12
13
ГА^Посвященные полувековому юбилею Советской власти заочные соревнования автомототуристов на призы журнала «За рулем» финишировали. На третьей странице обложки мы даем схемы некоторых маршрутов участников соревнований. Ж юри подводит итоги, определяет победителей. [Призам недолго осталось ждать своих владельцев. Официальные результаты будут опубликованы IB декабрьском номере журнала. А пока — слово председателю жюри соревнований Герою Советского Союза Анатолию Васильевичу Ляпидевскому.Тема соревнований 1966 — 1 967 годов привлекла, не побоюсь сказать, массу автомототуристов. Число участников превзошло все ожидания. Только заявок подано более 750. Почти две тысячи человек, если говорить о количественной стороне дела, путешествовало по местам революционной, боевой итрудо ­ вой славы советского народа. В соревнования, которые про ­ вел журнал « З а рулем» совместно с Центральным клубом автомототуристов, включилась не только молодежь — б уквально люди «от семи до семидесяти» отправились в дальние края, чтобы еще лучше узнать Родину, своими глазами увидеть то, что завоевано и достигнуто нашим народом под руководством Коммунистической партии за пятьдесят героических лет. М не кажется, что такая несколько необычная формазаоч ­ ных соревнований лучше всего отвечает исодержанию темы, и духу туристического путешествия, и задаче соревнований, как большого патриотического дела, в олнующего события. Очень много людей посетило места трудовой славы: К ом ­ сомольск-на-Амуре, Д непроГЭС , Магнитку. Э ти символы пер ­ вых лет индустриализации привлекают « с ебетакже , « э киго ­ рода, связанные с воинской славой. И нтерес этот является выражениемогромного патриотического подъема наших со ­ временников — участников великих событий, строителей ком ­ мунизма. Н адо отметить, что подавляющее большинство автомобилистов и мотоциклистов использует для путешествий свой отпуск. На «Волгах», «Москвичах», /«Победах» отправлялись в путь участники соревнований. Испытанные ИЖии «Явы», с о ­ лидные «Уралы», а порой и только что обкатанные «Восходы» взяли они на вооружение . Разве смогли бы люди за два де ­ сятка дней столько увидеть, (узнать и сделать, ;не будь у них всей этой техники! М ногие участники (соревнований сообщилинам , что поход « Д орогами подвигов и славы» был первым в их жизни дальним путешествием. В этом пробуждениигорячего 'интереса к живой истории нашей Родины, в такомконкретном проявлении патриотизма сыграл.и свою роль инаши заочные соревнования-. Л юдипо ­няли, что можно не просто ездить — за загаром , по грибы или к приятелю вдругой город, н огораздо интереснее именно путешествовать по родной стране, открывать для себя что-то новое, бывшее до того лишь строкой из газеты, к адром из фильма и ставшее после поездкифактом биографии. Я перелистываю страницы отчетов, к оторыми завалена комната, г депомещаетсяжюри соревнований. Достаточно открыть любой из них, вчитаться в страницу-другую, и вы смо ­ ж ете увидеть, каков он , настоящий патриотизм наших людей. Его присутствие всердцах настолько естественно, что сами они не замечают этого. Ф отографии , вырезки из газет, отпечатанные на машинке , выведенные каллиграфическим, п очерком строчки... О ни рассказывают, к ак двое мотоциклистов из Владивостока прошли всю нашу страну от восточной границы до западной. О низна ­ комят с интереснейшим путешествием челябинских туристов, которые поставили своей задачей объехать все тракторные заводы страны. А представьте себе впечатления тех, к то побывал вСред ­ ней Азии , всего полвека назад находившейся на положении колониальной окраины. Представьте себе современных моло ­ дых людей, с кажем , из Днепропетровска (они совершили путешествие по этому маршрутуи прислали очень интересный отчет), которые знали опрошлом этих мест из книг да популярного фильма «Насреддин в Бухаре». К акоеогромное впечатление произвели на них ижелезнаядорогав пустыне, и светлые города на месте кишлаков, газопровод и нефтяные вышки, хлопковые плантации идевушки без паранджи. Но ребята, восхищаясь и удивляясь, воспринимают все-таки как естественное, к акдолжное заводы, фабрики, колхозы. О ни сами — творцы и строители, они знают, что недаром самоотв ерженно работают их сверстники вДушанбеи Ташкенте и на полях Ферганской долины, ч то их трудоми делается история страны... в ообщемне очень нравится эта