28
29
кп0итогамчемпионатовмир агонк амШ 0с се йиымГоночная техника х дней IiАвтомобильные гонки. Первый год действия новой гоночной формулы обычно связанснеожиданностями . Конструкции автомобилей окончательноещене испыт аны , н епредвиденные трудности технического характеранеразрешены , соотношение сил между конкурентамине выяснено. Так было ивминувшем году. Из всех возможныхвариантов двигателей, преду смотренных формулой 1, попользовался только один — т рехлитровыйпоршневой двигатель без наддува. Не было ни газовых турбин, н ироторных , ни даже полут оралитровыхпоршневых двигателей с наддувом. Создание гоночного автомобиля, в особенности его двигателя, — з адача сложная. Многие фирмы не успелиеерешитькначалу сезона и поэтому были вынужд еныустанавливать на своих автомобил ях моторы, с охранившиеся от предыдущ ихформул1 (1,5 и 2,5 литра). Их цил индры были расточены , что позволило увеличить литраж до 2—2,7 литра. Но это, р азумеется , далеко неисчерпывало возможности повышения быстроходности автомобилей. Технические параметры трехлитровых двигателей приведеныв таблице 1. Многие из них, в том числе самыемощные , БРМ, е щенаходятсяв стадии окончат ельной доводки. Наиболее удачное конструктивное реш ение гоночной машины новой формулынашел Джек Брэбхэм — конструктор, Рис. 1 (вверху). Гоночный автомобиль «Брэбхэм». г онщики владелец небольшой мастерской по производству автомобилей спортивного и гоночного типа. Он стал чемпионом мира 1966 года, а автомобиль егомаркизанял первое место в заводском зачете, к оторый ведется дляфирм , конк урирующихв первенстве. Любопытно, что такого выдающегося результата Брэбхэм добился, н есмотряна использование двигателя «Репко», н оминальная мощность которого — 320—330 л . с. — меньше, ч ему всех его конкурентов . Устройство двигателя обеспечивает простоту идешевизну его изготовления. Влок цилиндровиз алюминиевого сплава заимствован от серийного «Бюика», а клапаны каждого ряда цилиндров управл яются только одним распределительным валом. Правда, э то не дает возможностииспользовать все преимущества верхнек лапаннойконструкции (поэтому на гон очных автомобилях этасхема встречается редко), лато двигатель очень надежен , имеет малую лобовую площадь и развивает высокую мощность на промежуточных скоростных режимах. Р амаавтомобиля «Брэбхэм» (рис. 1) представляет собой пространственную ферму , с вареннуюизстальных труб, в отличие от распространенныхтеперь нес ущих кузовов из листового материала. Остальные узлыимеханизмы мало чем отличаются от общепринятых конструкций. Успех автомобиля объясняетсяещеи его высокимиэксплуатационными качес твами — м алым весом и отличной настройкой ходовой части (подвески, стабилизаторов, а мортизаторови т. п.). Увеличенный по сравнению со старой формулой 1литраж предопределил развитие многоцилиндровых двигателей, пос колькудляфорсирования рабочего процесса необходим малый рабочий объем каждого цилиндра. Наиболее перспективными из представленных в чемпионате мира следует считать новые 12- и 16-цил индровые двигатели. В качестве классического образца можно привести 12-цит иидровый «Мазерати» (рис. 2). Клапаны его управляютсякороткимилегкими толк ателямии двумя верхними распределит ельными валами для каждого ряда цилиндров. Впускные каналывцелях максимального выпрямления выведены в промежуток между распределительными валами, что обеспечивает хорошее наполн ение