Всенародный праздник 50-летия великого Октября советские люди отмечают трудовыми свершениями. Один из «крестников» нынешнего, юбилейного года — цех Уфимского моторного завода, начавший серийное производство 75-сильного двигателя для «Москвича». Мотор уже идет с конвейера, а в цехе на площади 10 тысяч квадратных метров заканчивается монтаж и наладка оборудования. В перспективе уфимцы должны обеспечить двигателями Московский завод малолитражных автомобилей и Ижевский завод малолитражных автомобилей. В расчете на это в Уфе уже заложен новый цех. Для автомобилистов имя Уфимского моторного теперь будет связано с новым двигателем «Москвича». На этих страницах мы начинаем знакомство с уфимским «сердцем» «Москвича». Окончание статьи будет помещено в следующем номере журнала.Самые разные параметры существуют для оценки автомобильных моторов. Если же выбирать в качестве синтетического какой-либо один из них, то следует остановиться на литровой мощности. Именно ее непрерывным ростом и характеризуется общее развитие двигателей. Возьмем для сравнения «прародителя» современных «Москвичей» — модель «400». Литровая мощность его двигателя составляла 21 л. с. Тогда, двадцать лет назад, она представлялась вполне удовлетворительной. У сменившей его модели было уже 24,5 л. с. Делались попытки довести литровую мощность двигателя «Москвича-402» до 30 л. с. Однако они оказались безуспешными из-за нижнего расположения клапанов. При увеличении степени сжатия, то есть уменьшении объема камеры сгорания, сужался проход для горючей смеси из-под клапана в цилиндр и ожидаемый прирост мощности целиком «съедался» в результате ухудшения наполнения цилиндра. В 1958 году появился двигатель модели «407», у которого клапаны были расположены в головке блока, непосредственно над цилиндрами. Проход для смеси освободился, путь ее стал прямее, наполнение значительно улучшилось и при той же степени сжатия — 7,0 — было получено уже более 33 л. с/л. Но теперь «узким местом» стал карбюратор. Когда же на смену однокамерному карбюратору К-59 пришел двухкамерный К-126 и литровая мощность возросла до 36,8 л. с , увидел свет двигатель модели «408». Вполне естественно, что создание нового двигателя для «Москвича» началосьс решения проблемы литровой мощности. В резерве оставались еще два параметра: степень сжатия и максимальное число оборотов. Повышение степени сжатия с 7,0 до 8,5 дает 'прирост литровой мощности на 5—6 л. с. Увеличение скорости вращения коленчатого вала на режиме максимальной мощности тоже должно значительно поднять этот показатель. На двигателе модели «408» она составляет уже 4800 об/мин, однако дальнейшее ее увеличение бесперспективно. Ведь механизм газораспределения со штанговым приводом, которым оснащен этот мотор, надежно работает лишь до 50005200 об/мин. А затем, как правило, начинается нарушение фаз газораспределения под действием сил инерции толкателей, штанг, коромысел и клапанов. Чтобы устранить это явление, необходимо свести к минимуму вес перечисленных деталей или, что еще лучше, вообще отказаться от некоторых из них. Например, исключив толкатели и штанги, перенести кулачковый валик непосредственно iK клапанам, «а головку блока. Увеличение литровой мощности всегда сопровождается более сильным нагревом клапанов и их седел. Поэтому при создании высокофорсированного двигателя надо обеспечить им хорошее охлаждение. Практика показала, что в нынешних двигателях «Москвичей», «Волг» и ряда других машин, где клапаны в головке блока цилиндров расположены в один ряд, создать нужные потоки для воды вблизи клапанных седел очень трудно: клапаны слишком близко стоят один от другого. Несравненные преимущества в этом отношении сулит расположение клапанов в два ряда V-образно, в полусферических камерах сгорания. К тому же такие камеры сгорания (по сравнению с другими типами) обладают более высокими антидетонационными свойствами и обеспечивают наибольший коэффициент наполнения цилиндров горючей смесью. Наконец, при увеличении литровой мощности силы давления газов и инерции деталей