ГОРЬКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОДДиректор И. КИСЕЛЕВ, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Завода нашего еще не было. Ему только предстояло вырасти на болотах и пустырях за Канавинской слободой, а вот что говорилось о нем в акте торжественной закладки: «Строящийся Нижегородский автозавод является одной из важнейших крепостей социалистической индустрии и крупнейшим фактором усиления обороноспособности страны...» Слова эти, сказанные весной 1930 года, за душу берут: столько в них большевистского упорства, уверенности в будущем. Трудно было в то время создавать автомобильный гигант. 23-тысячный коллектив строителей трудился самоотверженно, с огромной энергией, чтобы в наикратчайшие сроки обеспечить пуск автозавода. В те дни на стройке находился Серго Орджоникидзе. Проведенное им совещание рабочих и инженеров заверило ЦК партии, что завод войдет в строй 1 ноября 1931 года, в канун 14-й годовщины Октября. И слово свое автозаводцы сдержали. А вскоре ГАЗ выполнил и свою первую программу — выпустил за месяц 25 автомобилей. Почему я вспомнил нашу «старину»? Да потому, что она лучше всего показывает, с чего мы .начинали, ясно говорит о непрерывном революционном движении вперед всего Советского государства. Ведь ныне Горьковский автомобильный — один из крупнейших автозаводов мира. Первенец первой пятилетки с момента пуска освоил 60 модификаций, произвел несколько миллионов грузовых и легновых машин. Новой реконструкцией встречает Завод и полувековой юбилей Октября. Уже сейчас действует 30 комплексно-механизированных цехов и участков, 160 автоматических, механизированных и поточных линий, многие процессы на которых выполняются без участия человека. С каждым днем пополняется парк наших ГАЗ-53А — четырехтонных грузовиков с двигателем мощностью 115 л. с , развивающих скорость до 85 км/час. На базе этой основной модели выпускаются 3,5-тонные самосвалы ГАЗ-53Б Саранским заводом, много других специальных машин, гордостью завода является также автомобиль высокой проходимости ГАЗ-66, который дважды удостоен золотых медалей на международных выставках. Недавно с конвейера сошла миллионная «Волга».грозПамятная ночьСлучилось это в ноябре 1917 года. Наш автомобильный отряд прибыл с фронта в Харьков, где власть перешла в руки большевиков. С победой социалистической революции Россия вышла наконец из империалистической войны. В те дни довольно активно проходила демобилизация старой царской армии. И мы, автомобилисты, тоже, сдав технику, оружие, готовились разъехаться по домам. Войсковой комитет, председателем которого еще после Февральской революции был избран я, уже выдал солдатам проездные документы. Оставалась последняя ночь — и прощай друзья-однополчане! Но эта ночь иначе распорядилась моей судьбой и судьбой многих моих фронтовых товарищей. Произошло это так. Меня срочно вызвали в Военно-революционный комитет. Когда я прибыл, здесь уже собрались представители фабрик и заводов, а также всех частей. — Белоказачьи полки под командованием генерала Краснова, — взволнованно сообщил нам председатель Ревкома, — подходят к Белгороду. Красногвардейцы геройски сражаются с контрой, но сил маловато. Впрочем, об этом лучше расскажет товарищ Железняков. Он прибыл прямо с передовой. Стремительно встал молодой матрос, перекрещенный пулеметными лентами, начал говорить убежденно: — Революция в опасности! Эти слова произнес Ленин, когда посылал нас на помощь пролетариям Украины. Наш сводный отряд матросов и солдат красного Питера сейчас ведет бой с казака. ми Краснова... Нужна помощь, товарищи! Ревком тут же принял решение объявить мобилизацию рабочих. Мне, шоферу, поручили сформировать автомобильный отряд. Создав из добровольцев автомобильный отряд, мы поспешили к Белгороду на помощь красногвардейцам, сражавшимся под командованием членов Ревкома Балтийского флота Николая Ховрина и Анатолия Железнякова. Схватки с • белоказаками приняли здесь ожесточенный характер. У автомобилистов дел было по горло: мы быстро перебрасывали красногвардейцев то на один, то на другой участок боя, подвозили боеприпасы, продовольствие, вывозили раненых. Часто в кузовы машин ставили пулеметы и отражали натиск конницы Краснова.НаканунеНередко ночью, у костра, за ужином и перекуром, когда матросы «Авроры» и солдаты, штурмовавшие Зимний, вспоминали о своем участии в Октябрьском вооруженном восстании, мы, шоферы, допытывались: были ли с ними автомобилисты и как они помогали восставшим пролетариям Питера? — Конечно, были: и грузовики, и легковые, и броневые автомобили по приказу из Смольного участвовали в революции, — отвечали нам. Партия Ленина, штабы Красной гвардии на местах обращали большое внимание на шоферов, ремонтников, электромехаников. И это не случайно. За годы мировой войны в стране подготовили около ста тысяч автоспециалистов различных профилей. Большая часть из них была настроена революционно. Вот почему в Петрограде районные Советы, штабы Красной гвардии, готовясь к вооруженному восстанию, еще в начале октября 1917 года взяли на учет не только грузовые и легковые автомобили предприятий и учреждений, но и частные машины. Готовились к бою и революционно настроенные шоферы, ремонтники. Особое внимание уделялось военным автомобильным подразделениям и частям. Накануне Октябрьского вооруженного восстания туда были назначены большевистские комиссары. Среди них известны имена таких солдат-шоферов, как С. К. Беляшев, Ф . Г. Киселев, Н. И. Терешин и другие. Они развернули активную революционную работу. Во многих автомобильных подразделениях солдатские комитеты высказались за поддержку восстания.