цилиндров. Питание осуществляетс явпрыскомбензина во впускные патрубки (это, кстати, п ринятотеперьна всех гоночных двигателях). Камеры сгор ания имеют полусферическую форму. Большой интересв смысле перспектив высокой форсировкипредставляет 16-цил индровыйдвигатель БРМ. По конструктивной схеме это два восьмицилиндров ыхоппозитных двигателя, объединенн ых общим картером . Клапаны, установл енныевполусферическихкамерах сгорания, у правляются восемью верхними распределительными валами. Мощность достигает 400 - 4 20 л. с. Компоновка говночного автомобиля БРМ с этим двигателем показана на рис. 3. Р асположением цилиндров вчетыре ряда обусловлен довольно существенный недостаток — у величенная лобовая площ адь двигателя. Он. к ак это видно на рисунке, з анимает по ширине почти всепространствомеждузадними колесами. Однако возможности дальнейшей форсир овки позволят обладателям автомобилей, р ассчитанных на установку этого двигателя (БРМ, а также «Лотус»), у спешно бор отьсязапервенствомираужев 1967 году. Принципы общей компоновки , устройство ходовой частиитрансмиссиив новых гоночных автомобиляхсохранилисьв основном безизменений , х отя увеличение мощности двигателей и повышение скоростей потребовали некоторого увеличения прочности ходовых деталей. Кроме того, возрос ивесконструкциив целом, а это, в овою очередь, вызвало необходимость повыситьэффективность тормозов, ч тосвязаносизвестными зат руднениями . В ободьях колес могут быть расположены тормозные диски сравнительно небольшого диаметра, кот орыек тому жеохлаждаются недостаточно интенсивно. Фирма «Купер» н ашла выход изположенияв том, ч то располож иладискипередних тормозов (рис. 4) с внутреннейстороны поворотной стойки: д искхорошоохлаждаетсявстречным воздухом и может бытьувеличенв диаметре. П овышениюсреднихскоростейв трад иционных гонках чемпионата способствовало усовершенствованиешин . Для более полного использованиявысокихкрутящих моментов на ведущих колесах применяют шины с низким широким профилем; о тношение высоты профиляк его ширине составляет 0,52—0,7. Ш ины такого же типа использовалиина передн их колесах. Ш иринапрофиля передних шин достигает 250 мм. з адних —- 315 мм. М аксимальная скорость новых гоночных автомобилей формулы1превышает 300 км/час. Первый год действия новой формулы — это ещетолько проба сил. Не приходитс ясомневатьсяв том, что вближайшие годы быстроходность гоночных автомобилей будет возрастать . Мотоциклетные гонни. Нет разновидности мотоспорта, более насыщенной техническим содержанием , ч емшоссейные гонки. Достаточно сказать , н апример , что на некоторыхэтапахчемпионата 1966 года можно было видеть мотоциклыс одно-, двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестицилиндровыми двигателями. Почти каждый год вшоссейныхгонках испытываю тся новые конструкции мотоциклов, в подготовку которыхвкладывается много изобретательностии средств. В сезоне 1966 года основными претендентами на призовые места были японские мотоциклетные фирмы . По зачету, к оторый ведется для заводов, они занялипеовые места во всех кубатурах от 50 до 500 сил3. В классе мотоциклов сколясками фирмы, к ак известно, у частия не принимают . Здесь, т акже , к аквпрошлые годы, наиб ольшийуспех выпал на долю полупроф ессиональных гонщиков, изготовляющ их мотоциклы сиспользованием двухц илиндровыхоппозитных гоночных двигателей БМВ выпуска прежних лет. Д авняяконкуренция между двигателя1Р ис . 