В 1963 году густой туман с копотью и ымом («смог»), опустившийся на Ньюорк, убил более 400 человек; 80 других смертных случаев было отмечено в НьюЙорке в течение четырехдневной осады города туманом в дни празднования последнего Дня благодарения. Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воздуха. Помощник начальника медицинской службы США д-р Ричард Приндль говорит: «Итак, этот момент наступил. Это становится вопросом жизнии смерти. У нас есть примеры того, к ак загрязнение воздуха непосредственно убивает людей. По мере нашего развития у нас будет все больше таких примеров». Подобные предупреждения вместе с широко распространенной тревогой, вызванной чрезмерным загрязнением воздуха над Нью-Йорком и Лос-Анжелосом, а также открытая полемика между политическими деятелями и представителями промышленности по поводу контроля над загрязнением атмосферы внезапно заставили США осознать, что «смог» — это реальная и действительная угроза. Наиболее явный загрязнитель воздуха — дым, поднимающийся из миллионов каминов, дымовых труб электростанций, заводов, мусоросжигательных станций и крематориев. Он состоит из мельч айших частиц углерода, пепла, нефти, ж ираи микроскопических частиц металлов и их окислов. И все же этот дым составляет лишь оноло 10 процентов от общей массы примесей, содержащихся в воздухе над США . 90 процентов загрязняющих воздух примесей вСША состоит в основном из невидимых, но таящихв себе смертельную опасность газов. Большую часть примесей составляет, например, не имеющая цвета и запаха окись углерода, выбрасываемая в основном через выхлопные трубы автомобилей и автобусов. На втором месте по содержанию ее в атмосфере находится окись серы, выделяемая при сжиганиив домне, на электростанциях и заводах угля и нефти с большим содержанием серы. Более 10 процентов всех примесей в воздухе приходится на долю углеводородов, большая часть которых попадает в атмосферу в виде не сгоревших или сгоревших неполностью газообразных смесей, образующихся при сгорании топлива в автомобильных двигателях. В результате сгорания образуются также большие количества углекислого газа, окиси азота и других газов. Вредное месиво, выбрасываемое в небо, обходится недешево американцам. По данным министерства здравоохранения, образования и благосостояния, ущерб, наносимый только лишь имуществу, составляет 11 миллиардов долларов в год. Загрязненный воздух вызывает преждевременный износ, коррозию, потускнение, загрязнение, разрушение, растрескивание, с нижение прочности и обесцвечивание всевозможных материалов. Примеси в воздухе, причиняющие ущерб растениям иразрушающиека ­ мень, оказывают губительное воздействие и на человека. Шоферы, которым никогда в голову не придет мысль совершить самоубийство — соединить шлангом свою кабину с выхлопной трубой, часто, не ведая о том, подвергаются опасности, испытывая воздействие значительных концентраций окиси углерода, скапливающейся на шоссе, в туннелях игаражах . Хотя опасная для жизни человека кон ­ центрация окиси углерода образуется при выделении 1 500 частиц окиси на миллион частиц воздуха в час, у же 120 частиц окиси углерода на миллион частиц воздуха в час могут в такой степени повлиять на способность шофера управлять машиной , что это приведет к аварии. М ежду тем обнаружено, что в туннелях,ЙЛ о чужимстраницам. По мнению многих американских ученых и государственных деятелей, з агряз ­ ненность воздуха в Соединенных Штатах достигла такого уровня, что непосредственно угрожаетздоровьюижизни миллионов американцев . А мерика задыхается в буквальном смысле этого слова. Министр здравоохранения, просвещения и социального обеспечения СШАДжонГарднер заявил недавно, что если аме ­ риканцы хотят выжить, о нидолжнысроч ­ но предпринять какие-то меры . Издающийся в Нью-Йорке буржуазный еженедельник «Тайм» поместил статью о причинах этого грозного явления и путях борьбы с ним. Н иже мы печатаем отрывки из этой статьи.АМЕРИКАг аражахи на улицах Чикаго, Детройта, Нью-Йорка и Лондона концентрация достигает 100 частиц окиси на миллион частиц воздуха. Ученые подсчитали также , что ребенок, родившийся в Нью-Йорке после второй мировой войны, вдохнул к настоящему времени такое количество вредных примесей, которое эквивалентно выкуриванию 9 сигарет в день в течение всей егожизни . Некоторые углеводороды, обнаруж енныев выхлопных газах автомобилей, вызывали раку подопытных животных . В последнее время типичный для ЛосАнжелоса бурый, удушливый туман , пропитанный дымом и копотью, стал ещехуже . Виновники этого — 3 750 тысяч автомобилей Лос-Анжелоса, производящие 12 420 тонн из общего количества в 13 730 тонн примесей, выбрасываемых ежедневно в воздух над округом. Помимо 10 тысяч тонн окиси углерода, автомобили ежедневно выбрасывают в воздух 2 тысячи тонн углеводородов и 530 тонн окиси азота, чего вполне достаточно для образования постоянного удушливого тумана. По предложению комитета по борьбе с загрязнением воздуха в Калифорнии был принят закон, согласно которому все автомобили, проданные вштатев 1966 году, должны иметь приборы, уменьшающие