Д регсПриемистость—способность быстро набирать скорость — считается важным эксплуатационным качеством автомобиля. Проще всего ее можно оценить по времени разгона автомобиля с места. Соревнования на приемистость известны уже несколько десятилетий. Особенно широкое распространение они получили в послевоенный период в США. Обычно эти гонки проводятся на дистанции 402,3 м ('Д мили) со стартом с места, реже — .на 805 м ('/г мили) или 1 км. К ним допускаются серийные, спортивные и гоночные автомобили разных классов. Кроме того, для этих соревнований разработан специальный тип гоночных автомобилей, так называемые дрегстеры — очень легкие машины с мощным двигателем. Особое внимание на дрегстерах уделяют максимальной загрузке и хорошему сцеплению ведущих колес с дорогой. Двигатель устанавливают непосредственно перед задней, ведущей осью, а сиденье гонщика располагают за осью, благодаря чему на ведущие колеса приходится 80 процентов общего веса автомобиля. Наиболее мощными являются дрегстеры «старшего» класса, где литраж не ограничен. Они обычно снабжены шести-семилитровыми моторами. Как правило, это серийные V-образные восьмицилиндровые «Крайслеры», «Шевроле», «Доджи» и др., подвергнутые значительной дополнительной форсировке. У них расширены фазы газораспределения, увеличены сечения впускных и выпускных каналов, повышена степень сжатия, а главное — применен наддув. Для этого чаще всего используются двухроторные нагнетатели. Гоночный тер». автомобиль типа «дрегНазванные конструктивные меры повышают мощность двигателя до 600—800 л. с. Следует также иметь в виду, что на дрегстерах этого класса разрешено применять топливо любого сорта, и спортсмены широко используют метанол с .примесью нитрометана, обладающий значительным форсирующим эффектом. Конструкцию дрегстера максимально облегчают. Раму изготовляют из хромомолибденовых труб. Малозагруженная неразрезная передняя ось опирается на колеса мотоциклетного типа без тормозов с тангентными спицами и шинами узкого профиля. На задних колесах, напротив, устанавливают шины очень широкого профиля — до 250 мм, чтобы получить большую площадь контакта, необходимую для хорошего сцепления ведущих колес с дорогой. До накачивания шины протектор имеет вогнутую, а в рабочем состоянии — прямоугольную форму профиля. Это обеспечивает наибольшую площадь контакта шины с дорогой. Весит дрегстер 700—900 кг. При запасе мощности в1 л. с. на килограмм веса можно отказаться от коробки передач — автомобиль проходит всю дистанцию на прямой передаче. Практика показала, что на дрегстерах рассматриваемого типа рессорная подвеска задних колес не нужна, поэтому задний мост жестко соединяют с рамой. Заезд на мощном дрегстере представляет собой эффектное зрелище. Резко трогаясь с места, автомобиль через 2,5—3 секунды после старта разгоняется до 100 км/час и, быстро набирая скорость, проходит всю дистанцию 402 метра за 7,6—8,0 секунды. Наилучший результат на эту дистанцию показал недавно на 1000-сильном дрегстере Кони Ка- -л*' г _с Шерылиффа — 7,17 сек. На линии финиша скорость достигает 315—325 км/час. Для торможения автомобиля в дополнение к тормозам задних колес применяется парашют диаметром около 2,5 метра. На протяжении почти всей дистанции ведущие колеса пробуксовывают, их шины сильно нагреваются и дымятся. На фото видно, как вся задняя часть автомобиля окутана