25
26
MS«J77© ^#* {=г. **?0.peВ МОТОБОЛ МОЖНО ИГРАТЬ ВСЮДУ!В мотоболе появилась еще одна традиция. Завершил календарный сезон финальный матч на кубок журнала «За рулем», который а прошедшем 1-оду приобрел еще и титул кубка СССР. Это самый давний и массовый у нас официальный турнир (ему уже четыре года!), и матчи его дают богатый материал для сравнений, размышлений и выводов. Напомним основные сведения о финале, результат которого уже известен читателям 'из газет. Он состоялся «а стадионе «Спартак» в Черкесске в присутствии 10 тысяч зрителей и закончился победой элистинской «Кометы» над рубцовским «Колосом», в этой игре мы увидели день сегодняшний и день вчерашний мотобола. То, с чего начинали наши ведущие команды (это показал «Колос»), и то, чего они достигли (это продемонстрировала «Комета»), Достижения прошли проверку международным эталоном. Чемпион страны черкесский «Домбай», которому были приданы два сильнейших игрока «Кометы», совершил месячное зарубежное турне, встречи с одними >из лучших команд ФРГ и Франции (а в этих странах в мотобол играют давно) советские спортсмены закончили с почетным результатом — две победы при двух проигрышах и ничьей с положительной разностью голов — и показали умную и красивую игру. Характерной особенностью прошедшего сезона был рост класса целого ряда команд. По признанию завоевавших кубок, все трудней стало выигрывать у противников, которые еще в предыдущем году не оказывали серьезного сопротивления. Значительно повысили класс игры участники первенства СССР «Вымпел» (Полтава), «Норд» (Баку), «Адажи» (Рига); первенства РСФСР — «Химик» (Невинномысск), «Енисей» (Красноярск), СКА (Ростов-на-Дону); первенства Украины — феодосийская, киевская, харьковская, дубровицкая команды; победитель соревнований на Кубок городов-героев команда Волгограда. И не случайно среднее количество голов за игру возросло с 3,7 (1965 г.) до 4,7, причем лидеры во втором круге заканчивали встречи с меньшей разностью мячей, чем в первом. Теперь уже многие игроки вполне уверенно владеют мячом, непринужденно выполняют самые разнообразные приемы и благодаря этому (могут сконцентрировать силы и внимание на решении тактических задач, что м определяет • конечном счете результат игры. Можно с полным правом говорить об индивидуальном стиле отдельных команд. И если раньше зрителей в мотоболе привлекала в основном экзотика новизны, то теперь знакомство, если иметь в виду матчи классных команд, переходит в прочную привязанность. Так у мотобола появилась постоянная «аудитория». Размаху мотобола, общему повышению класса игры способствовало проведение первенств в республиках, переход на круговую систему в чемпионате страны, где каждая команда получила возможность дважды встречаться с сильнейшими. Хорошо прошли республиканские соревнования в РСФСР и на Украине. Укрепляются позиции мотобола в Киргизии и Туркмении. Всеми быстрыми качественными изменениями эта игра обязана массовости. С уверенностью можно сказать, что география мотобола насчитывает сегодня сотни наименований, во многих краях и областях проводятся внутренние чемпионаты. (К сожалению, точных данных нет, так как до сих нор показатели по мотоболу не включались в официальную статистику, и это право он завоевал только с нынешнего года.) И здесь надежно работает испытанная формула советскогоIpoipu/ib зуйьеб xpandknaР ис . 