Через тайгу протянулись две серебристые нитки рельсов. Доносится шум приближающегося поезда. И действительно, из-за поворота появился состав. Но что это? Вместо локомотива впереди вагонов по рельсам движется грузовик. Это не вымысел, а факт: автомобиль получил новую специальность. Прежде всего ответим на вопрос: зачем надо ставить автомобиль на рельсы? Разве автострады недостаточно? Дело в том, что сейчас трудно найти на карте нашей необъятной Родины уголок, где бы не вспыхивали огни новостроек, В первую очередь строители зажигают эти огни в Сибири, на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере. Но прежде чем начать строительство гидроэлектростанции, рудника или завода, к нему надо проложить железную дорогу, чтобы доставлять материалы и машины. Как правило, железнодорожные магистрали приходится вести в тайге, через сопки и распадки, порой даже в районахпоиски, разработкиМашина движется за счет сцепления ведущих колес с рельсами. Причем оказалось, что автомобиль даже кое в чем опередил мотовоз. Ведь сцепной вес его используется в этом случае куда лучше, чем у мотовоза. Коэффициент трения резины покрышек о стальные рельсы составляет 0,8 для сухих рельсов и 0,6 для мокрых от дождей и снега (коэффициент трения стальных колес мотовОза о стальные рельсы в несколько раз меньше — 0,25). Благодаря этому легкие автомобили на рельсах могут развить скорость до 60 км/час, тяжелые — 40 км/час, а автокраны — 30—35 км/час. У некоторых автомобилей (ГАЗ-69, УАЗ-450, ЗИЛ-164) колеяАВТОМОБИЛЬ НА РЕЛЬСАХНаправляющие катки: 1 — катки; 2 — амортизаторы; 3 — стойка для передачи усилий от веса автомобиля на катки; 4 — подъемно-натяжное устройство; 5 — несущая балка, крепящаяся к раме автомобиля.Схема оборудования автомобиля навесным устройством: 1 — передние катки; 2 — уширительная шайба задних колес; 3 — задние направляющие катки; 4 — переходник для подключения вагона к тормозной системе автомобиля; 5 — задняя фара; б — фиксатор рулевого устройства; 7 — замки передних рессор; 8 — дополнительное переднее устройство для сцепки.вечной мерзлоты. В общем, в очень тяжелых природных условиях. Если же еще вспомнить 50-градусный лютый сибирский мороз, то становится совершенно ясно, что лучше всего использовать для интенсивного строительства теплое время года. Следовательно, сроки строительства дороги сжимаются, а ведь от них зависит развертывание работ на главной стройке. 'Возникает вопрос: а как доставлять материалы и снабжать строителей железной дороги всем необходимым? Совершенно очевидно, что автомобиль, являющийся сегодня на строительстве «фигурой № 1», здесь просто незаменим. Но автомобилю нужна дорога. Значит, необходимо рядом со стальными путями проложить хотя бы грейдер. А это еще более осложняет задачу. Советские инженеры нашли выход: автомобиль встал на рельсы. Такие машины получили название автомобилей на комбинированном ходу. Среди них можно увидеть и тяжелые КрАЗ-257 и 219, и ЗИЛ-164, и новый ЗИЛ-130, и ГАЗ-63, и УАЗ-450. А также крайне необходимые в строительстве автокраны различной грузоподъемности. Для того чтобы поставить машину на рельсы, надо изготовить комплект несложного навесного оборудования, в него входят передние и задние (направляющие) катки с ребордами, которые специальными устройствами крепятся к раме автомобиля, фиксатор рулевого управления и ряд других узлов. На заднем борту монтируется третья фара — ведь автомобиль не может разворачиваться и назад едет на задней передаче. Катки можно устанавливать ив верхнем положении, если автомобиль съедет с рельсов и движется «как положено», по дороге. Катки рассчитаны таким образом, что они принимают на себя часть веса груженого автомобиля, но если вдруг спустит шина, то они смогут принять на себя и весь вес. Как говорилось выше, у катков имеются реборды — закраины, которые не дают им сойти с рельсов.Автомобиль ГАЗ-51 на строительстве железной дороги. ведущих колес не совпадает с железнодорожной. Поэтому между дисками колес и тормозными барабанами были поставлены уширительные шайбы, и колеса покатились по рельсам. Если же не совпадают с колеей передние колеса, то «передок», опираясь на катки, вывешивается так, чтобы расстояние от рельса до колеса составляло 50 мм. Как правило, машины оборудуются специальным устройством для сцепки. Но теперь буксируется не прицеп или полуприцеп, а железнодорожный вагон. Достаточно сказать, что КрАЗ-257 и 219, заменяя локомотив, ведут состав весом до 450 тонн. Для безопасности движения к пневмосистеме автомобиля через специальный переходной прорезиненный шланг подключается тормозная система вагона. Автокраны на комбинированном ходу ничуть не уступают своим железнодорожным собратьям. Они применяются на строительстве мостов, стрелок и т. п. А так как они имеют еще и грейдерное и другое специальное оборудование, то с успехом забивают сваи,-грузят лесок, щебень и другие сыпучие материалы в кузова автомобилей-вагонов. Автомобиль, встав на рельсы, оказался верным помощником строителей железнодорожных магистралей. Л. ЛИФШИЦ, инженер•15*