12
13
• 1929 г., 4 МАРТА. Опубликован при- ( каз ВСНХ № 498, в котором сообщается ) о решении Советского правительства по- V строить в Нижнем Новгороде (ныне ) г. Горький) автомобильный завод с про- / граммой выпуска 100 000 машин в год. \ Впоследствии решено было увеличить / проектную мощность завода до 140 000 \ автомобилей в год. ) 9 1929 г., АПРЕЛЬ. XVI Всесоюзная ( партийная конференция приняла первый \ пятилетний план развития народного хо- / зяйства. В число крупных строек пяти- ( летки входили строительство автомо- ) бильного завода в Нижнем Новгороде и ( реконструкция АМО. Постановлением ] правительства на Московском заводе был / предусмотрен выпуск 25 тысяч автомоби- ( лей в год при работе в одну смену. ) • 1929 г., ИЮНЬ. Для ограждения / опасных мест на шоссейных и грунтовых \ дорогах Народным комиссариатом путей / сообщения установлены специальные ав- ( томобильные знаки — треугольные щиты. ) Внутри треугольника изображения, ука- ( зывающие на неровности дороги, закруг- ) ления, перекрестки, переезды железной / дороги и пр. \ • 1929 г., АВГУСТ. Ижевский завод / приступил к выпуску экспериментальных \ образцов первых советских мотоциклов. / Проведен их испытательный пробег по \ стране. / • 1929 г., СЕНТЯБРЬ. Состоялся север- \ ный автомобильный пробег по маршру- / ту Москва — Ярославль — Вологда — \ Архангельск — Ленинград — Москва } (3 500 км). / ё 1930 г., ЯНВАРЬ. Организовано Все- ) союзное автотранспортное объединение/ ВАТО. \ е 1930 г., ФЕВРАЛЬ. В Нижнем Новго- / роде начата сборка автомобилей из им- \ портных деталей. / • 1930 г., 23 ФЕВРАЛЯ. Решением Сов- \ наркома создан Союзтранс — всесоюзное / централизованное объединение авто- ) транспорта, в которое вошли 20 процен- I тов автомобилей страны. По количеству N машин это объединение заняло первое / место в Европе. ) • 1930 г., АПРЕЛЬ. Открыт Ленинград- ( ский автодорожный институт. ) 9 1930 г., 20 МАЯ. Началась закладка \ автомобильного завода-гиганта в Ниж- ) нем Новгороде. \ • 1930 г., СЕНТЯБРЬ. Ленинградский завод «Красный Октябрь» выпустил первые опытные мотоциклы Л-300. ( • 1930 г., в НОЯБРЯ. К 13-й годовщине J Октября Московский автосборочный за- { вод им. КИМ (нынешний МЗМА) при- | урочнл выпуск первого автомобиля. i В год 50-летия Октября Московский / завод малолитражных автомобилей вы- \ пустил миллионный «Москвич» — модели / 408 и начал подготовку производс.тва но- N вого — «Москвича-412». / • 1930 г., 13 ДЕКАБРЯ. Совнарком ) СССР вынес постановление об организа- \ ции Московского автомобнльно-дорожно- г го института на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы. • 1930 г., ДЕКАБРЬ. К концу года из ворот завода АМО вышло 3237 автомобилей.Идут тактические учения. Ночью, в тумане движется колонна машин. Подразделение получило задачу совершить длительный марш и прибыть в назначенный командиром район в строго определенное время. Местность незнакомая, на проселочных дорогах много поворотов, объездов и развилок, но командир спокоен — заданный маршрут выдерживается точно. Вот, выйдя из леса, колонна вступила в зону, пораженную «ядерным взрывом». <Все здесь неузнаваемо изменилось, ориентиры «уничтожены», карта почти бесполезна. Однако ив этой обстановке колонна уверенно идет в назначенный район, не останавливаясь, точно выполняя график движения. Что же помогает командиру так уверенно совершать марш и знать в любое время, где находится подразделение? Известно, что моряки, летчики всегда могут определить местонахождение своих Кораблей и самолетов. В этом им помогают специальные приборы. В настоящее время потребность в таких приборах появилась у сухопутных войск в связи с возросшей их маневренностью. В этих условиях командиры, механики-водители, шоферы должны уметь ориентироваться на незнакомой местности, правильно выдерживать направление движения и своевременно выходить в заданные пункты. Для решения этих задач на помощь пришла специальная наземная навигационная аппаратура, сходная с той, которая применяется на кораблях и самолетах. Она непрерывно автоматически вырабатывает координаты движущейся машины, то есть определяет местонахождение автомобиля, танка или целой колонны на местности. На карте в определенном масштабе вычерчивается их путь. Надо сказать, что принципы работы наземной навигационной аппаратуры довольно сложны. Они сводятся к непрерывному решению задачи определения координат на основе подаваемых в счетно-решающий прибор курсопрокладчика в каждый момент движения данных о проходимом расстоянии ио дирекционном угле* движения. Проходимое расстояние определяется * Дирекционным углом называется угол между вертикальной линией координатной сетки и направлением движе•ния объекта.