требования к промышленным предприятиям предъявили Ф. Кивимяги (Эстонская ССР) и Н. Киселев (Ленинград). Как бы ответом « м прозвучало выступление Р. Чертова (Московский завод мал олитражных автомобилей). Он подробно рассказало том, что делается на заводе в области спорта, и особо остановился на результатах участия в ралли, которые помогли провести ускоренныеиспытания агрегатов новой машиныв условиях длительных форсированных нагрузок. С. Спиридонов (Министерство автомобильного транспортаишоссейных дорог РСФСР) говорил о перспективах, которые открывает привлечение к спорту массыпрофессиональных водителей, тесное сотрудничество организаций ДОСААФ ифедерацийсавтотранспортными организациями. Нашим спортивнымрезервам — школьн иками юношеству — посвятил выступление Ю. Плотников (Клуб юных автомобилистов МосгорОНО). Он поделился сучастниками пленума большим опытом, н акопленным клубом в организации соревнований по фигурному вождению, двоеборью, у прощенных ралли, походов. Деловой критике была подвергнута работа президиума Федерации автомобильного спорта. БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ЮНЫМ Свыше шести тысяч спортсменов-разрядников, три с половиной тысячи общественных инструкторов и более двух тысяч судей по автомодельному спорту было подготовлено за год. Об этом сообщил в своем докладе на очередном пленуме Федерации автомодельного спорта ее председатель А. Славин. Анализируя результаты первенств СССР 1965 и 1966 годов, участники пленума отметили, что в большой мере развитию автомодельного спорта способствовало проведение крупных соревнований на периферии . В ходе подготовки этих соревнований пополнились ряды активистов-общественников и судей, заметно оживилась работа местных секций. И все жев развитии автомодельного спорта, к акуказывали участники пленума, по-прежнему остается главный недостаток — слабый охват школьников . у чащихся профтехучилищ. Хорошей работой кружков автомоделистов могут пох валиться очень немногие Дома и Дворц ы пионеров, станции юных техников. В большинстве школьныхивнешкольных учреждений такихкружков кет вообше. В прениях выступили О. Маслов (Узбекская ССР). А. Финиель (Казахская ССР), Г. Бутаков, Р. Семенов (РСФСР) и другие. Пленум принял развернутое решение по дальнейшемуразвитию автомодельного спорта. На Пленумах были утверждены положения о федерациях и избраны новые составы президиумов. Председателем ФАС СССР избран Л. Афанасьев, ответственным секретарем — Н. Волев. Председателем ФМС СССР стал В. Рогожин, ответственным секретарем А. Стерпул. Председателем Федерации автомодельного спорта избран А. Славин, ответственным секретарем — К. Турбабо.•27-