шатунно-поршневой группы усиливают нагрузки на коленчатый вал. Поэтому он должен быть возможно более прочным и жестким. Вот основные соображения, которыми руководствовались конструкторы бюро двигателей Московского завода малолитражных автомобилей при создании нового «сердца» «Москвича». Новые задачи требовали новых решений. Двигатель, о котором идет речь, построен именно на таких решениях. У него четыре расположенных в ряд цилиндра. Диаметр каждого — 82 мм , ход поршня — 70 мм, что составляет рабо3 чий объем 1480 см . Блок отлит из алюминиевого сплава и имеет съемные чугунные гильзы мокрого типа с уплотнением, как в двигателе «Волги». Для повышения жесткости блока плоскость разъема его с масляным картером сделана значительно ниже оси коленчатого вала. Поршень с выпуклым сферическим днищем отлит из силумина и имеет два компрессионных и одно маслосъемное кольца. Отверстие для поршневого пальца, как иу поршней двигателей моделей «407» и «408», смещено от продольной оси поршня на 1,5 мм. Благодаря этому поршень без удара, как бы постепенно перемещается в пределах зазора при изменении направления движения в верхней мертвойточке. Шатуны — стальные штампованные, двутаврового сечения, с бронзовыми втулками для поршневого пальца. Крышки коренных и шатунных подшипников крепятся самотормозящими гайками без шплинтов. И те и другие подшипники снабжены тонкостенными вкладышами с антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы. Коленчатый вал — очень жесткой конструкции, стальной, кованый, установлен на пяти коренных подшипниках и имеет массивные щеки и четыре противовеса. На обоих концах вала резиновые сальники манжетного типа. Механизм газораспределения состоит из расположенных V-образно под углом в 52 градуса клапанов, кулачкового вала, установленного посредине, между рядами клапанов, и цепного привода к нему с натяжным устройством. Кулачковый вал — литой, чугунный, вращается в трех подшипниках (без втулок), находящихся в поперечных перегородках головки блока цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава. Кулачки действуют непосредственно на коромысла, которые снабжены для этого специальными пятами с цилиндрической поверхностью. Противоположные концы коромысел имеют винты с контргайками для регулирования тепловых зазоров. Коромысла — чугунные, литые, установлены на двух стальных осях, проходящих по всей длине головки блока цилиндров, справа и слева от кулачкового вала. Для повышения твердости и износостойкости рабочие поверхности профилей кулачков и поверхности скользящих по ним пяти коромысел отбелены. Головка крепится к блоку цилиндров десятью шпильками с гайками. Клапанный механизм закрывается крышкой из алюминиевого сплава. Привод к кулачковому валу осуществляется двухрядной роликовой цепью, расположенной в передней части двигателя. Цепной привод более надежен и износостоек, чем шестеренчатый, менее шумен и нечувствителен к незначительным смещениям головки относительно блока цилиндров. Натяжное устройство представляет собой зубчатый ролик, закрепленный на одном из концов двуплечего рычага, на другой конец которого давит плунжер, нагруженный спиральной пружиной. Эта пружина, нажимая через рычаг с роликом на ведомую ветвь цепи, заставляет ролик поддерживать ее в натянутом состоянии. Кроме того, для исключения вибрации ролика плунжер натяжного устройства снабжен стопорным болтом, который всегда затянут. Благодаря такой конструкции достаточно отвернуть стопорный болт плунжера и повернуть на полоборота коленчатый вал, чтобы натянулась ведущая ветвь цепи, а затем остается снова затянуть стопорный болт. При этом пружина, давя на плунжер и рычаг с роликом, натянет цепь с необходимым усилием. Чтобы ведущая ветвь цепи не подвергалась колебаниям и вибрации, вдоль нее установлен специальный успокоитель из пластмассы. При демонтаже головки блока с кулачкового вала его звездочка снимается с цепью. И. БОЙЧЕВ, заместитель директора моторного завода, Н. КРЛСИЛЬНИКОВ, заместитель главного инженераБг. Уфа<480ку$.СМ.лошадиных сил1152 «За рулем» № 10килограммов