МОТОЦИКЛ ДЛЯ МОТОБОЛАСоветы спортсменам дает тренер командыобладательницы кубка журнала „За рулем"Какие к нему предъявляются требования? Как подготовить к соревнованиям кроссовый или дорожный «Ковровец»? Письма с такими вопросами все чаще поступают к нам из автомотоклубов, решивших «осваивать» мотобол. При подготовке дорожного мотоцикла К-175 к играм в первую очередь необходимо снять фару, электрооборудование, щитки, чехлы передней вилки, словом, избавиться от ненужных в игре деталей и лишнего веса. Очень важно обеспечить правильную посадку мотоболиста. Чтобы выполнить сильный и точный удар по мячу, игрок должен как можно больше выпрямиться на ногах. Для чего? Попросите хорошего футболиста, сидя на стуле, изо всех сил ударить по мячу. Мяч пролетит всего несколько метров. Совершенно другой будет результат, если он ударит по мячу стоя. Следовательно, необходимы высокое сиденье и низкие подножки. У дорожного же мотоцикла сиденье, напротив, низкое, а клиренс довольно высокий. Поэтому делают следующее: укорачивают пружины передней вилки и задних амортизаторов и доводят клиренс до 190 мм. Исходя из роста спортсмена, поднимают сиденье так, чтобы он, сидя на мотоцикле и выпрямив ноги, мог каблуками достать до земли. После этого укорачивают подножки и удлиняют маятник заднего колеса, для чего вваривают втулки длиной 60—70 мм. Стоит также поднять заднее крыло. Переднее крыло можно вообще не ставить при игре на сухом поле. Правила игры предписывают иметь на рычагах сцепления м ручного тормоза шарики диаметром 19 мм. Это тоже входит в специальное оборудование мотоцикла. Подогнув кронштейн и глушители так, чтобы они находились как можно ближе к двигателю (чтобы не цеплять о землю при сильных наклонах), заканчивают подготовку ходовой части. При доводке двигателя не следует увлекаться чрезмерной форсировкой. Помните: во время игры мотор работает на предельных оборотах, а охлаждение сравнительно невелико, так как часто приходится гасить скорость. Степень сжатия рекомендуется доводить до 8,5, применяя бензин А-76. Весьма желательно иметь сдублированное переключение передач. Для этого устанавливают дополнительный валик. Сперва нужно шросверлить, а затем развернуть в правой половинке картера 'отверстие по диаметру оси дополнительного валика. Сальник не обязателен, достаточно точно подогнать отверстие по валику. Несколько проще подготовить кроссовый мотоцикл К-175. На нем также укорачивают пружины подвесок, доводя клиренс до 180 мм, поднимают сиденье и ставят прямые откидные подножки. Цепь закрывают щитком. В играх хорошо зарекомендовала себя установка на передние колеса двух дисков из листового дюралюминия, чтобы прикрыть спицы. Диск позволяет рассчитывать отскок мяча и управлять им. Хочу обратить внимание на правильную и красивую окраску мотоцикла. Соревнования проходят на стадионе при большом стечении зрителей, и далеко ме безразлично, как выглядят мотоболисты и их машины. В. КОНДРАТЕНКО, старший тренер спортивно-технического клуба г. ЭлистаТак выглядит кроссовый К-175, подготовленный к игре в мотобол: а — вид справа; б — вид слева.А это дорожный «Ковровец», готовый выйти на мотобольное поле.ВКЛПИВК9Сдублированный механизм переключения передач.комментарий с горчичнойВыпуск новой модели легкового автомобиля никогда не оставляет равнодушными людей, хоть немного тяготеющих к технике. Возле новинки собираются стайки любопытствующих, делятся впечатлениями, обсуждают достоинства машины... Давно минула такая пора для самой популярной теперь нашей легковой машины — «Моснвича-408». Двести тысяч этих малолитражек снуют по дорогам страны. Два года назад автомобиль был весьма обстоятельно описан в пятом томе «Детсной энциклопедии», и с тех пор его даже школьники уверенно отличают от давно снятого с производства его предшественника — «Москвича-407» и их дедушки — «Москвича-401». Нетрудно поэтому понять удивление автолюбителя К. Кловаса, прочитавшего в республиканской газете «Советская Литва» интервью о путях развития советского автомобилизма, содержавшее такое сенсационное утверждение: «Продолжится производство хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации легкового автомобиля «Моснвич-401». Как же так? Автолюбители уже ждут близкого выхода в свет нового красавца — «Моснвича-412», а им обещают экспонат, напоминающий об автомобильной юности отцов. Это все равно, что продолжить выпуск «хорошо зарекомендовавшего себя» гусиного пера вместо ожидаемых усовершенствованных шариковых ручек. Обыкновенная газетная опечатка, — скажет читатель. И мы так подумали, с нем не бывает! И тов. Новиков, заведующий отделом промышленности «Советской Литвы», не стал упорствовать в своих заблуждениях. Он легко признал ошибку и написал дотошному К. Кловасу разъяснение: «Сообщаем, что автомашины марки «Моснвич-401» сняты с производства. Вместо них освоен выпуск новых, более совершенных машин марки «Москвич-407». Существует мнение, что на ошибках люди учатся. Даже на орфографических. Это потому, что, допустив ошибку, человек старается разобраться, почему она произошла, и больше на одном и том же месте не спотыкается. К сожалению, у тов. Новикова не обнаружилось стремления ликвидировать свою техническую неосведомленность. А зря. Заведующему промышленным отделом в наш век автомобилизма полезно было бы знать, что происходит в автомобильной промышленности. И нужно для этого немного: хотя бы заглянуть в «Детскую энциклопедию».Назад,•'ф«% щЩ?•гг-к гусиному J перу