20
21
Большую часть нашей редакционной почты составляют письма, присланные мотолюбителями. Это закономерно. Мотоцикл и мопед — самые массовые транспортные средства, к тому же и весьма разнообразные по числу моделей. Эти страницы мы предназначаем в основном для мотоциклистов. На вопросы группы владельцев «Тулы» отвечает В. Камерилов, подробную характеристику свечи А6УС по просьбе А. Уткина из Орла приводит Н. Леснов, интерес Л. Вельяминова из Алтайского края к некоторым особенностям двухтактных двигателей должен удовлетворить ответ М. Селаври.РЕМОНТИРУЕМ«ТУЛУ»с ведомым барабаном, нужно предварительно отогнуть стопорную шайбу и свинтить гайку. После всех этих операций можно снять и звездочку. В специальные нарезные отверстия в торце звездочки вверните болты соответствующего съемника. Затем, вращая воротком центральный винт (рис. 2), подводим его к торцу коленчатого вала. При дальнейшем вращении по винту будет перемещаться планка, которая своими болтами стянет звездочку. Демонтировать династартер несколько сложнее. Здесь необходима небольшая подготовка. Вынув крышку прерывателя и отвернув винты крышки вентилятора, снимите ее вместе с прерывателем; так же поступите с кулачком опережения зажигания. Наконец, отверните болт крепления династартера и выньте его вместе с шайбами. Теперь время вступать в работу съемнику. Его гайку вверните в отверстие ротора династартера и начинайте вращать винт (рис. 3). После того, как он упрется в торец коленчатого вала, начнет стягиваться ротор. Крыльчатку вентилятора при этом можно не снимать. В чем особенности разборки двигателя! Снимая цилиндр, нельзя поворачивать его вокруг оси: поршневые кольца могут запасть в окна, и тогда не избежать поломки колец и самого поршня.Р ис . 1. Разбираем сцепление. дисков сцепления и звездочки коленчатого вала, слейте масло из коробки передач, снимите аккумуляторы и положите машину на правый бок. Отверните винт крепления и, потянув на себя рычаг переключения передач, снимите его. Расправьте стопорную шайбу болта кикстартера и выверните болт. Теперь снимите крышку смотрового отверстия, а затем то же сделайте с левой крышкой картера. Думаем, что винты не поставят вас в затруднение. Нажмите одной рукой на выступающий конец вала кик-стартера (механизм его должен остаться на месте), другой — поднимите крышку. Если будете вынимать сам вал с механизмом, помните, что на противоположном его конце есть шайба, которая может упасть в картер. Наступила очередь разборки сцепления. Чтобы снять диски, подожмите пружины и выньте удерживающие их быстросъемные шайбы (их еще называют сухарями). Вверните в глухое нарезное отверстие торца пальца, выступающего над шайбой, съемник для дисков сцепления. В кольцо съемника пропустите вороток, и, подтягивая его одной рукой на себя (рис. 1), второй быстро освободите шайбу. Дело нехитрое, но требующее некоторой ловкости. Освободив таким образом все пять пружин, снимите нажимной, а затем и все остальные диски. А вот чтобы проделать то же самоеКак пользоваться специальным инструментом! Три съемника — для сцепления, звездочки коленчатого вала и династартера, прилагаемые при продаже к мотороллеру, считаются специальным инструментом. Прежде чем приступить к демонтажуО СВЕЧЕИндекс свечи А6УС обозначает, что резьба ее равна 14X1,25 мм. Буква «У» говорит о том, что изолятор изготовлен из керамической массы «Уралит», буква «С» — что свеча по соединению изолятор — центральный электрод герметизирована токопроводящим стеклогерметиком СГИ-11К. Собирают свечи А6УС так. В канал изолятора вставляют центральный электрод, затем таблетку токопроводящего стеклогерметика и контактный стержень. Этот комплект устанавливают в специальное приспособление из жаропрочной стали и помещают в проходную муфельную печь, где при температуре 780—800 градусов стеклогёрметик расплавляется. При выходе из печи в него впрессовывают контактный стержень. В соединении изолятор — корпус герметизация достигается посредством пластической осадки корпуса в .