западных армиях большое внимание уделяется созданию новых видов танков и бронеавтомобилей. З арубежные специалисты так формулируют требования к этим боевым машинам: большая скорость, повышенная проходимость, хорошая маневренность, возможность вести прицельный огонь на поражение, способность преодолевать вплавь водные преграды и вести боевые действия вравнинныхи горных условиях, в любых климатических поясах быстро и оперативно перебрасываться по воздуху в район действия. Различают следующие типы английских тяжелых бронеавтомобилей: FV-620—транспортный автомобиль-амфибия «Стелверт» грузоподъемностью 5 тонн; FV-603 — бронеавтомобиль «Сарацин»; FV-601 — р азведывательный бронеавтомобиль «Саладин». Самый новый бронеавтомобиль, находящийся на вооружении, — «Стелверт» FV-620 (фото 1и 2). Он оснащен «всеядным» двигателем .«Роллс-Ройс К-60» (первая серия имела двигатель «РоллсРойс В-81») — восьмицилиндровым, рабочим объемом 6515 см 3 . Он развивает мощность 220 л. с. при 3750 об/мин. Бронеавтомобиль может передвигаться по воде с полной нагрузкой и без предварительной подготовки преодолевает водные преграды, в том числе прибрежные морские воды при сильной волне. Для передвижения по воде «Стелверт» снабжен двумя турбинами «Дуайт». Они расположены по бокам в специальных трубах и позволяют развивать при полной .нагрузке крейсерскую скорость 5 узлов (9.26 км/час). Чтобы изменить направление движения, водитель перекрывает выпускные отверстия соответствующих труб. Шасси выполнено в виде лодочной водонепроницаемой ванны с шестью ведущими колесами. Каждое колесо имеет независимую подвеску с треугольным поперечным рычагом. Рулевое управление связано с двумя передними мостами и снабжено пневмо-гидравлическим усилителем. Тормоза — дисковые с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Ручной тормоз — механический, ленточный, действует на все колеса. Размер шин 14.00—20. От расположенного на корме двигателя усилие передается на все шесть колес через однодисковое сухое сцепление. пятиступенчатую синхронизированную коробку передач, п онижающую реверсивную коробку переднего и заднего хода (демультипликатор) с самоблокирующимся дифференциалом. Каждое колесо имеет планетарный механизм, заключенный в бортовой картер. «Стелверт» конструировался с большим запасом прочности. Он прошел длительные испытания в самых различных дорожных и климатических условиях. Размеры бронеавтомобиля: длина 6270 мм, ш ирина — 2540 мм; грузовме3 стимость — 7,2 м , расстояние между осями 1520 + 1520 мм, ширина колеи — 2110 мм, дорожный просвет — 420 мм; углы переднего и заднего свеса 45 и 60 градусов. Машина может быть использована для самых различных целей. При грузоподъемности 5 тонн собственный вес ее в варианте для повышенной проходимости составляет 9170 кг. Общий вес с максимальной нагрузкой — 14 500 кг. Может развивать на дорогах скорость до 70 км/час, на воде — 9,26 км/час. Боковой угол опрокидывания 37 градусов, предельный наклон, при котором возможно эффективное торможение, — 31 градус. «Стелверт» преодолевает препятствия высотой до 45 см, подъемы крутизной до 20 градусов и рвы шириной до 150 см. Запас хода по топливу 725 км. Двигатель работает на любом сорте топлива. Это позволяет эксплуатировать бронеавтомобиль в сложных условиях боевой обстановки. «Стелверт» используется и как артиллерийский тягач — для быстрой доставки орудий, прислуги и боезапаса. Бронеавтомобиль «Сарацин» FV-603 (фото 3) рассчитан на переброску людей. Вмещает 12 человек с полным снаряжением. Годен и для перевозки раненых. Оснащен бензиновым восьмицилиндровым двигателем «Роллс-Ройс В-80» рабочим объемом 5675 см 3 , р азвивающим мощность 160 л. с. п ри 3750 об/мин. Сцепление жидкостное. Коробка передач имеет пять ступеней для движения вперед, кроме того, есть реверсивная понижающая коробка передач, как у «Стелверта». По материалам зарубежной печати.