мы пошли на величайшую жертву и объявили немцам о нашем согласии подписать их условия мира... и до сих пор нет ответа... германский милитаризм кочет задушить русских и украинских рабочих и крестьян, вернуть земли помещикам, фабрики и заводы — банкирам, власть — монархии... священным долгом рабочих и крестьян России является беззаветная защита республики Советов...» Елин читал не торопясь. Видно было, что он уже многое продумал, взвесил, решил. Закончив чтение, он сразу же приказал заняться формированием отрядов для отправки на фронт. И в первую очередь обратился к своим ближайшим помощникам Огоньяну и Колесову: — Товарищ Огоньян, займитесь подготовкой собрания. Товарищ Колесов, сколько у нас отремонтированных бронемашин? — Пять в полной готовности ик тому же... — Хорошо. Укомплектуйте отряд из этих пяти. Остальными займемся после. Настал рассвет 22 февраля j1918 года. Багровел восток. Красноватым отсветом лежала заря на броне машин, стоящих у особняка, когда Елин открыл собрание. Командиром первого Отряда избрали бывшего солдата-пулеметчика Терацвацетурова, комиссаром — рабочего мастерских большевика Ерофеева. Д об ­ ровольцев, вступающих в отряд, было много, все хорошо знали друг друга, за поручительством дело не стало. Экипажи броневиков укомплектовали быстро. Отряд включал пять бронеавтомобилей и вспомогательный транспорт. Колесов и Терацвацетуров до обеда занимались боевыми машинами, все опробовали, проверили лично. Подошел Елин: — Все закончили, товарищи?— Дыбенко.Так вот он какой, Дыбенко — один из военных руководителей революции, председатель Центробалта! Перед Колесовым стоял матрос в черном бушлате, с маузером. На лице добродушная улыбка. Поправив бескозырку, он коротко сказал, что немцы наступают на Юрьев, Нарву, Псков, чтобы затем двинуться на Петроград. Дыбенко легко вскочил на платформу и внимательно осмотрел бронеавтомобили. Довольный, заключил: — Побольше бы их! — и спрыгнул в снег. Паровоз .подал гудок — эшелон тронулся. А вскоре в Совете узнали: первый отряд броневиков, ушедший на фронт, разгромил под Нарвой большую колонну немецкой пехоты. Елин, Колесов, Огоньян формировали отряд за отрядом, посылали их на защиту Республики. Владимир Ильич Ленин внимательно следил за созданием броневых сил и уделял им большое внимание. Впервые Колесов узнал об этом от Елина в декабре 1917 года. Съезд представителей бронеотрядов жил тогда ожиданием встречи с Лениным, но Владимир Ильич был сильно занят, и выступил не он, а командующий Петроградским военным округом старый большевик К. С. Еремеев. И вот теперь, когда в полную силу действовал созданный этим съездом Совет броневых сил Республики, всем было дорого сознавать, что Владимир Ильич постоянно интересуется формированием бронеотрядов для защиты революции. Когда с фронтов приходили вести о действиях бронеотрядов, Елин немедленно докладывал об этом Ленину. Пожар гражданской войны охватывал все новые и новые районы страны. Антанта сжимала огненное кольцо вокруг Советской республики. Красная Армия сражалась героически. Однажды, когда в распахнутые окна броневого управления уже лились горячие лучи весеннего солнца, вбежал Елин. Он был взволнован и счастлив. Рассказал, что в районе станции Березовка после ожесточенных боев наши захватили у врага большие трофеи, в том числе бронепоезд и танки. Используя трофеи, Ценгробронь стала создавать первые танковые отряды. Для их организации Колесов был командирован на фронт, где принял участие в боях. Особенно запомнилась ему одна атака белогвардейской кавалерии на 22-й бронеотряд. Лавина вражеской конницы хлынула на наши позиции, где укрылись бронемашины. Они были умело замаскированы, и командир отряда Сотничук приказал подпустить противника как можно ближе. Когда с криком и грохотом эскадроны, сверкая на солнце сталью клинков, стали обтекать броневики, разом заговорили все пулеметы. Белогвардейцев разбили наголову. В грозные годы борьбы мужала молодая Красная Армия и ее броневые силы. Мужали люди. Было трудно, но Александр Степанович Колесов всегда помнил ту февральскую ночь в Петрограде и слова ленинского декрета: «...