нагретом состоянии. В корпус свечи устанавливают стальную теплоотводящию шайбу, а на нее — изолятор в сборе с центральным электродом. Корпус завальцовывают на буртик изолятора. Чтобы герметизировать соединение, комплект устанавливают на специальный полуавА6УСтомат, где ток напряжением 4,48 ви величиной 9000 ав течение 0,15 секунды нагревает корпус в месте кольцевой проточки до температуры 900—950 градусов. После этого осаживают разогретый корпус специальным пуансоном с усилием 1500 кг. Находящаяся под изолятором шайба деформируется и герметизирует соединение. Свечи А6УС работают в двигателях автомобилей «Запорожец» (ЗАЗ-695А и ЗАЗ-966А), а также мотоцикла «Восход». Калильное число этих свечей равно примерно 170—190 единиц по системе БОШ. По тепловой характеристике свечу подбирают к двигателю на моторном стенде, снабженном тормозным устройством, по методике, разработанной НИИАвтопри боров. В домашних условиях владелец машины тоже может проверить правильность выбора типа свечи. Прежде всего, двигатель должен хорошо пускаться при температуре 5 — 10 градусов ниже нуля. Заставьте его поработать на режиме холостого хода при малых оборотах в течение получаса. При этом на тепловом конусе изолятора не должно образовываться шунтирующего сопротивления (отложения продуктов неполного сгорания топлива). Оно приводит к появлению перебоев в искрообразовании. Если его нет, то нижний предел работоспособности свечи соответствует данному двигателю. Проверьте, не возникает ли калильное зажигание. Оно может быть обнаружено на режиме максимальной мощности и нагрузки на двигатель. Калильное зажигание сопровождается характерным стуком в двигателе, возникающим при самопроизвольном воспламенении топливной смеси от перегретой свечи, а мощность двигателя резко падает. Кроме того, калильное зажигание можно обнаружить, выключив систему зажигания. Если после этого двигатель продолжает работать в течение 10—15 секунд, то это значит, что он работает на калильном зажигании и необходимо взять более «холодную» свечу. Калильное зажигание может возникнуть не только от свеч"й, но и от других источников (например, нагара на клапане или в камере сгорания). Если при работе с «холодной» свечой калильное зажигание все же возникаетэто значит, что причина не в свече. Н. ЛЕСНОВ, инженер•20- Если поршневой палец сидит туго, перед выпрессовкой его нагрейте днище поршня до 100—120 градусов — и затруднения кончатся. Приступая к разборке картера, выверните стягивающие винты, а затем, придерживая рукой правую половину, постучите деревянным молотком по передней и задней частям левой. Тогда половинки картера разъединятся полностью и без повреждений. При этой работе ни в коем случае нельзя применять отвертку (будет испорчена кромка половин) или ударять по выступающим концам коленчатого вала (в этом случае можно не только погнуть шатун, но и нарушить балансировку коленчатого вала). И последнее. Выпрессовывая коренные подшипники из левой половины картера, помните, что правый подшипник с сальником и корпусом можно выбить внутрь, а левый с внутренней стороны удерживается стопорным кольцом, и, чтобы аыпрессовать его наружу, надо вынуть кольцо.