ПОМОЩЬ НЕ ДОЛЖНАЭту статью вполне можно было бы начать с впечатляющего описания драматических событий какой-либо дорожной катастрофы. Однако цели, поставленные автором, заставляют прибегнуть ,к четкому и скупому языку 'протокола. Итак, несколько выдержек из протоколов дорожных происшествий. «Гражданка С, 34 лет, сбита автомобилем ЗИЛ-150 на 11-м километре Минского шоссе. В результате удара получила общую контузию, открытый перелом левой бедренной кости с нарушением целостности сосудистого пучка. Скончалась до прибытия «Скорой помощи». Из заключения судебно-медицинской экспертизы: «Смерть гражданки С. наступила в связи с обильным фонтанирующим кровотечением из левой бедренной артерии и последовавшей за этим острой травматической анемией на фоне нарастающих явлений сердечно-сосудистой слабости». «Гражданин М., 37 лет, сбит автомобилем «Волга» на 9-м километре Киевского шоссе. В результате удара получил общую контузию и закрытый перелом обоих бедер. Погиб до прибытия «Скорой помощи». Из заключения судебно-медицинской экспертизы.: «Смерть гражданина М. наступила в результате травматического шока при явлениях нарастающей острой сердечно-сосудистой слабости». «Гражданка Я., 23 лет, сбита автомобилем «Победа» на 23-м километре Горьковского шоссе. При падении получила открытый перелом нижней трети правой голени, нижней и верхней левых челюстей, контузию головного мозга. Погибла до прибытия «Скорой помощи». Из заключения судебно-медицинской экспертизы: «Смерть гражданки Я. наступила от удушья в связи с абтурацией трахеи кровью». Да, тяжело читать такие сообщения. Но у меня, врача, проработавшего долгое время в «Скорой медицинской шомощи», непроходящее чувство досады и (горечи вызывает и другое. Вы заметили трижды повторившуюся фразу — «Погибла до прибытия «Скорой шомощи»? А ведь во всех приведенных случаях смертельного исхода, возможно, и удалось бы избежать, если бы пострадавшим была оказана своевременная и квалифицированная доврачебная помощь. Надо ли учить этому водителей? По-моему, здесь двух мнений и быть не может. Однако в довольно емкой 23-й статье «Правил движения то улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», которая (подробно перечисляет обязательный торядок действий водителей три дорожно-транспортных .происшествиях, об этом нет ни слова. И вот ведь что получается: водитель должен и сообщить о случившемся милиции, и позвонить в «Скорую помощь», и записать адреса очевидцев, и проследить, чтобы предметы, имеющие отношение к происшествию/ никто не трогал. Но, оказывается, он свободен от первейшей, на наш взгляд, обязанности — тринять самые простые и необходимые меры, от которых во многих случаях зависит жизнь тострадавших. К тому же ведь и мера наказания водителя в конечном счете зависит от того, остался (пострадавший жив или нет. Нам представляется совершенно обязательной в программе подготовки водителей такая те(ма — .«Оказание первой помощи пострадавшему». Объем и содержание этого небольшого курса специалистам определить нетрудно. Мне бы хотелось здесь .коротко поговорить .на эту тему с людыми, уже севшими за руль автомобиля. Задача первой помощи — борьба с теми нарушениями в организме (пострадавшего, которые возникают тут же послеОПАЗДЫВАТЬ!травмы и (представляют непосредственную угрозу для его жизни. Мы имеем в виду .прежде всего острые кровотечения, которые очень часто являются прямой причиной гибели по страдавшего в аварии. Что тут делать? Пальцевое прижатие, наложение закрутки, жгута, как правило, приостанавливают кровотечение из сосудов рук и ног. И очень часто именно эти простые меры спасают положение. Надо сказать, что в первом из приведенных в начале статьи примеров пострадавшая шогибла как раз из-за того, что шофер побежал вызывать машину «Скорой помощи», а не попытался прежде всего приостановить кровотечение. Среди мер первой помощи большое значение имеет и придание пострадавшему правильной позы. Нередко смерть на дорогах наступала, например, от удушья, причиной которого была рвота или .