священным долгом рабочих и крестьян России является беззаветная защита республики Советов...» Геннадий НЕКРАСОВ1— Все!— Тогда пора на вокзал. Только что получил указание: грузиться будем на Варшавском. Эшелон уже подан. День был ясным, почти по-весеннему пригревало солнце. Жухлый снег похрустывал под сапогами. Колесов руководил погрузкой машин на платформы. Когда работу закончили, удовлетворенный, он отошел в сторонку, задумался... Вся его жизнь, все помыслы принадлежали революции, защите власти Советов. На революционный путь Колесов встал в годы империалистической войны. Молодой офицер, он так же, как и его подчиненные, солдаты, глубоко ненавидел братоубийственную бойню, искал выхода из нее. И лозунги большевиков о мире, о земле, о превращении империалистической войны в войну гражданскую были ему близкими и дорогими. В юности мечтал быть живописцем. Учился в Академии художеств. Война развеяла мечты, перепутала планы. На фронте поручик 'Колесов командовал ротой. Потом Петроград, запасной автомобильный батальон. Здесь как следует познакомился с техникой, научился водить автомобиль. И снова фронт. Грозное эхо революции докатилось до | окопов. Солдаты-автомобилисты избрали своего командира в Совет и послали делегатом на Второй Всероссийский съезд представителей броневых отрядов... Мысли Колесова прервали Елин и коренастый, с бородкой, матрос. Он пожал руку Колесову, представился:9 1925 г., АВГУСТ. Ярославский авторемонтный завод приступил к организации производства трехтонных грузовиков Я-3. • 1925 г., 24 СЕНТЯБРЯ. Открылась первая Всесоюзная автомобильная выставка в Москве. • 1926 г., ФЕВРАЛЬ. Открылся Московский автомобильный музей. • 1926 г., МАРТ. Московский автомобильный клуб отметил трехлетие со дня организации. К этому времени он объединял 2300 человек. Самыми многочисленными и деятельными его секциями были автомобильная и мотоциклетная. 9 1926 г., 21 ИЮЛЯ. В Москве состоялся финиш первого мотоциклетного звездного пробега из городов Н.-Новгорода (Горького), Твери (Калинина), Орла, Смоленска, Ярцева, Ленинграда, Витебска, Иваново, Киева, Коврова. В пробеге участвовало 48 человек. • 1926 г., СЕНТЯБРЬ. Советские мотоциклисты доставили Красное знамя Рабочему спортивному союзу Германии в день открытия школы физкультуры в Лейпциге. е 1926 г., ДЕКАБРЬ. В Москве насчитывалось 118 такси и 137 автобусов. Для перевозки пассажиров и грузов использовалось также 21 543 лошади. Сейчас в столице 11 тысяч автомобилей-такси и 4500 автобусов. Ежедневно автобусы перевозят свыше 3 млн. 700 тыс. пассажиров. 9 1927 г., 1 ЯНВАРЯ. На Московский автомобильный завод (б. АМО) назначен директором И. А. Лихачев, член партии с 1917 года, хозяйственный руководитель нового типа, выдвинутый Великой Октябрьской социалистической революцией. 9 1927 г., ФЕВРАЛЬ. В Белорусской ССР междугородные автобусные линии составляли 870 километров, на них работало 55 автобусов. Сейчас на междугородных, пригородных и местных пассажирских маршрутах республики в день курсирует свыше 4 тысяч машин. Протяженность автобусных линий 141 тысяча километров. Они связывают все города, городские поселки и районные центры Белоруссии. 9 1927 г., МАЙ. Завод «Спартак» (Москва) выпустил первый малолитражный автомобиль марки НАМИ с двигателем мощностью 22 л. с. 9 1927 г., 25 ИЮНЯ. Подписано постановление Совета Народных Комиссаров СССР о создании школ автотранспортного ученичества. 9 1927 г., ИЮЛЬ. Советские спортсмены на двух мотоциклах с колясками совершили международный пробег по маршруту Москва — Варшава — Вена — Берлин — Москва (6100 км). • 1927 г., АВГУСТ — СЕНТЯБРЬ. Группа советских спортсменов совершила пробег на мотоциклах по маршруту Москва — Париж — Москва. 9 1927 г. Началось серийное производство танков. Танк Т-18, принятый на вооружение Реввоенсоветом СССР, имел пушечно-пулеметное вооружение и двигатель воздушного охлаждения.1'$•I