,На первые пять-шесть вопросов экзаменуемый отвечает автомату. Эти вопросы охватывают те разделы программы, знать которые достаточно на уровне знакомств, и формулируются, скажем, так: рассмотрите эти рисунки и укажите, на каком из них автомобилю (мотоциклу) А движение разрешено, или — укажите, на каком из этих четырех рисунков транспортное средство правильно поставлено на стоянку, и т. п. После получения положительной оценки на автомате курсант начинает отвечать экзаменационной комиссии по разделам программы, требующим более высокого уровня знаний. При этом оценка должна выставляться не умозрительно «ответил — не ответил», как это делается сейчас, а по вполне определенным объективным статистическим критериям, разработанным советской педагогикой. Все высказанные положения подтверждаются опытом применения контрольных автоматов. Например, по данным московской городской ГАИ, производительность автомата при опросе в два с лишним раза выше, чем у преподавателяэкзаменатора, хотя последний задает шесть вопросов, а автомат — десять. Тот же эффект отмечает ведущий инженер Московского энергетического института О. Бондин: для того, чтобы задать студенту 15 "вопросов, аналогичных заложенным в автомат, и получить ответ на них, преподавателю требовалась в среднем 81 минута. Машина «Экзаменатор»снизила это время до 23—28 минут. При этом и средний балл повысился в 1,5 раза. Не только, следовательно, экономится время, но и (как по волшебству!) повышается успеваемость учащихся. Быстро уразумев это, студенты, вначале остерегавшиеся автомата, предпочли затем его педагогуэкзаменатору. То же самое произошло и при использовании контрольного автомата в ГАИ. Эти факты объясняются изложенным выше: по существу, не получается никакого выигрыша во времени, а автомат не имеет никаких достоинств перед педагогом, так как они контролируют совершенно разные уровни обучения: автомат — знакомство с предметом, педагог — понятия, умения . и навыки. Там, где педагог тратит больше времени и ставит более низкую отметку, автомат вообще бессилен. Единственное достоинство прибора — это возможность автоматизировать контроль на уровне знакомств и освободить человека от этой в большой мере механической части контроля. Это надо хорошо понимать, чтобы не впасть в заблуждение самим, не снизить требования к знаниям курсантов. Мы просто не имеем никакого права выпускать на улицы и дороги водителей-недоучек, которые в трудный момент могут и не «угадать» правильное решение. В. БЕСПАЛЬКО,кандидат педагогических наук|A__^ta,Никто не хотел умиратьП£ 'Г/ !•• rО ПАСНО ! ОСТАНОВИСЬ!•.ду п как-то по шоссе Минск — Брест. Вдруг у идущего впереди хлебовоза открылась дверка, и из фургона посыпались на асфальт румяные буханки. Шофер, не замечая этого, продолжал двигаться с прежней скоростью. Надо было остановить его, предупредить. Я попытался обогнать фургон, но тщетно: впереди метрах в ста приближались встречные машины. Лихорадочно соображаю: как быть? И вдруг вижу, что встречный автомобиль на подходе к фургону часто замигал фарами. Хлебовоз сразу пошел медленнее, а потом съехал на обочину. Вышел водитель и, обойдя вокруг машины, конечно, заметил открытую дверь. После этого случая мне не раз приходилось видеть, как встречные автомобили при разъездах сигналили друг другу светом фар, как бы говоря: «Остановись! Осмотри машину!» И нередко таной сигнал выручал водителя, помогая предотвратить аварию, спасти груз. Ведь часто, когда в машине на ходу что-то выходит из строя, со стороны видно лучше. Многим водителям известен, вероятно, сигнал и другого рода — редкое мигание фарами. Он обычно подается в узких местах дорог, перед сооружениями, где из-за малой ширины проезжей части разъезд затруднен, и т. п. Иными словами, во всех случаях, когда пройти Веспрепятственно может только один автомобиль, а другой должен уступить ему дорогу. Водитель, который первым подал этот сигнал, как-бы заявляет остальным: «Взял инициативу на себя!» И сразу всем все ясно. Конечно, эти законы не писаны. Их не найдешь в Правилах движения, в учебниках для шоферов. Но они живут, и ими пользуются все водители — и опытные, и новички. Нам думается, пора дать этим сигналам гражданство, узаконить их. А для этого статью 25-ю Правил движения следует дополнить двумя пунктами в следующей редакции: 1. Для экстренной остановки встречного транспортного средства предупредительным сигналом служит частое мигание светом фар. 2. В местах, где двум автомобилям разъехаться трудно, тот, кто начинает движение, подает предупредительный сигнал — редкое мигание светом фар. На наш взгляд, такое правило не только не повредит никому, но сделает езду еще безопаснее. И. ЛУКИЧЕВ, инженер-механикIIvfЕо распадкам между сопок серой лентой вьется колымская трасса — крутые подъемы и спуски, прижимы, закрытые повороты, перевалы. 1500 трудных километров от Магадана до Якутии. Уверенная и безаварийная работа по плечу здесь только очень дисциплинированным водителям, людям, ни на минуту не забывающим об особенностях езды в горных условиях. Случись на трассе хоть небольшая заминка, незначительный просчет — и недалеко до катастрофы, что и произошло не так давно на 362-м километре. От впереди идущей машины на дороге сплошной стеной стояла пыль. В трех-четырех метрах ничего не видно. За этой завесой от Магадана шел лесовоз Кадыкчанской автобазы, которым управлял И. Казаков. Навстречу ему вел груженный углем автомобиль водитель П. Бородкин (Магаданский автомобильный транспортно-экспедиционный комбинат). Оба автомобиля двигались почему-то по центру дороги, а местами выезжали за ее осевую линию. Попав в зону пылевого облака, никто из водителей не принял элементарных мер для обеспечения безопасности. А ведь в условиях резко ограниченной видимости совершенно необходимо было включить свет в фарах, подать звуковой сигнал, снизить скорость движения. У машины Казакова она была примерно 35 км/час, у Бородкина где-то в пределах 50 — 60. Когда водители заметили друг друга, спасти положение было уже невозможно. Лобовое столкновение. Отг. Магаданудара сорвало бензобаки. Миг — и обе машины охватило пламя. У лесовоза выбило передний мост, и водитель Казаков оказался прижатым рулевым колесом к стенке кабины. Не имея возможности выбраться из-за руля, он погиб в огне. А Бородкин? тот успел выскочить из машины, пытался помочь другому водителю, но сам получил серьезные ожоги. Пожар был такой, что в радиусе 150 метров выжгло всю растительность — мелкий лес, кустарник, стланник. Вот к чему приводит легкомыслие! Ведь никто же не хотел умирать, а непоправимое совершилось — семья Казакова потеряла мужа и отца, Бородкин попал в больницу. Мы поинтересовались его трудовой характеристикой и вот что выяснили. За последние три года он неоднократно переводился из шоферов на другие работы за Недисциплинированность и пристрастие н спиртному. Однажды, будучи в нетрезвом состоянии, самовольно угнал автомобиль с территории гаража. И тем не менее руководители автохозяйства, зная о его прошлых «заслугах», поставили Бородкина на транзитные перевозки. Бородкин, конечно, будет привлечен к ответственности. Но за бессмысленную гибель человена в ответе и те, кто доверил ему руль автомобиля. В. РЯБИКОВ, старший автоинспентор ГАИТрагический момент описанных событий запечатлел фотоаппарат нашего питателя И. Ворушилина из Магадана.г.Оренбурге^с&нл*-^л^^а.уЗ^^^^Щ^^^^