РИ ттт* т*г~с -т^т Jj• 1936 г., 16 МАРТА. Горьковский автозавод начал производство легковых автомобилей с цельнометаллическим кузовом — М-1. Пятиместная «эмка» с двигателем в 52 л. с , развивавшая 105 км/час, надолго стала наиболее распространенным типом' советского легкового автомобиля. ф 1936 г., АПРЕЛЬ. С конвейера Московского автозавода сошел 100-тысячный автомобиль. Выпущены первые легковые машины ЗИС-101, обладавшие мотором в 110 л', с. и максимальной скоростью 120 км/час. • 1936 г., АВГУСТ. Начался женский автопробег по маршруту Москва — Челябинск — Малые Каракумы — Ростов-на-Дону — Киев — Минск — Москва. 15 автомобилей прошли расстояние в 10 тысяч километров. Лучшие участницы были награждены орденом «Знак почета». • 1936 г., ДЕКАБРЬ. За полярным кругом, где ездили только на оленях и собаках, открыто автомобильное сообщение. 600 километров пути из Игарки в Дудинку и обратно полуторатонный крытый грузовик с пассажирами и почтой прошел за шесть дней. На трассе регулярно стали работать несколько автомобилей. ф 1937 г., МАЙ. Центральный автомотоклуб построил первый советский гоночный автомобиль. Конструктор Цыпулин взял в основу спортивной машины шасси ГАЗ-А и двигатель М-1. Скорость автомобиля 130 км/час. • 1937 г., СЕНТЯБРЬ. В Киеве состоялись состязания на личное первенство СССР по мотоспорту в честь 20-й годовщины Октября. Установлено 24 всесоюзных рекорда. О 1937 г., ДЕКАБРЬ. Постановлением СНК СССР по всей территории Советского Союза введены единые дорожные знаки. Стандартом определена следующая их классификация: предупреждающие, воспрещающие, указательные. Даны также их форма, цвет, размеры и порядок установки. ф 1937 г. В Красной Армии впервые сформированы отдельные автомобильные полки. • 1938 г., АВГУСТ. В боях с японскими милитаристами в районе озера Хасан впервые на автомобилях осуществлен массовый подвоз войскам материальных средств и боевых грузов со складов, удаленных от района боевых действий на 250 километров. Год спустя, при отражении нападения японских самураев в районе реки Халхин-Гол военные грузы перевозились автомобилями уже на расстояние до 700 километров. • 1939 г., 1 ЯНВАРЯ. Моссовет ввел новые правила регулирования уличного движения. Разрешенная скорость легковых машин и мотоциклов на улицах увеличена до 50 км/час, а грузовых автомобилей — до 35 км/час. В городе решено включить 1000 светофоров вместо 200, имевшихся ранее. • 1939 г., ФЕВРАЛЬ. Учрежден и впервые разыгран переходящий приз имени В. П. Чкалова. С этого времени стало традицией проводить личный икомандный мотокросс имени выдающегося советского летчика, большого энтузиаста мотоспорта. • 1939 г., ФЕВРАЛЬ. На Кировском заводе в Ленинграде начата постройка тяжелого однобашенного танка KB, который вскоре был принят для серийного производства. Он имел дизельный двигатель, 75-миллиметровую броню. • 1939 г., МАРТ. XVIII съезд партии, разрабатывая программу дальнейшей индустриализации страны, уделил большое внимание автомобилестроению. К концу третьей пятилетки производство легковых и грузовых машин должно было увеличиться вдвое, а весь парк достичь 1700 тысяч автомобилей. Выполнению этого плана помешало вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. ф 1939 г., ДЕКАБРЬ. Принят на вооружение советский танк Т-34 с длинноствольной 76-миллиметровой пушкой и дизельным двигателем. Его конструкция до сих пор остается классической, оказывая влияние на зарубежное танкостроение. В Великую Отечественную войну танк показал несравненные боевые качества. Особенно большая заслуга в создании и совершенствовании Т-34 принадлежит главным конструкторам М. И. Кошкину и А. А. Морозову. Ф 1939 г. Благодаря вниманию Коммунистической партии и Советского правительства к вопросам моторизации Красной Армии за десять лет с 1929 года количество механических лошадиных сил, приходящихся на одного бойца, увеличилось с 2,6 до 13. ф 1939 г. III сессия Верховного Совета СССР приняла Закон об образовании в союзных республиках