Все шесть колес — ведущие, на независимой подвеске. Рулевое управление снабжено пневмо-гидравлическим усилителем. Длина машины 4850 мм, ш ирина 2510 мм. Расстояние между осями 1520+1520 мм. колея 2030 мм. Основная модель весит 10 680 кг; в модификации, приспособленной для переброски транспортными самолетами, вес снижен до 8640 кг. При полной нагрузке (с боевым комплектом и снаряжением) вес — 13 717 кг. «Сарацин» развивает скорость на дорогах до 70 км/час, преодолевает подъемы в 24 градуса, берет вертикальное препятствие высотой 46 см и ров шириной 152 см. Запас хода — 385 км. При транспортировке самолетом «Сарацин» может быть десантирован с парашютом. Вооружение: пулемет 7,62 мм на вращающейся командирской башне, скорострельный зенитный пулемет и шесть шашек для постановки дымовой завесы. А вот еще один бронеавтомобиль, у ко торого примерно аналогичные «Сарацину» ходовая часть, двигатель и остальные технические узлы и конструкции. Это «Саладин» FV-601, предназначенный для разведки. Английская военная промышленность начала выпускать его еще в 1956 году, и до сих пор он находится на вооружении. «Саладин» развивает скорость 70 км/час, может преодолевать крутые (24 градуса) подъемы и вертикальные препятствия высотой до 46 см. Имеет относительно сильную броневую защиту ив разведке может вести бой с отдельными танками противника. Он также используется английской полицией для «поддержания общественного порядка». Боевой вес «Саладина» с командой в три человека составляет 11 575 кг. Вскоре после окончания второй мировой войны по заказу британского военного министерства был начат выпуск легких бронемашин, которые используются для связии разведывательных целей (фото 4). Эти модели отличаются одна от другой отдельными деталями. Так. бронеавтомобиль «Феррит-1/1», предназначаемый для связи и разведки, имеет открытый верх; «Феррит-1/2» — такой же, только с бронированной крышейи люком; «Феррит-2/3» — с бронированной вращающейся башней и пулеметом 7,62 мм; «Феррит-2/6» — с вращающейся башней, установкой для пуска двух управляемых противотанковых ракет и приспособлением для транспортировки еще двух дополнительных ракет. Все эти автомобили рассчитаны на экипаж из двух-трех человек. Они небольшие и весят 4,5 тонны. Их можно переправлять воздушным транспортом и десантировать с парашютом. Двигатель — шестицилиндровый бензиновый «РоллсРойс В-60» рабочим объемом 4255 см3 — мощность 116 л. с. при 3300 об/мин. Все четыре колеса — ведущие. Усилие от двигателя передается через жидкостное сцепление к пятиступенчатой коробке передач хода «вперед» и к реверсивному редуктору, от которого через самоблокир ующийсядифференциал — к колесам, снабженным планетарным механизмом. Р ессоры — пружинные, связаны с телес-бия1. Грузовой «Стелверт>бронетранспортер-амфнFV-6202. <Стелйерт» орудиемFV-620сприцепным3. Бронетранспортер«Сарацин»FV-603.бронеавтомобиликопичеокими амортизаторами. Рулевое управление (без уоилчтеля) действует на передние колеса. Тормоза — обычные гидравлические, на все четыре колеса. Р азмер шин 9,00—16. Все машины типа «Феррит» имеют примерно равные габариты (длина 3830 мм. высота 1880 мм, ширина 1900 мм). По дорогам они развивают скорость 90 км/час Запас хода 300 км. Фирма «Хамбер» выпустила для военных целей еще один легкий бронеавтомобиль повышенной проходимости грузоподъемностью в1 тонну. У него шестицилиндровый бензиновый двигатель «Роллс-Ройс В-60». «Хамбер 1611» развивает на дорогах скорость до 65 км/час. Длина машины 4930 мм, ширина 2040 мм, высота и 4. Легкий бронеавтомобиль разведки. для связи 2130 мм, расстояние между осями 2470 мм при ширине колеи 1710 мм. Используется он впехотных частях как транспортный автомобиль для переброски живой силы, техники и снаряжения.•Л