Какова нормальная температура картера двигателя! Иногда до него нельзя дотронуться рукой. При работе двигателя картер нагревается достаточно сильно, особенно летом. Температура может достичь 80—90 и больше градусов. Естественно, что об него можно обжечься. Однако нагрев картера не сказывается на эксплуатации мотороллера. Выключаются передачи сразу, а вот для включения приходится несколько раз ударять ногой. Как устранить это явление! Действительно, при длительной эксплуатации такие случаи иногда наблюдаются. Внешним призмаком служит перекос педали двуплечего рычага, когда педаль касается настила. Чтобы избавиться /ЯЕ -тог р£ / , / ( V \ / ( V Jот этого явления, прибегают к регулировке тяги переключения передач. Для этого отверните контргайку 2 (рис. 4), удалите шплинт 4и выньте стержень 3 из отверстия рычага 5. Регулируют длину тяги навинчиванием на' стержень 1 втулки стержня 3 или свинчиванием. Предварительно надо установить педали рычага на одном уровне. В. КАМЕРИЛОВ, инженерР ис . 4. Тяга переключения передач: 1 — стержень; 2 — контргайка; 3 — стержень; 4 — шплинт; 5 — рычаг.О БЕДНЕНИЕ СМЕСИ ПОВЫШАЕТПроизвольное увеличение оборотов двухтактного двигателя при работе на режиме холостого хода возможно по двум причинам: из-за негерметичности кривошипной камеры или обеднения смеси, поступающей из карбюратора. Рассмотрим первую причину. При работе двигателя во впускном канале создается разрежение. За счет этого бензин, поступающий в карбюратор самотеком, засасывается в его смесительную камеру. Под действием интенсивного потока воздуха он распыляется (как жидкость в пульверизаторе) и уже в состоянии бензо-воздушной смеси попадает в камеру сгорания двигателя. При закрытии дросселя количество смеси, поступающее в цилиндр двигателя, уменьшается, а обороты снижаются. На режиме холостого хода работает в основном система холостого хода, состоящая из жиклера, каналов и регулировочного винта. «Дополнительное питание» двигатель получает через неплотности главной дозирующей системы. Чем выше обороты холостого хода, тем больше разрежение во впускном канале, а значит, и больше поступает «дополнительного питания» в цилиндр. Каждый правильно отрегулированный мотоциклетный карбюраторный двигатель на этом режиме работает на переобогащенной смеси. Переобогащение ее позволяет перейти на режим с любой степенью нагрузки без заметных провалов в работе двигателя. Если карбюратор «беднит» на холостом ходу, то резкое открытие дроссельной заслонки приведет к провалу, так как главная дозирующая система не успеет вступить в работу (принцип инертности). Для того, чтобы не было подобных явлений, смесь переобогащают. Состав ее колеблется в пределах богатой смеси. Скорость сгорания такой смеси несколько меньше, чем обогащенной. Если воздух подсасывается через картер, то смесь обедняется и скорость сгорания возрастает. Двигатель, в свою очередь, начинает произвольно набирать обороты. Разрежение во впускном канале увеличивается. «Дополнительное питание» начинает поступать во все возрасстающем количестве, причем регулируется самопроизвольно. Если в таком случае не выключить зажигание, обороты могут достигнуть большой величины и двигатель выйдет из строя из-за пере-ОБОРОТЫгрева и поломки той или иной детали. Таким образом, повышение оборотов вызывает не обедненная рабочая смесь, а обеднение переобогащенной смеси до обогащенной и самопроизвольное поступление ее в цилиндр. Рассмотрим другую причину. Как уже указывалось раньше, смесь должна быть переобогащена. Если почему-либо кончается бензин в поплавковой камере, поступающая в цилиндр смесь обедняется по мере уменьшения уровня топлива в карбюраторе. Это приводит к тому, что смесь в цилиндры начинает поступать обогащенного {<Ь0,8—0,9) состава, скорость сгорания ее, естественно, увеличивается и двигатель начинает набирать обороты. Даже с новыми, хорошо подогнанными дроссельными заслонками в цилиндр опять начинает поступать «дополнительное питание», что еще больше увеличивает обороты. В этом случае двигатель не успевает набрать больших оборотов, так как дроссельные заслонки лимитируют количество воздуха, а количество бензина в поплавковой камере стремительно убывает, и двигатель внезапно глохнет. М. СЕЛАВРИ, инженер•21-