республиканских народных комиссариатов автомобильного транспорта. В РСФСР в систему наркомата были переданы автотресты, находившиеся в ведении краевых и областных коммунальных отделов и наркомхозов автономных республик. ф 1939 г. В период войны с белофиннами впервые автомобильный транспорт стал широко использоваться для усиления перевозок. Параллельно с железной дорогой Волховстрой — Петрозаводск действовала военная автомобильная магистраль. По ней за 40 суток в январе — феврале 1940 года перевезено 14 тысяч тонн различных воинских грузов и большое число личного состава. • 1940 г., 1 МАЯ. По Красной площади прошли первые опытные образцы советских малолитражных автомобилей КИМ-10. До начала Великой Отечественной войны Московский автозавод имени КИМ выпустил 500 таких машин. • 1940 г., ДЕКАБРЬ. Автомобильным транспортом за год перевезено 858,6 млн. тонн грузов, то есть в 86 раз больше, чем в 1913 году. ф 1941 г. Один из секторов Научно-исследовательского института городского транспорта (НИИГТ) преобразован в самостоятельный Центральный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта — ЦНИИАТ (ныне — Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта).Когда шофер-испытатель Дмитрий Тамбовцев повел МАЗ первым рейсом nв столицу, на автомобильной карте Родины были уже Московский и Горьковский автозаводы, поверженный Берлин видел уральскую трехтонку, а в лесах новостроек первой послевоенной пятилетки вставали новые предприятия. Минский автомобильный был среди них. Его первые строители пришли, когда город еще дымился в руинах. Пришли прямо с парада, состоявшегося в Минске 16 июля 1944 года в честь освобождения столицы республики. Пришли, чтобы вдохнуть жизнь в разрушенные гитлеровцами ремонтные мастерские. А менее чем через месяц, 9 августа 1944 года, Советское правительство приняло решение о строительстве в Минске автосборочного завода, которому суждено было спустя некоторое время стать первенцем белорусского автомобилестроения, одним из крупнейших заводов по производству большегрузных автомобилей. Шли и шли на строительство люди с красными партизанскими ленточками на фуражках, порой даже не успев сдать оружие. Они располагались в немногих, чудом уцелевших домах, на которых еще не везде были сняты таблички: «Осторожно, мины1» Другие разбивали палатки. И рос партизанский, теперь уже мирный лагерь. Среди почти полутора тысяч первых рабочих и инженерно-технических работников будущего автогиганта были и нынешний директор завода, депутат Верховного Совета республики, бывший командир партизанского отряда Иван Михайлович Демин, и его боевые товарищи командир роты Николай Титов, работающий сейчас механиком прицепного цеха, начальник особого отряда, ныне шофер-испытатель экспериментального цеха Николай Рогожкин, пулеметчик Анатолий Баданин, владеющий сейчас очень мирной и очень нужной профессией заливщика. Со всех концов страны спешили в Минск эшелоны со строительными материалами и оборудованием. Из Москвы и Горького, с Урала и Украины ехали специалисты. Москвичи и уральцы готовили в своих цехах кадры для Минского автомобильного. Приближался долгожданный день. И вот он настал. 7 ноября 1947 года, в день 30-й годовщины Великого Октября, в колонне демонстрантов перед Домом правительства в Минске прошли первые пять самосвалов МАЗ-205, возвещая о рождении белорусского автомобилестроения. С появлением этих пяти машин в нашу жизнь вошло неведомое ранее слово МАЗ . И вот уже 20 лет бегают по дорогам грузовики, рожденные в Минске. Без устали работают они на многочисленных новостройках Родины, в сорока трех зарубежных странах. Уже Первая минская машина — самосвал МАЗ-205 — заслужила самую высокую оценку. Весной 1949 года за создание новых отечественных большегрузных автомобилей главному инженеру завода Б. В. Обухову, главному конструктору Г. М. Кокину и главному технологу М. Ю. Канэ была присуждена Государственная премия первой степени. А вскоре, в начале 1950 года, из заводских ворот вышел первый отечест-10