датчиком пути. Дирекционный угол, движения непрерывно и автоматически определяется при помощи курсоуказателя (предварительно ориентированного по первоначальному направлению). Результаты передаются в виде электрических импульсов в счетно-решающий прибор. В курсопрокладчике по установленным координатам начальной точки и по данным, непрерывно поступающим от датчика пути и курсоуказателя, вырабатываются координаты местонахождения машины на каждый момент ее движения, а также специальным построительным устройством вычерчивается на карте (или планшете) в определенном масштабе путь, пройденный ею. Курсоуказатель, как мы уже отмечали, предназначен для измерения курсовых (дирекционных) углов движущегося объекта.НАДЕЖНЫЙВ качестве курсоуказателя используются специальные гироскопические приборы, называемые гироскопами направления или гирополукомпасами. Применение их обусловлено тем, что магнитный компас из-за воздействия на него металлического кузова (корпуса), электро- и радиоборудования, на большей части наземных машин работает неудовлетворительно и не может обеспечить требуемой точности измерения дирекционных углов. Основным элементом курсоуказателя является специальный трехстепенный астатический (уравновешенный) гироскоп. Применение трехстепенного гироскопа в качестве указателя курса определяется его основным свойством — способностью сохранять неизменным заданное в пространстве направление главной оси (оси ротора) независимо от характера перемещения основания. Если установить трехстепенный гироскоп на подвижный объект так, чтобы основание гироскопа было жестко соединено с корпусом объекта, а главная ось ориентирована в направлении юг — север (в направлении вертикальной линии координатной сетки) и до начала движения привести во вращение его ротор, то посредством гироскопа при движении объекта можно определять дирекционный угол. Датчик пути служит для определения проходимого машиной расстояния и подачи данных о нем в счетно-решающий механизм курсопрокладчика. Путь, пройденный машиной за какой-либо промежуток времени, можно определить, если знать, сколько оборотов за это время сделало ее колесо, радиус которого известен. При измерении пути этим способом неизбежны погрешности вследствие юза, пробуксовки колеса по грунту и т. п. Для внесения поправок, учитывающих указанные факторы, в аппаратуре предусматривается возможность корректировать данные о пути в зависимости отЗнакотьтесь с военной техникой1• -^"=—•n-i.nTBr.rsnt.gxr ,rs--ssx.гтгя75гь.—г;.тя—— 2 VJ WN/TrffiПРОВОДхарактера местности, по которой движется машина. Поправка вносится перед началом марша в датчик пути. Курсопрокладчик предназначен для выработки координат положения объекта и вычерчивания проходимого им пути по входным данным — дирекционному углу направления движения и проходимому пути. Для определения этих данных курсопрокладчик имеет соответствующие механизмы. Синусо-косинусный механизм определяет тригонометрические функции Sin и Cos по дирекционному углу. Приращение координат определяется при помощи двух интегрирующих (множительных) механизмов. Кроме того, курсопрокладчик имеет шкальные механизмы для непрерывного автоматического суммирования приращений координат с координатами начальной точки движения; планшет с построительным механизмом для вычерчивания трассы, проходимой машиной; механизм переключения масштабов и ряд вспомогательных устройств. Первоначальное ориентирование маmTffI " Е Д 'шмц мм дат СмЗИЕ 1i * т ~шины осуществляется специальными приборами. Можно, например, использовать визирное