тяга познакомиться с сам ыми разными уголками страны, в том числе районами, к о -ДВА ПАРАДАСнимки Г. Зельма с юбилейной фотовыставки «Моя Москва»12 Iторые стали развиваться лишь с установлением Советской власти. Существует мнение, что удобнее всего путешествовать семьей; Иные отправились странствовать в одиночку. Однако большинство — и это знаменательно — предпочли коллективный, групповой поход. Шли командами, порой целыми колоннами в 20 и более машин. Есть у нас одна команда даже в 100 человек. Это понятно, что для сколько-нибудь дальних и сложных пробегов люди предпочитают собираться вместе. Общение с друзьями дает каждому очень много. Об этом говорят почти все отчеты участников соревнований. Судите сами. Есть ли радость более чистая, чем ощущение дружбы в пути, когда все за одного и один — за всех. И умение преодолевать свои недостатки во имя чувства товарищества. Все это дает групповой поход. С чувством огромной благодарности пишут туристы в своих отчетах о людях, встреченных ими в городах и селах, об их гостеприимстве, любознательности, отзывчивости. И порой случалось такое, что вслед за проезжим туристом отправлялись в походы и жители того города или поселка, через который лежал его путь. Там, где вчера проехала группа бывалых и опытных, завтра потянутся команды молодежи. Так, группа из Челябинского клуба автомототуристов в 1966 году проложила маршрут по Южному Уралу и Башкирии — где воевал герой гражданской войны В. К. Блюхер. И вот уже проторенной дорогой летом 1967 года туда отправились другие группы мототуристов Челябинска и области. Порой по крупицам собирали материал участники соревнований — для местных музеев, школ, по заданию общественных организаций; а часть его представляет интерес и для Музея Вооруженных Сил, и для Советского комитета ветеранов войны. Но нередко случается, что и сам путешественник является живой историей, непосредственным участником событий, и тогда особенно волнующим бывает его приезд в места, где он воевал или строил, организовывал колхоз или учил детей. Вот один такой случай. Однажды в местной газете г. Лиды в Белоруссии появилась заметка о том, как в годы войны, рискуя жизнью, женщины спасали бежавших из плена советских солдат и офицеров, помогали партизанам. Сам по себе факт этот, особенно для тех партизанских мест, обычен. Но были названы новые фамилии, люди узнали еще про нескольких своих современниц, про их мужество и стойкость перед лицом врага. А летом того же года автор заметки челябинский мототурист Я. Менакер посетил места, где он скрывался, бежав из плена, где ему довелось партизанить и воевать. Участник событий тех лет, он о многом рассказал молодежи, вместе с комсомольцами и работниками местного музея нашел много нового то истории партизанского движения. бот так, в походах, путешествиях духовно мужают, взрослеют наши туристы, растет их гражданское самосознание, патриотизм, гордость за успехи родной страны. И у меня, и у других членов жюри возникает даже хорошая зависть к тем, кто столько успел узнать, увидеть, осмыслить увиденное с чувством подлинного хозяина страны. Да, немало проехали участники соревнований, но я скажу, что главный итог, конечно же, не в количестве пройденных километров. Рост числа автомототуристов в разных городах и областях, расширение их кругозора, интересов, безграничная любовь к Родине — вот главный итог и главное достижение заочных соревнований «Дорогами подвигов и славы», финишировавших в юбилейный год, год пятидесятилетия страны Советов. Мы прощаемся с его участниками, н о — надеемся — не надолго. Придет лето, опять будут интересные походы, встречи на туристских маршрутах и соревнования. До новых встреч, друзья! А. ЛЯПИДЕВСКИЙ, Герой Советского Союза, председатель жюри соревнованийив- ~^ДГ^«^»МГ^ЩрИНИМ^^^""'••••^w. •^-*iВйвЭЯ?"*""*''"' ~""'"' w~~ s-'ЧшвмШшШ-ЩеШ:.шШ.^ДДвваЗВВВдЯРДдивВивдв^НВивВВсе мы с глубоким уважением вспоминаем знаменитую тачанку, ставшую символом побед молодой Красной Армии на фронтах гражданской войны. В Великую Отечественную Советская Армия вступила оснащенная новой боевой техникой. Двадцать два года прошло с того дня, когда взвилось знамя нашей победы над фашизмом. А какую мощь набрали Вооруженные Силы СССР за послевоенные годы! Верным щи* том Родины называют их советские люди.^ИТвШммциг'"^^^тт^ШЙЯЯШтШвШШшШШ ВЖНВВвяВВИвнВНННВНИИвяВШНвяНМввНЩШ^Ш^Н13