*чвш--СВЕТСгущаются сумерки, наступает ночь. Машины на шоссе становятся невидимками, только яркие снопы света мчатся сквозь мглу. Трудно в это время тому, кто за рулем. Лучи фар бьют в глаза, слепят, ничего кроме этого режущего света не видно. Вот встречный переключился на ближний свет — уже легче, можно что-то заметить помимо приближающейся машины. Разъехались — и впереди вспыхивает новый слепящий луч, за ним еще и еще. А то попадется на пути просто дорожный хулиган, и тормозит ослепленный водитель, проклиная случай, который послал ему навстречу хама за рулем. А не останавливаться в таких случаях нельзя: впереди могут оказаться машина, повозка, пешеход, совершенно неразличимые после ослепления. Сколько катастроф произошло в подобной ситуации! Как погасить свет, бьющий в глаза, как улучшить видимость в темноте? Над этими проблемами задумывается немало водителей и пытается решить их по-своему. Одни, вопреки всем правилам, навешивают на автомобиль дополнительные фары в самых неожиданных местах. Это — транспортные эгоисты, действующие по принципу: пусть ослепят меня, но я ослеплю еще сильнее. Другие изобретают для общей пользы, конструируют хитроумные подсветки, фары, направленные назад, фары со световым потоком, смещенным вправо, и многое другое. Свои предложения они направляют в редакции) госавтоинспекцию, в научные организации. Писем таких поступает все больше и больше, а главное, со всей этой самодеятельностью все чаще сталкиваешься на дорогах. Назрела необходимость серьезного разговора на эту, очень важную для водителей тему, и редакция обратилась за помощью к специалистам. По нашей просьбе кандидат технических наук А. В. Шумов, начальник лаборатории безопасности движения НИИ автомобильного транспорта, согласился прокомментировать предложения читателей журнала.Г ЛАЗАсветом и ослеплять друг друга: водители отлично будут видеть встречную машину и свободный участок дороги рядом с ней, взаимно посветят друг другу и благополучно разъедутся». Авторам этого предложения кажется, что проблема решена. Но они забывают, что двигаться им приходится на дорогах общего пользования, в потоке других транспортных средств, а не в одиночку. Задний свет не будет ослеплять встречного водителя, но зато ослепит следующего сзади. Ведь при нынешних скоростях движения такая фара должна освещать хотя бы 100-метровый участок дороги. А самой опасной станет затемненная зона между сближающимися встречными машинами. Здесь может оказаться пешеход, велосипедист или любое другое препятствие, и замечено оно будет слишком поздно. В затемненной зоне может остаться незамеченным выезд с второстепенной дороги на пересечениях в одном уровне. Другие водители, не заметив света на основной дороге, выедут на нее буквально под носом светящей назад машины, и столкновение станет неизбежным. Авторы следующей группы писем предлагают устанавливать фары ниже стандартной высоты, полагая, что такой нижний свет не будет ослеплять. Другие рекомендуют поместить низкую дополнительную фару переднего света на задней левой точке машины с тем, чтобы она освещала и левый бок своего автомобиля. И то, и другое недопустимо. У низко расположенных фар очень невелик угол наклона светового пучка по отношению к дороге. При колебаниях машины на неровностях световой пучок будет подниматься еще выше, чем обычно, бить прямо в глаза встречному водителю и ослеплять еще сильнее, чего не случится при нормальных высоте и наклоне фар. Такой же результат даст низкая задняя фара переднего света. А если ее установить повыше, то она, освещая левый бок своей машины, будет ослеплять и ее водителя, Некоторые авторы писем предлагают изменить стандартную регулировку дальнего света, сместив световой пучок вправо. По их мнению, встречный автомобиль при этом не будет попадать в фокус светового потока и ослепление будет исключено. Однако при такой ориентировке фар водитель, даже при незначительном повороте дороги влево, ничего не увидит перед собой, кроме ярко освещенной обочины, будет двигаться, по существу, вслепую со всеми возможными последствиями. Такая асимметрия допустима лишь при регулировке ближнего света. Дальний свет всех типов фар имеет одинаковую форму пучка света, одинаковый угол наклона по отношению к дороге. Это обеспечивает наилучшие и равные для всех водителей условия освещенности. Поэтому следует строго следить за правильностью установки стекол фар. Их рассеиватели должны располагаться строго го ­ ризонтально, а метке «верх» полагается быть точно наверху. Иначе световой пучок уйдет в сторону и часть дороги останется неосвещенной. Никакой пользы не могут принести дополнительные фары под бампером или над кабиной. Такие осветительные приборы, правда, можно увидеть на машинах, участвующих в авторалли и других автомобильных соревнованиях. Но пользуются ими спортсмены только тогда, когда на дороге нет встречных машин. При встречных разъездах всякое дополнительное осветительное оборудование водитель все равно обязан вы-WfVWWWi*.»;)27Начну с того, что применение на автомобилях и мотоциклах дополнительных фар — прожекторов, искателей и других осветительных приборов, не предусмотренных заводами-изготовителями, — запрещено и ГОСТом Советского Союза и Международной конвенцией о дорожном движении. В разных странах мира специалисты пришли к единодушному выводу: все разновидности дополнительных фар не улучшают, а ухудшают условия движения по ночной дороге. Исключение составляют лишь специальные стандартные противотуманные фары, о которых речь пойдет позже. Почему же неприемлемы предложения водителей, которые искренне считают, что еще одна-две фары, установленные по их рецепту, сразу облегчат ночной труд шофера? Давайте разберем наиболее типичные предложения, на первый взгляд кажущиеся рациональными. Не будем называть их авторов. Дело тут не в фамилиях. Несколько человек почти слово в слово написали: «Я предлагаю установить на всех автомобилях на переднем буфере с левой стороны дополнительную фару со световым потоком, направленным назад. Она будет освещать левую сторону своей машины и дорогу, по которой должна проехать встречная. Если таким же образом оборудовать все автомобили, то при разъездах отпадет необходимость пользоваться сильным передним•2У