количество выбрасываемой выхлопными трубами окиси углерода на 50 процентов и углеводородов — на 65 процентов. Требование о дальнейшем сниженииконцентрации этих газов в продуктах сгорания, выбрасываемых в воздух автомобилями, будет принято в 1970 году. Однако Калифорния и Соединенные Штатыв целом ведут безнадежную войну против автомобилей. Проверка калифорнийских машин, прошедших более 30 тысяч километров иоборудованных приборами, уменьшающими загрязнение воздуха, показала, что 87 процентов из них не отвечают требованиям штатаоснижении процента углеводородов и окиси углерода в выхлопных газах; по мере эксплуатации эффективность этих приборов снижается, а уход за ними не отвечает предъявляемым требованиям. Д аже если бы эти приборы работали надлежащим образом, они не смогли бы компенсировать быстрый рост количества автомобилей в Лос-Анжелосе, которое, к ак ожидают, увеличится к 1980 году еще на два миллиона машин. «Если даже к тому времени каждый двигатель будет выбрасывать в воздух вдвое меньше примесей, чем теперешний автомобильный мотор, — говорит уполномоченный округа по борьбе с загрязнением воздуха Луис Фуллер, — то все равно общее количество примесей, выбрасываемых в воздух, будет больше, чем сейчас». Для решения этой дилеммы, считает Фуллер, необходимо в законодательном порядке ввести ограничения на автомобильное движение в городских районах с сильно загрязненным воздухом. Ф рэнк Стид, глава управления здравоохранения штата, выдвигает более решительное предложение. «Совершенно очевидно, — говорит он, — что к 1980 году двигатели, работающие на бензине, должны быть вытеснены и заменены компактными электрическими двигателями». Единственный реальный путь для осуществления подобной ломки, считает Стид, «заключается в опубликовании официального предупреждения о том, что после 1980 года движение автомобилей с бензиновыми двигателями будет в Калифорнии запрещено». Жители Калифорнии отнюдь не преувеличивают влияния автомобилей на загрязнение воздуха. В своей речи, содерж ащей зловещий подтекст для детройтских автомобилестроителей, министр здравоохранения, просвещения и социального обеспечения СШАДжон Гарднер заявил: «мы должны обратить свое внимание на автомобили с электродвигателем или на любое другое средство передвижения, не загрязняющее воздух. Возможно, потребуется изыскивать другие пути перевозки людей. Никто из нас не хочет жертвовать удобствами частных легковых автомобилей, однако может наступить день, когда мы вынуждены будем пожертвовать удобством ради самой возможности существования». А мериканские автопромышленники откликнулись на этот призыв, похваставшись своими исследованиями в области создания электрического автомобиля. Они продемонстрировали новые батареи и топливные элементы и организовали поездки представителей прессы на небольших автомобилях, получающих питание от батарей. А президент компании «Форд» Миллер утверждает, что в настоящее время осуществляется обширная программа работ по созданию электрического автомобиля. Однако большинство представителей автомобильной промышленности полагает, что пройдет 5 — 1 0 лет, прежде чем можно будет начать выпуск сравнительно недорогих электрических автомобилей в достаточном количестве. Для того чтобы очистить воздух в Чикаго, в городе началась кампания , цель которой — заставить местные сталелитейные заводы установить дорогостоящее оборудование, у меньшающее загрязнение воздуха; руководители транспортных организации этого города изучают возможность использования дизель-электричес ких автобусов, что позволит уменьшить количество выхлопных газов. Но это лишь немногие исключения. Большинству американских общин еще предстоит вплотную взяться за эти проблемы.В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ТРАНСПОРТ» ВЫШЛИ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ:К раузе Г. Л.. Ф и нк ельштейн А. Л . Новая экономическая система на автомобильном транспорте. Под редакцией Л. А. Бронштейна. 1966. 103 стр., 10 000 экз., цена 33 коп. В брошюре освещен эконом ическийэксперимент , проведенный в автокомбинате № 1 Главмосавтотранса. Авт орырассказываюто методах планирования работы всех подразделенийи автох озяйствав целом, о мероп риятиях по материальному стимулированию работников. М илушкин А. А., Н ад еж дин Б. Н., Плеханов И. П.. Ш естоп ал ов К. С. Автомобиль. 1966. 390 стр., 100 000 экз., цена 68 коп. В книге приведены сведения по устройству, эксплуатации, о бслуживаниюи .ремонту автомобилей ГАЗ-21 «Волга». ГАЗ-51А. ГАЗ-53Ф, ЗИЛ-130 и МАЗ-500. П редназначенакнигав качестве учебного пособия для средних школ, а также может быть использованав авт омобильныхшколахи техн икумах , водителями, Методическое пособие для проведения с шоферами техминимума по безопасностид вижения . Министерство автомобильного транспортаи шоссейных, дорог РСФСР. Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта . 1966, 48 стр., 10 000 экз., цена 16 коп. В брошюреприведены свед ения по вопросам безопасности движения, указаны особенности управления автомобилем сучетом сезонов и климатических vo.ioBiitt.•28-