устройство, при помощи которого вычисляется дирекционный угол продольной оси машины на . начальной точке. Оно же определяет дирекционный угол направления с точки стоянки машины на местные ориентиры. На рисунке показана принципиальная кинематическая схема построителя курса. Валики множительных механизмов связаны через специальные масштабные редукторы с двумя ходовыми винтами, преобразующими угловые перемещения валиков в пропорциональные линейные перемещения карандаша построителя. Благодаря подбору передаточных чисел линейные перемещения карандаша равны приращениям прямоугольных координат. Механизм переключения масштабов позволяет изменять передаточные числа в соответствии с масштабом, установленным на планшете построителя топографической карты, в построителе предусматривается возможность введения начальных координат исходной точки маршрута.Принципиальная кинематическая схема построителя курса: 1 — планшет с картой; 2 и3 — ходовые винты; 4 — редукторы; 5 — валики множительных механизмов; 6 — карандаш; 7 — пишущее устройство. Действия оператора, обслуживающего наземную навигационную аппаратуру, заключаются в том, что он предварительно выверяет приборы, первоначально ориентирует машину, контролирует работу приборов и вводит в них необходимые поправки. При правильной регулировке и эксплуатации ошибки навигационной аппаратуры в любых условиях движения колонны или отдельной машины не превышают 1,5 процента от пройденного пути. Поэтому командир, совершающий длительный марш по незнакомой местности, без ориентиров при помощи этой аппаратуры спокойно приведет подразделение в назначенный район. Е. ОРЕХОВ, инженер-полковникДва новехоньких мотоцикла «МЦет» с колясками в шесть утра уже катили по Симферопольскому шоссе... Предвосхищая вопросы встречных мотоциклистов и автомобилистов, заинтригованных неизвестной моделью мотоцикла и номерными знаками ГДР, мы пригласили в редакцию участников этого мотопробега и побеседовали с ними. — Да, мы вдвоем с приятелем, — сказал Лотар Воннебергер, — решили предпринять путешествие по дорогам вашей страны. Мы хотим на двоих «убить двух зайцев», совместить приятное с полезным. Во-первых, хотим как можно больше узнать о вашей замечательной стране, как можно больше увидеть, словом, попытаться объять необъятное. Надеемся по возвращении на родину выступить с серией бесед и статей, рассказывающих о Стране Советов, об ее успехах, достигнутых за пятьдесят славных лет. Во-вторых, испробовать в различных климатических условиях новую модельмотоциклов «МЦет» ES-250/2 (ее описание помещено в шестом номере журнала «За рулем» за этот год). Лотар Воннебергер не случайно вызвался участвовать в этом пробеге. Опытный механик, он прекрасно знаком с мотоциклами разных марок, с 1952 года регулярно выступает в многодневных соревнованиях, наконец, он автор многих популярных статей по мотоделу в журналах «Иллюстриртер Моторшпорт» и «Фрайе Вельт». Работает он в экспериментальном отделе завода измерительных приборов. — А кто ваш напарник? — спрашиваем мы у 35-летнего дрезденца. — Вот он — Гюнтер Фосс из Берлина, инженер по холодильным машинам и горячий поклонник мотоцикла. — Скажите, Гюнтер, вы едете на собственных мотоциклах} — Нет, машины, коляски и запчасти к ним безвозмездно предоставил в наше распоряжение завод «МЦет». Собственно,безвозмездно . не то слово — в обмен на подробнейший отчет о «поведении» новой модели в ходе пробега. Ну, а все остальные расходы по путешествию — это уж за наш счет. — Вы не думаете, что вам в пути придется заменить двигатель, производить какой-либо серьезный ремонт? — Нет. Рассчитываем, что двигатель не подведет, а запасных частей у нас достаточно. Просим Лотара Воннебергера поделиться впечатлениями о новом мотоцикле. Он говорит, что его двигатель имеет надежные 17,5 лошадиных сил. На большой скорости машина прекрасно «держит дорогу», значительно лучше прежней модели. Коляска — очень вместительная и легкая. Ее колесо снабжено тормозом с гидравлическим приводом. — Завтра утром, — улыбается Воннебергер, — трогаемся в путь. Мы пожимаем туристам руки. — Глюклихе фаарт! Счастливого пути!•15-