2. Деталировка механизма (обозначения те же, что и на рис. 1). конец вала 1в левую крышку картера б. а конец пружины 5 — в 3,5-миллиметровоо отверстие г. Затем наденьте на вал 1 храповик 10 с пружиной 9, а на левую половину картера а поставьте шайбу 12 и шестерню 11. Наконец, придерживая тонкой, но крепкой нитью на весу храповик 10, опустите крышку б картера, пропустив вал 1 сквозь шестерню 11 и шайбу 12 в отверстие половины картера а, а нить сразу же выдерните. Собирая механизм, не забудьте установить храповик 10 на шлицах вала 1 так, чтобы в момент установки крышки б скос храповика был повернут выше упора 15 на угол 90 — 120 градусов. Теперь установите левую крышку б, поверните вал 1 рычагом 2 по часовой стрелке ниже отверстия ди заверните упор 15. На этом сборка заканчивается. Для проверки правильности сборки нажмите на рычаг ногой; он должен энергично возвращаться в исходное положение. В. КАМЕРИЛОВ, инженерНа фото : момент финального матча на кубок журнала «За рулем». Очередная атака «Кометы». Фото Б. Молоткова•25- Итоговая таблица первенства СССР 1966 годаМесто. КомандаJ X1 :3 0: 1 0:3 1 : 1 1 :Ь 0:3 0 : 12 0:3 1 :4 0:6 1 :1 0:4 0:6 0:933 :1 1 :0 X0:4 2:3 2: 7 0:5 0:8 0:7 0 : 10 1 :5 1 :4 0:3 0:7 0 : 10!3:0 1 :1 4:0 3:2 X 3:3 3:2 0:0 0:9 1 :3 0:3 0:4 0:3 1 :3 1 :51. «ДОМБАЙ* (Черкесск) 2. «КОМЕТА» (Элиста) 3. СКА (Новосибирск) 4. «ВЫМПЕЛ» (Полтава) 5. «РАДУГА» (Ленинград) 6. «НОРД» (Баку» 7. г. ЛУГАНСК 8. «АДАЖИ» (Рига)4 6: 1 3:0 7:2 5:0 3:3 2:3 X1 :3 2:0 10:4 1 :8 0: 1 1 :2 0:4 2:3512 : 0 3:0 8:0 7:0 0 : 0 9 :0 3: 1 0 :2 X2:5 3:0 1 ;2 0: 1 1 :2 0: 164: 1 6:0 10:0 5:1 3: 1 3:0 4 : 10 8: 1 5:2 0:3 X 2: 1 0:3 0:3 1 :17 1 :1 4:0 4:1 3:0 4:0 3:0 1 :0 2: 1 2: 1 1 :0 1 :2 3:0 X1 :0 0:086:0 9:0 7:0 10:0 3: 1 5: 1 4:0 3:2 2: 1 1 :0 3:0 1 :1 0: 1 0:0 XВ12 12Н 20311122П 02467911 11М62—5026 24 17 15 1374 — 10 38 — 20 34 — 4314—49 27—51 6—30 7—547 764119 44В — в ыигрыши ; Н — ничьи: П — п роигрыши ; М — р азность забитых ипропущенных мячей; О — очки.основа мастерспорта «массовость ства». Но мы обеднили бы значение ее, не признав за массовым развитием мотобола самодовлеющего значения. Эта игра в не меньшей степени, чем другие виды мотоциклетного спорта, прививает молодежи любовь к машине, помогает в совершенстве овладеть вождением, не говоря об эмоциональной привлекательности ее благодаря соревновательному накалу. Вот почему сегодня для мотобола важно в первую очередь дальнейшее повсеместное его распространение. Приходится слышать разговоры о том, что создание команды дело чуть ли не непосильное. С полной уверенностью можем сказать, что трудности эти сильно преувеличены. Чтобы оборудовать поле, нужна лишь относительно ровная площадка длиной 90—120 и шириной 45—75 метров, грунтовая или с травяным покровом . Другой вопрос: где взять 'мотоциклы? Команды, в ьюупающиев первенствах Союза и республик, играют на кроссовых машинах, специально приспособленных для мотобола. Но для начала вполне достаточно дорожных «Ковровцев». Д о ­ оборудовать их несложно. Через эту ступень прошли и нынешние наши ведущие клубы. Команда создана, освоила азбуку техники и тактики. Начинаются соревнования. А с ними связаны определенные расходы: надо принять гостей, самим по ­ тратиться на дорогу, если игра назначена на выезде. Это естественно, и бояться здесь нечего. Мотобол относится как раз к тем видам спорта, к которым приме ­ ним метод самоокупаемости. Принцип самоокупаемости 'ясен: миним ум расходов, максимум доходов. Чтобы соблюсти первое условие, надо тщательно продумать положения о соревнованиях и их календарь. Тогда не будет лишних разъездов. Что касается доходов, то опыт целогоряда автомотоклубов и стадионов позволяет сделать оптимистичные выводы. Сейчас одна из мотобольных столиц — Черкесск — собирает до десяти и даже пятнадцати тысяч зрителей на матч. Но ведь не сразу вышел в лидеры мотобола «Домбай». В свое время и там начинали, как говорят, с нуля. Просто за дело взялись энергичные и расчетливые люди, автомотоклуб сумел договориться со стадионом «Спартак», и тот гостеприимно распахнул ворота перед мотоболом. Известен и опыт организации автомобильных и мотоциклетных соревнований, когда билеты находят спрос даже при неогороженной трассе. Надо только найти путь iK сердцу болельщика, способ сказать о том, что и от него зависит оснащение и успехи любимой команды. 