2. Поперечный разрез гоночного двигател я «Мазерати».Р ис . 3. Гоночный автомобиль БРМ: 1 — масл яный радиатор двигател я : 2 — м асляные баки: 3 — бензиновые баки (пять отсеков) емкостью 220 л : 4 — м асляные рад иаторы коробки передач; 5 — м асляные баки; 6 — шестиступенчатая коробка передач; 7 — двигатель: 8 — водяные радиаторы. ^ ми четырехтактного и двухтактного in iiou на этот разпротекаласявным пре­3 имуществом первых. В классах 125 см 3и особенно 250 см ужевсередине сезона их превосходство стало очевидным, и 3 только в классе 50 см борьба между двухтактными «Сузуки» и четырехтактными «Хонда» п родолжалась до последнего этапа. Основным средством повышения быстроходности мотоциклов остается увеличение мощности двигателя. В первую очередь среди способов повышения лнтро-мицплпидровые двигатели. В конструк ЦИЯХ же мотоциклов ЗоО и 500 см «Хонда» остановилась пока на четырех цилиндрах. Переход на миогоцнлиндровые схемы неизбежно влечет за собой увеличение иеса и габаритов мотоцикла, а это ухудшает управляемостьи маневренность машины . Поэтому конструкторы ищут компромисса между мощным двигателем, м алым весом икомпактностью мотоцикла. По-видимому, т акими соображениями руководствоваласьиитальянская ГОНОЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙР и с. 4. Передний гоночного автомобиля ФОРМУЛЫ 1д исковый тормоз «Купер».' Таблица 1ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫМаркаВес. к гТип рамыКолесная Число база, мм передачМарка двигателяЧисло и расположение цилинд ровДиаметр цилиндровX ход поршня . ммМощность, л . с.Число оборотов в минутуЛитровая мощность. лх./л«Феррари» (Италия) БРМ (Англия), «Купер» (Англия) «Брэбхэм» (Англия) «Хонда» (Япония)620 695 615 555 730несущий кузов несущий кузов несущий кузов трубчатая ферма несущий кузов2400 2388 2490 2337 25105 65о5«Ферряри» БРМ «Мазерати» «Репко» «Хонда»V-12 Н-16 V-12 V-8 V-1277X53,5 68,9x48,9 70,4X64 85x66 78X52,2380 400 360 330 40010 000 10 500 9 500 8 000 10 000127 133 120 110 133Таблица ТЕХНИЧЕСКИЕПАРАМЕТРЫ ГОНОЧНЫХ МОТОЦИКЛЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ2МаркаРабоЛитровая Число Число Мощчий мощТакт- цилиноборотов ность, ность дров объем, ность, в минуту л.с./л см 3 л. с2 422424444252ф ирма MB. з аменившаячетырехцилиндровые двигатели 350 и 500 см 3 трехцнлиндроыыми. Рез ультаты гонок подтвердили целесообразность замены : мотоциклы MB стали компактнееи легче. их управляемость улучшилась.Наиболее быстроходные гоночные мотоциклы с 50 двухтактными двигателя«Сузуки» 15 300 16000 ми — это японские «Су270 21000 125 34 «Хонда» зуки» и «Ямаха». Для 255 16000 125 32 «Сузуки» данного типа тоже ха240 13000 «.'Ямаха» 125 30 Ъ рактерна тенденция к 256 17000 «Хонда» 6 250 64 увеличению числа ци246 250 62 «Ямаха» 4 линдров. По схеме такие 191 14500 «Хонда» 4 350 68 нетырехцилиндровые дви194 12000 MB 3 350 68 гатели представляют со179 12000 «Хонда» 4 446 80 бой спаренные двухци178 •420 MB 3 75 линдровыес параллельными цилиндрами: их коленчатые палы соединены между собой шестернями . Почти на вых мощностей следует назвать переход всех двухтактных гоночных двигателях на многоцилиндровые конструкции (см. п рименяютвращающиесядисковые зотаблицу 2). В результате объем отдельлотники. у правляющие впуском горючей ного цилиндра на некоторых японских смеси вкартер . Для мощных двигателей двигателях уменьшен до 40 и даже до этого типа