Д-'^^^аШ^аая-ШР-ф 1941 г. На Горьковском автомобильном заводе выпущен. первый советский легковой автомобиль армейского образца ГАЗ-61, обладающий повышенной проходимостью (он имел колесную формулу 4x4 ) . В последующем на его базе изготовлен первый артиллерийский тягач ГАЗ-61-415. На Московском автозаводе начался выпуск первых трехосных автомобилей ЗИС-6, на Горьковском —ГАЗ-AAA, на Ярославском ЯГ-10. • 1941 г., ИЮНЬ. За три последних года, к моменту вероломного нападения фашистской Германии, автомобильный парк Красной Армии увеличился в семь раз. Тысячи водителей вступили в бой с фашистскими захватчиками за рулем броневиков, грузовых и спецмашин, автотягачей, автомобилей с зенитными установками, бензозаправщиков. Из шоферов пополнялись ряды танкистов. • 1941 г., ОКТЯБРЬ. Автобригада резерва Верховного Главнокомандования6500 автомобилей — круглосуточно перебрасывает прибывающие к Москве сибирские и другие дивизии в район сражения за столицу нашей Родины. • 1941 г., ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ. На базе части цехов и оборудования Московского автомобильного завода, эвакуированных в Миасс, Челябинск, Ульяновск, начали создаваться новые предприятия. Они стали крупными самостоятельными заводами автомобильной промышленности. Ф 1941 г., НОЯБРЬ. На основе нескольких московских автохозяйств создан автомобильный резервный полк. Три тысячи его машин, обеспечивая оборону столицы, были заняты перевозками грузов для частей Красной Армии, а также для фабрик и заводов, выпускающих военную продукцию. ф 1941 г., НОЯБРЬ. Срочно формируются автобатальоны по 400 цистерн-бензовозов для снабжения горючим боевой авиации. • 1941 г., 19 НОЯБРЯ. Военный Совет Ленинградского фронта постановил создать зимнюю автомобильную дорогу через Ладожское озеро. 157 дней просуществовала легендарная трасса. За это время по ней было доставлено в город Ленина более 300 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов, топлива. За зиму вывезено из Ленинграда 514 069 жителей и 58 800 • тонн народнохозяйственных грузов. В феврале 1942 года на ледовой трассе работало 3500 автомобилей. Восстанавливая машины и моторы, разбитые на дороге через Ладогу, Ленинградский авторемонтный завод работал круглосуточно. Для технического обслуживания автомобилей непосредственно на берегу озера созданы мастерские. Прибывшие на трассу московские автобусы вывезли по льду более 140 тысяч детей, стариков, женщин, раненых. ф 1942 г., ДЕКАБРЬ. Обеспечивая разгром 6-й гитлеровской армии в дни битвы на Волге, автомобильные части перевезли под Сталинград, на росстояние свыше 450 километров, 20 стрелковых дивизий. В ходе разгрома немецко-фашисЪских войск армейские водители доставили наступающим полкам более 120 тысяч тонн боеприпасов и продовольствия. Всего перевозками в дни Сталинградской битвы было занято 27 тысяч автомобилей.Недавно один из старейших мотоциклистов нашей страны М. Г. Гинцбург при ­ нес в редакцию несколько фотографий, которые он нашел, разбирая домашний архив. Среди них — репродукция карты маршрута мотоциклетного пробега по Европе, состоявшегося в 1927 году. — А на этой фотографии, — пояснил Матвей Григорьевич, показывая на группу мотоциклистов, — наши Уралец, Ивлев, Козак, Филиппов — участники пробега. Нам удалось разыскать Павла Семено ­ вича Уральца. Участник и инвалид гражданской войны, человек большой и интересной судьбы, сейчас он живет вМо ­ скве и, несмотря на свои семьдесят лет, работает. Он старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института информации и технико-экономических исследований черной металлургии Министерства черной металлургии СССР. Мы попросили П. С. Уральца поделиться воспоминаниями о пробеге ио людях, которые в нем участвовали. Вот его рассказ. — Это было летом 1927 года. М ногим хотелось отметить значительным делом приближающийся 10-летний юбилей Ок ­ тября. Не остались в стороне и мотоциклисты. Правда, мотоспорт у нас в те годы только-только делал первые шаги, своей мотоциклетной промышленности не было. Приходилось собирать машины из старья. Выручали умелые руки, смекалка. М ы гордились каждым собранным мотоциклом. Теперь, в пятидесятый юбилей Советского государства, когда наши заводы ежегодно дают сотни тысяч мотоциклов разных классов и типов, когда мотолюбители проходят тысячи километров дорогами подвигов и славы, д аже не верится, что такой про ­ бег мог быть трудной проблемой. Д а , это было очень трудно. Но в энтузиастах недостатка не было. М ы считали делом чести отправиться на мотоциклах за рубеж нашей Родины, чтобы про ­ везти знамя Октября, пожать руку рабочим — товарищам по классу, передать им наши чувства братской солидарностиРуководство пробегом было возложено на меня. Д руг друга мы хорошо знали, все были полны сознания ответственности за эту миссию, все стремились какможно лучше ее выполнить. М аршрут , со стартом и финишем в Москве, пролегал сначала через Рославль, Слуцк, Брест. В наши дни выбор такого пути покажется странным. Но не надо забывать, что это было сорок лет назад, когда выбрать хорошую дорогу было делом сложным. Д алее на мар ­ шруте значились Варшава, Краков, Вена, Нюрнберг, Д резден , Лейпциг, Берлин.В техническом и спортивном отношении пробег был далеко не легкой про ­ гулкой. Требовалось раздобыть подходящие мотоциклы с колясками, достаточно сильные, чтобы везти запас топлива и снаряжение. На этой старой фотографии многие узнают «Харлей-Давидсон» выпуска 1925 года. Д ругаямашина знакома, вероятно, только мотоциклистам-ветеранам. Это старинный 1000-кубовый БСА с прямоугольным бензобакоми левой ко ­ ляской. Двигатели этих «динозавров» по рабочему объему не уступали двигателю современного малолитражного автомобиля. А комфортом мы, как говорится, н е были избалованы. Рабочие, простые люди старой Польши, Австрии, Германии встречали участников пробега с большим радушием, интересовались жизнью, успехами молодо-PVKV,ТОВАРИЩ!го Советского государства. Центральный орган Коммунистической партии Австрии газета «Роте Фане » горячо приветствовала посланцев страны Советов, прибывших установить личный контакт между спортсменами. Во многих городах, на предприятиях рабочие, обнимая нас, произносили понятные на всех языках мира слова: «Рот фронт!», «Дружба!», «Братство!» М ы отвечали темже . Вернувшись на Родину, м ы часто выступали перед молодежью, рассказывали о том, что видели, и, конечно, горячо ратовали за развитие мотоциклетного спорта в нашей стране. О судьбе моих соратников сейчас сказать ничего не могу. М ожет быть, д ажея один — счастливчик, кому довелось дожить до 'Славного 50-летия Советской власти. Глядя на эту пожелтевшую фотографию, я с глубоким волнением вспоминаю то славное время и тех людей, чей скромный труд был отдан строительству новой жизни.Участники пробега на старте. Слева в коляске мотоцикла руководитель пробега П. С. Уралец.16