кровотечение. И если бы водители или те, кто оказался на шоссе в момент происшествия, придали пострадавшим травильную позу, их удалось бы спасти. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии иу него появляется рвота или вы заметили позывы на рвоту, надо немедленно голову его повернуть набок. Однако если у пострадавшего имеются переломы челюстей, нужно положить его головой вниз. Противошоковые мероприятия при оказании домедицинской помощи сводятся к обеспечению максимально возможного покоя, осторожности при выполнении любых манипуляций, чрезвычайно бережному обращению с пострадавшим. Мне вспоминается случай, когда человек погиб от травматического шока, который, как потом выяснилось, мог бы и не наступить, если бы водитель не стал небрежно перетаскивать его на обочину дороги, не приняв никаких мер к иммобилизации, то есть к фиксации имеющих переломы ног каким-либо твердым предметом — доской, щитом и т. п. Каждый водитель должен знать, что если у пострадавшего обнаружены переломы конечностей и то ли из-за отсутствия специализированной медицинской помощи, то ли по каким-нибудь другим причинам возникает необходимость переносить или перевозить его в неприспособленной машине, необходимо тщательно зафиксировать имеющие переломы конечности любым твердым предметом. Очень важно придать правильную позу и человеку с травмой грудной клетки. Его необходимо прислонить полусидя к чему-нибудь, так как у не.то может появиться одышка. Все эти приемы, как видите, несложны. Скажу больше, в обычных дорожных условиях даже врач, окажись он на месте происшествия случайно, обычно вынужден ограничиться теми же мерами. Так что первая помощь по силам любому водителю после соответствующей подготовки. И такая санитарнопросветительная работа среди водителей совершенно необходима. Но этого мало. Нужно обязать также руководителей автохозяйств обеспечить все выходящие на линию машины специальными пакетами первой помощи, стерильными и .кровоостанавливающими бинтами, ампулами с йодом. Аптечки тем более надо иметь отправляющимся в дальние рейсы. Все эти вопросы требуют серьезного внимания со стороны министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог союзных республик, Госавтоинспекции СССР, Министерства здравоохранения СССР и всех ведомств, занимающихся подготовкой водителей. Происшествия на дороге еще не редкость. А поэтому помощь не должна опаздывать. Быстрее всех ее может оказать тот, кто находится ближе к пострадавшему. А этот человек — водитель. Ю. БЕРЕСТНЕВ, врачПо письму приняты меры АССОРТИМЕНТ АЗС ПОПОЛНЕНРедакция получила тревожный сигнал. Е. И. Русаков — водитель автобусного парка г. Находка Приморского края — написал нам, что ни на одной городской автозаправочной станции не бывает бензина А-76 и масла АС-8, необходимых для новых автобусов и других современных машин. Чтобы не портить двигатели, заправляться приходится ездить в другой город за 120 километров. Редакция обратилась в Главнефтеснаб РСФСР с просьбой принять меры, чтобы исправить это ненормальное положение. Заместитель начальника главка В. В. Разумов сообщил нам, что мерьк приняты: на АЗС г. Находка можно заправляться бензином А-76 и маслом АС-8. писал, что там нет помещения для курсов. В ответ на запросы редакции председатель Сахалинского обкома ДОСААФ тов. Белозеров сообщил: факты, изложенные в обоих письмах, полностью подтвердились. Холмскому городскому комитету Общества предложено открыть курсы" любителей в Чехове, Яблочном, Правде. Подготовка водителей-профессионалов в Чехове начнется позднее, так как пока не подобраны преподаватели. Открываются в ближайшее время также курсы шоферов-любителей и мотоциклистов в поселке Победино.УЧЕБА НАЛАЖЕНАРедакция получила два .письма из Сахалинской области. Читатели журнала тт. Юхименко и Кулиш рассказали, что в г. Чехове никак не откроют курсы по подготовке шоферов-любител-ей и мотоциклистов. а также водителей III класса. Тов. Рысьев из поселка Победино•25-