г. Горький овомта отказалась подать машины штабу округа, пытавшемуся перебросить войска для поддержки Временного правительства. Но как только пришло задание из Смольного, солдаты-шоферы немедленно стали перевозить оружие в 24 октября 1917 года в Петрограде рабочие районы, а красногвардейские Главный штаб Красной гвардии дал укаотряды — к Дворцовой площади. зание произвести в районах мобилизаДнем 25 октября путиловцы прибыли цию всего автотранспорта и реквизиров распоряжение Военно-революционного вать частновладельческие автомобили. комитета на одиннадцати грузовиках с Фабзавкомы тут же вывели заранее установленными на них орудиями. Вмеподготовленные машины предприятий. сте с броневиками автобронедивизиона На них шоферы-красногвардейцы вывоих разместили вокруг Зимнего дворца. зили оружие из Петропавловской крепоВодители-питерцы многое сделали для сти, ставшей главным арсеналом боеоперативной переброски боевых отрявых отрядов (здесь хранилось 100 тысяч дов, оружия и для надежной связи Влавинтовок). В Обуховском - районе на фабриках и димира Ильича Ленина, членов ВРК со заводах люди получали только что довсеми районами и важнейшими пунктами восставшего Петрограда. Летучие ставленные винтовки, гранаты, револьвеотряды красногвардейцев на автомобиры, разбивались на отряды. Шоферы лях быстро подавляли сопротивление увозили их в Смольный ик Зимнему. На Выборгской стороне были реквиофицеров и юнкеров, захватывая клюзированы все автомобили. Водители, вычевые позиции. полняя приказы ВРК и Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, Москва — подготовились поддержать вооруженное восстание. В Нарвском районе весь автозащитникам Октября транспорт также находился в распоряжении штаба Красной гвардии. Путиловский завод мобилизовал свои грузовики и подвозил на них оружие и медикаС наступлением зимы нашему красноменты. Красногвардейцы Васильевского гвардейскому отряду, которым команострова на реквизированных машинах довали Ховрин и Железняков, пришлось прибыли в Смольный. вести тяжелые бои с большими силами белоказаков. Представители отряда При подготовке к штурму последнего разъехались по крупным пролетарским оплота Временного правительства — центрам страны для мобилизации ревоЗимнего дворца — Ижорский завод налюционных сил, оружия, продовольстправил в Петроград 17 броневиков и вия. автомобилей с пулеметами. 6-я авторо-в. гогиш,участник гражданской и Великой Отечественной войнВ Смольный, в распоряжение ЛенинаВ конце декабря 1917 года меня с делегацией матросов послали в Москву. Пока мы находились здесь1, многое узнали, увидели. В Москве, как это подтверждают и архивные материалы, революционные события начались сразу вслед за штурмом Зимнего дворца в Петрограде. 26-го и 27-го октября ВРК мобилизовал автотранспорт. Личный состав 2-й запасной и 22-й отдельной авторот добровольно со всей техникой встал на сторону восставших. По их примеру все остальные автомобильные части московского гарнизона пошли в бой за Советскую власть. Рабочие завода АМО — предшественника теперешнего ЗИЛа — вывели на улицы 50 автомобилей. Смелые люди — шоферы Октября — в боях за Кремль, при овладении военными складами на Крымской площади, в Басманном и Лефортовском районах, где ожесточенное сопротивление оказали юнкера Алексеевского училища, под огнем подвозили отряды вооруженных рабочих к местам боев, доставляли боеприпасы, эвакуировали раненых, оказывая таким образом московскому пролетариату активную поддержку в установлении власти Советов. Москвичи оперативно откликнулись и на нашу просьбу. В помощь красногвардейцам, сражавшимся под Белгородом, они направили оружие, снаряжение, продовольствие, обмундирование, медикаменты. Дали также автомобили и мотоциклы. Получив помощь из Москвы и других городов, наш отряд нанес мощные удары по белоказачьим войскам генерала Краснова.Легендарный герой гражданской войны А. Г. Железняков.Декабрь 1917 года. Красногвардейцы у здания Московского Совета на восстановленном автомобиле ФИАТ. . „AiaMвО14* • *i<lяру**Страна JAOSI любимая• •" > : v "-••'. :•iКаждый день с этого конвейера сходит очередная партия машин с прославленной маркой «ГАЗ». Отлично потрудились горьковские автомобили на трассах довоенных пятилеток. Достойно выдержали они испытания на огненных дорогах войны. И сегодня с честью несут службу во всех пятнадцати Советских республиках. Фого Н. Рахманова