дымом от буксующих колес. Среднее ускорение автомобиля в таких заездах значительно превышает ускорение свободно падающего тела. При разгоне происходит сильное перераспределение нагрузки на колеса. У дрегстера, имеющего даже в неподвижном состоянии небольшую нагрузку на переднюю ось, это приводит к тому, что в начальные моменты движения она иногда доходит до нуля, и тогда передние колеса приподнимаются над дорогой. Таким образом, сцепной вес дрегстера при движении равен почти 100 процентам. Этим, между прочим, объясняется то, что применение на автомобилях такого типа привода на все колеса не дало никаких преимуществ на короткой дистанции. Для сохранения управляемости при небольшой загрузке передних колес колесную базу дрегстеров увеличивают до 3,2 метра. Если во время движения нагрузка на передние колеса недостаточна для управления автомобилем, то гонщик может ее увеличить, отпуская на мгновение акселератор и корректируя направление движения рулем. Большие скорости требуют соблюдения особых мер предосторожности. Согласно правилам, место гонщика окружено прочным каркасом, сваренным из труб большого диаметра. Каркас служит для защиты гонщика в случае опрокидывания автомобиля, что, впрочем, бывает редко. Во избежание воздействия отработавших газов и дыма от перегретой резины некоторые гонщики применяют кислородные маски. Почти все международные рекорды на 1 км с места установлены на гоночных автомобилях типа «дрегстер». Абсолютное достижение на этой дистанции 213,9 км/час. Его установил М. Томпсон в 1960 году. Ленинград В. БЕКМАН, инженерВплI• И ЩкВВЙЯИИяИi' «~:^*"*Ч.ИиХ^РАСТУТ РЯДЫ МАСТЕРОВАвтомобильный спорт В. Березинский (Алуксне, «Варпа»); Л. Лиепа (Рязань, «Спартак»); В. Николаев (Рига, автомотоклуб); Б. Щетинский (Ленинград, «Спартак»), Мотоциклетный спорт А. Абрамов, Е. Петушков, В. Шибаев (Москва, Советская Армия); А. Абушек (Омск, «Буревестник»); А. Акимов (Кемерово, автомотоклуб); И. Антонов (Курск, автомотоклуб); А. Анчерс (Вентспилс, «Даугава»); В. Батурин, В. Катюжанский (Ленинград, автомотоклуб); В. Бородай, Е. Михель, А. Шемечко (Львов, СоветскаяСПОРТА«Труд»); А. Проценко (Ростов-на-Дону, Советская Армия); Э. Самбурский (Владивосток, «Труд»); Л. Тэесалу, Т. Унтера (Эстонская ССР, «йыуд»); Н. Умрихин (Одесса, «Авангард»); В. Федорченко (Красноярск, «Локомотив»); А. Хиртентреу (Таллин, «Калев»); И. Чирков (Киев, автомотоклуб). Мотобол 3. Бадмаев, С. Жук, В. Кондратенко, Д. Чудиков (Элиста, автомотоклуб); В. Безворотный, В. Громов, Б. Денишов, В. Розбитов (Черкесск, автомотоклуб); А. Орловский, В. Хайкин, В. Яловенко (Новосибирск, Советская Армия).Звания «мастер спорта СССР» удостоены: Армия); Л. Бунин (Новосибирск, Советская Армия); А. Вавьян, В. Котляров, С. Лиоминиди (Тбилиси, автомотоклуб); С. Голубев (Верхняя Салда, автомотоклуб); А. Гончаренко, В. Леонов (Душанбе, автомотоклуб); Б. Горка, Б. Савойский (Ровно, автомотоклуб); И. Гудялис (Вильнюс, автомотоклуб); В. Данилович (Красноярск, автомотоклуб); Е. Дмитриченко (Славянск, автомотоклуб); В. Евдокимов, Н. Бурдюк (Ташкент, Советская Армия); А. Закеян (Ереван, автомотоклуб); В. Калныньш. А. Каулиньш, В. Ивко (Рига, Советская Армия); Л. Лейдт (Тарту, «Иыуд»); И. Малков (Ленинградская область, автомотоклуб); С. Малоян (Ленинакан, автомотоклуб); Н. Платонова, О. Большаков (Тула, «Труд»); Б. Повышев (Ижевск,•27-