неизбежна большая тепловая 25 см 3 . Это позволило сократить до мин агрузка , к оторая во многих случаях занимума массу возвратно-поступательно ставляет переходить на водяное охлаждвижущихся деталей кривошипно-шатундение. Многоцилиндровые же двухтактного ираспределительного механизмов. ные двигатели водяного охлаждения доТакое решениев сочета-ши скоротким вольно громоздки, что неблагоприятно ходом поршня создало предпосылки для отражается на ходовых качествах мотоработы двигателя на высоких оборотах, циклов. Б частности, на четырехцилиндв некоторых случаях превышающих ровой «Ямахе-25С» из-за этого недо20 000 в минуту. с татка порой не удавалось использовать Из четырехтактныхконструкций наивысокую мощность двигателя. более высокой мощностью отличаются двигатели «Хонда». Они имеют четырехДо сих пор все гоночные мотоциклетк лапапные головки цилиндров икамеры ные моторы работают скарбюраторами , сгорания шатровойформы . При миниа впрыскбензина пока не получил расмальном рабочем объеме цилиндра диап ространения . Для зажигания иногда исметр головки клапанаменьше 12 мм. пользуют транзисторные системы, более Этот завод изготовляет гоночные двигатели всех классов: они устанавливаются поперек рамы мотоцикла и имеют рядное расположение цилиндров и по Два верхних распределительных вала. Такая схема обусловлена воздушным охлаждением двигателя и цепной передаАвтогонки чей на заднее колесо. Общий итог чемпионата 1966 года: Уникальным по компоновке являетс я3 1. Д. Брэбхэм («Брэбхэм-Репко») — 42 очпятицилиндровый двигатель 125 см ка; 2. Д. Сертисс — 28; 3. И. Риндт (оба (рис. 5), з анявшийпервое место в чем«Купер-Мазерати») — 22; 4. Д. Хьюлм пионате. Необычное, на первый взгляд. («Брзбхэм-Репко») — 18. число цилиндров было принято для того, чтобы использовать ранее проверенные детали кривошипно-шатунного и расМотогонки пределительного механизмов двухцилиндрового двигателя 50 см 3 . На очень В итоге в чемпионате мира места расбыстроходном мотоцикле «Хонда-250» пределились так: 50 см 3 — 1. Г. Аншайдт установлен шестицилиндровый двига(«Сузуки»), 2. Л. Тавери. 3. Р. Б райане тель. Имеются сведения о том, что завод (оба — «Хонда»), 4. X. Андерсон («Сузупроектирует гоночные V-образные воськи»); 125 см8 — 1 . Л. Таверн («Хонда»),Рис. 5. П игшш . ш ндрьиыи двигатель гоночного мотоцикла «Хонда» — 125 см 3 .приспособленные квысокоскоростным режимам. Из усовершенствовании ходовой части следует отметить появление дисковых тормозов. Они хорошо охлаждаются встречным воздухом и не теряютэффек ­ тивности при нагреве после многократного торможения . Наряду с увеличением средних скоростей повысилисьимаксимальные скорости. Лучшие образцы гоночных мотоциклов класса 250 см 1развивают скорость до 250 км/час. а в классе 500 см 3 — до 265 — 270 км/час. В. Б ЕКМАН , судья всесоюзной категорииПобедители чемпионатов2. У. Айви («Ямаха»), 3. Р. Б райане («Хонда»), 4. Ф. Рийд («Ямаха»); 250 см 3 — 1. М. Хэйлвуд («Хонда»), 2. Ф. Рийд («Ямаха»), 3. Д. Редман («Хонда»), 4. Д. Вудмэн (МЦег); 350 см 3 — 1. М. Хэйлвуд («Хонда»), 2. Д. Агостнни («MB Агуста»). 3. Э. Пазолини («Аэр-макки»), 4. Ф. Счастный («Ява»); 500 см 1 — 1. Д. Агостини («MB Агуста»), 2. М. Хэйлвуд («Хонда»), 3. Д. Финдли («Матчлесс»), 4. Ф. Счаст1 ный («Ява»): 500 см с колясками — 1 Ф Шайдеггер и Д. Робинсон. 2. М. Дейбель и О. Хорнер. 3. К. Сийли и Д. Роулингс, 4. Ф. А уэрбахери Ф. Калауш (все — БМВ).•29-