ГОРЬКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОДДиректор И. КИСЕЛЕВ, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Завода нашего еще не было. Ему только предстояло вырасти на болотах и пустырях за Канавинской слободой, а вот что говорилось о нем в акте торжественной закладки: «Строящийся Нижегородский автозавод является одной из важнейших крепостей социалистической индустрии и крупнейшим фактором усиления обороноспособности страны...» Слова эти, сказанные весной 1930 года, за душу берут: столько в них большевистского упорства, уверенности в будущем. Трудно было в то время создавать автомобильный гигант. 23-тысячный коллектив строителей трудился самоотверженно, с огромной энергией, чтобы в наикратчайшие сроки обеспечить пуск автозавода. В те дни на стройке находился Серго Орджоникидзе. Проведенное им совещание рабочих и инженеров заверило ЦК партии, что завод войдет в строй 1 ноября 1931 года, в канун 14-й годовщины Октября. И слово свое автозаводцы сдержали. А вскоре ГАЗ выполнил и свою первую программу — выпустил за месяц 25 автомобилей. Почему я вспомнил нашу «старину»? Да потому, что она лучше всего показывает, с чего мы .начинали, ясно говорит о непрерывном революционном движении вперед всего Советского государства. Ведь ныне Горьковский автомобильный — один из крупнейших автозаводов мира. Первенец первой пятилетки с момента пуска освоил 60 модификаций, произвел несколько миллионов грузовых и легновых машин. Новой реконструкцией встречает Завод и полувековой юбилей Октября. Уже сейчас действует 30 комплексно-механизированных цехов и участков, 160 автоматических, механизированных и поточных линий, многие процессы на которых выполняются без участия человека. С каждым днем пополняется парк наших ГАЗ-53А — четырехтонных грузовиков с двигателем мощностью 115 л. с , развивающих скорость до 85 км/час. На базе этой основной модели выпускаются 3,5-тонные самосвалы ГАЗ-53Б Саранским заводом, много других специальных машин, гордостью завода является также автомобиль высокой проходимости ГАЗ-66, который дважды удостоен золотых медалей на международных выставках. Недавно с конвейера сошла миллионная «Волга».грозПамятная ночьСлучилось это в ноябре 1917 года. Наш автомобильный отряд прибыл с фронта в Харьков, где власть перешла в руки большевиков. С победой социалистической революции Россия вышла наконец из империалистической войны. В те дни довольно активно проходила демобилизация старой царской армии. И мы, автомобилисты, тоже, сдав технику, оружие, готовились разъехаться по домам. Войсковой комитет, председателем которого еще после Февральской революции был избран я, уже выдал солдатам проездные документы. Оставалась последняя ночь — и прощай друзья-однополчане! Но эта ночь иначе распорядилась моей судьбой и судьбой многих моих фронтовых товарищей. Произошло это так. Меня срочно вызвали в Военно-революционный комитет. Когда я прибыл, здесь уже собрались представители фабрик и заводов, а также всех частей. — Белоказачьи полки под командованием генерала Краснова, — взволнованно сообщил нам председатель Ревкома, — подходят к Белгороду. Красногвардейцы геройски сражаются с контрой, но сил маловато. Впрочем, об этом лучше расскажет товарищ Железняков. Он прибыл прямо с передовой. Стремительно встал молодой матрос, перекрещенный пулеметными лентами, начал говорить убежденно: — Революция в опасности! Эти слова произнес Ленин, когда посылал нас на помощь пролетариям Украины. Наш сводный отряд матросов и солдат красного Питера сейчас ведет бой с казака. ми Краснова... Нужна помощь, товарищи! Ревком тут же принял решение объявить мобилизацию рабочих. Мне, шоферу, поручили сформировать автомобильный отряд. Создав из добровольцев автомобильный отряд, мы поспешили к Белгороду на помощь красногвардейцам, сражавшимся под командованием членов Ревкома Балтийского флота Николая Ховрина и Анатолия Железнякова. Схватки с • белоказаками приняли здесь ожесточенный характер. У автомобилистов дел было по горло: мы быстро перебрасывали красногвардейцев то на один, то на другой участок боя, подвозили боеприпасы, продовольствие, вывозили раненых. Часто в кузовы машин ставили пулеметы и отражали натиск конницы Краснова.НаканунеНередко ночью, у костра, за ужином и перекуром, когда матросы «Авроры» и солдаты, штурмовавшие Зимний, вспоминали о своем участии в Октябрьском вооруженном восстании, мы, шоферы, допытывались: были ли с ними автомобилисты и как они помогали восставшим пролетариям Питера? — Конечно, были: и грузовики, и легковые, и броневые автомобили по приказу из Смольного участвовали в революции, — отвечали нам. Партия Ленина, штабы Красной гвардии на местах обращали большое внимание на шоферов, ремонтников, электромехаников. И это не случайно. За годы мировой войны в стране подготовили около ста тысяч автоспециалистов различных профилей. Большая часть из них была настроена революционно. Вот почему в Петрограде районные Советы, штабы Красной гвардии, готовясь к вооруженному восстанию, еще в начале октября 1917 года взяли на учет не только грузовые и легковые автомобили предприятий и учреждений, но и частные машины. Готовились к бою и революционно настроенные шоферы, ремонтники. Особое внимание уделялось военным автомобильным подразделениям и частям. Накануне Октябрьского вооруженного восстания туда были назначены большевистские комиссары. Среди них известны имена таких солдат-шоферов, как С. К. Беляшев, Ф . Г. Киселев, Н. И. Терешин и другие. Они развернули активную революционную работу. Во многих автомобильных подразделениях солдатские комитеты высказались за поддержку восстания.г. Горький