'Все это требует, конечно, организаторской работы. Но можнос уверенностью сказать, что у мотобола есть прочная база — спортивно-технические клубы районов, городов и даже отдельных предприятий. Это вывод, основанный на практике. Спортивно-техническим клубам по плечу и приобретение машин и сколачивание команд. По-прежнему острой остается проблема судей. Если сборы, проведенные Центральным автомотоклубом, 'положительно сказались на судействе соревнований всесоюзного масштаба, то массовый мо ­ тобол требует и массовой подготовки квалифицированных арбитров на местах. Есть два пути: привлекать футбольных судей и вести обучение новичков. Сейчас нужно использовать и тот и другой. В ближайшее время выходят в свет новые правила игры , 'значительно более четко определяющие действия судьи на поле. Они будут хорошим пособием для сборов и семинаров. Тяга к мотоболу велика. В комитет по ­ ступают сведения о рождении все новых и новых команд. Ш ирокую популярность завоевала игра у сельских мотолюбителей. На Ставропольщине, например, среди 18 коллективов, оспаривавших впрош ­ лом году краевое первенство, основная часть — колхозные. Большую заинтересованность в развитии мотобола проявляют многие автомотоклубы. На финальном 'кубковом матче в Черкесске мы встретили начальника клуба из города Шахты. Он приехал за полтысячи километров специально посмотреть, к ак играют сильнейшие, — извлечь уроки для своей команды. Скоро стартует пятый мотобольный сезон. Что принесет он нового? В первенстве СССР по классу «А» выступят восемь команд: занявшие первые шесть мест в прошлом году и два новичка — «Химик» (Невинномысск) и «Енисей» (Красноярск), победившие в отборочном турнире. Образуется класс «Б», в который войдут сильнейшие команды союз ­ ных республик. Они будут играть сначала в зонах, а затем состоится финальная пулька. В этом году любители мотобола увидят у «ас в гостях сильнейшие зарубежные клубные команды. Одним словом, сезон обещает быть интересным. А чтобы выйти на поле во всеоружии, надо как следует использовать оставшееся время для подготовки мотоциклов, совершенствования техники, тактики, поддержания спортивной формы. И зимой можно играть! А. ХОХЛАЧЕВ, председатель комитета мотобола ФМС СССР; Б. МАНДРУС, член комитетаЛучшие бомбардиры первенства СССРВ. КОНДРАТЕНКО («Комета») — 40 голов; Б. ДЕНИШЕВ — 24; В. БЕЗВОРОТНЫЙ (оба — «Домбай») — 21.«эдгюзддогкаюжеа^^По письму приняты мерыЧитатель нашего журнала В. Пустовалов из г. Североморска Мурманской области написал вредакциюо том, что на территории Московской области его остановил общественный автоинспектор Н. Новиков и доставил в Видновское отделение милиции. При медицинском освидетельствовании водитель оказался трезвым, а Н. Новиков пьяным . Р едакция довела сигнал читателя до сведения руководства ГАИ отдела милиции Вндновского горисполкома Московской области. Начальник отделения Госавтоинспекции тов. Ковалев сообщил редакции, чтоСАМОУПРАВСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО АВТОИНСПЕКТОРАф акты , приведенные в письме, подтвердились. За недостойное поведение Н. Новиков исключен из состава общественных автоинспекторов. Мотолюбитель А. Васин из г. Калуги сообщил в редакцию, что общественный автоинспектор тов. Михайловский сделал компостерную просечку в его талоне предупреждений ча проезд под знак 3. 1а, к оторый был установлен неправильно. Письмо тов. Васина было направлено в ГАИ Калужской области. Начальник Госавтоинспекции тов. Шнш анков ответил, что факты , изложенные в письме, подтвердились. Нештатный автоинспектор тов. Михайловский строго предупрежден. Неправильно установленный дорожныйзнак снят. Мотолгобителю А. Васину выдан новый талон предупреждений.•26-