Недалеко от границы Германской Демократической Республики с Чехословакией, в старинном замке Аугустсбург, с обраны самые интересные двухтактные мотоциклы со всего света. Почетное место в этом музее занимает велосипед, на багажнике которого примостился 122-кубовый моторчик в полторы лошадиных силы. Сейчас он вызывает только снисходительную улыбку, но в 1919 году к этому мотовелосипеду был проявлен иск лючительный интерес. Он даже получил прозвище «маленькое чудо» (Das kleine Wunder, или, сокращенно, DKW). С тех пор мотоциклетная марка ДКВ, а вместе с ней и мастерство умельцев-мотоциклостроителей из маленького городк а Цшопау приобрели широкую известность. Здесь шестьдесят лет назад датский инженер И. С. Расмуссен основал небольшое предприятие. После первого мотовелосипеда, созданного инженером Г. Руппе, в 1922 году поя вилсяуже «полнокровный» мотоцикл, а в следующем — стартовала первая гон очная модель Ре-150 с водяным охлаждением. В 1932 году Расмуссен уже перестал быть хозяиномв собственном доме — л акомый кусочек, ДКВ, был проглочен концерном «Ауто-Унион А. Г.», куда входили такжеваводы «Ауди», «Вандерер» и «Хорьх». Воротилы концерна из года в год наращивали выпуск, продукции. Они получали все новые и новые заказы на поставки мотоциклов для вермахта, их прибыли баснословно росли. Когда вмае 1945 года воины Советской Армии водрузили на здание рейхстага Красное знамя победы над фашизмом . п ришел конец и господству хозяев нацистского концерна. Старый ДКВ прекратил свое существование. После преступной фашистской войны пришлось все начинать с нуля. В марте 1950 года на восстановленном предприятии возобновилось производство мотоциклов. Это был усовершенствованный вариант модели ДКВ РТ-125. Рабочие и инженерно-технические работники Цшопау стали сами планировать производственные показатели, и теперь ужев пользу своего народа. Возрожденный завод вошел в объединение национализированной автопромышленности — ИФА, — и первые 1700 мотоциклов, выпущ енныев 1950 году, несли на своих бак ах эту марку. К концу первой пятилетки первого в истории немецкого государства рабочих икрестьян народное предприятие в Цшопау уже могло давать в год 31 тысячу мотоциклов ИФА. А в следующем, 1956 году наступили большие перемены. Завод освоил производство семейства ЭС — новых соврем енных машин с моторами в 175, 250 и 300 см 3 . И, к ак бы утверждая тот факт, что предприятие полностью перешло на новые рельсы, п режняяямарка уступила место известной ныне всему миру марке «МЦет» («Мотозавод Цшопау»). С мотоциклами новых моделей завод смог выйти на международный рынок, что явилось практическим доказательством успехов мотоциклетной промышленности нашей социалистической республики. Правильно оценив те богатые возможности, которые открывает мотоспорт для совершенствования серийных конструкций, завод стал активным участником кольцевыхи многодневных соревнований. В 1954 году усилиями инженеров В. Каадена и Д. Циммермана было полож ено начало большому семейству гоночн ых мотоциклов «МЦет» моделей Ре-125 и Ре-250 с золотниковым распределением. Их конструкцияоказалась самой передовой и послужила образцом для подр ажания . Многие фирмы , и среди них такие известные, к ак «Сузуки», «Крейдлер» и «Ямаха», пошли по стопам «МЦет». Уже в 1961 году гоночные машиныиз Цшопау вышлив чемпионате3 мира на второе место в классе 125 сми принесли марке «МЦет» славу самых быстроходных двухтактных мотоциклов в мире. Выдающихся успехов мотоциклы «МЦет» достигли в многодневных соревнованиях. Б лагодаря их выносливости и надежности команда нашей республики, начиная с 1963 года, ч етырераза подряд выигрывала Международный трофеи на шестидневке ФИМ. В 1963 году рабочие в Цшопау имели основания для торжеств и потому, что сШШЩШ4ШШ**жнвввн ,'..;,;м LS\ \yt- I9HШр}-''''ЩЩ,1^^ШШМИЛЛИОНЫ ЛОШАДИНЫХ СИЛ ИЗ ЦШОПАУ•1*•;*:>J ^ mшщМотовелосипед ДКВ 1919 года с ременной передачей.заводского конвейера сошел полумиллионный мотоцикл. Народное предприятие «МЦет» сделало за двенадцать с половиной лет столько же мотоциклов, сколько прежняяфирма смогла осилить за двадцать пять . Год назад с конвейера сошел мотоцикл № 750 000. Это был весомый вклад трудящихся Цшопау в программу развернутого строительства социализма в ГДР, провозглашенную VI съездом Социалистической единой партии Германии в 1963 году. Сегодня «МЦет» экспортирует мотоц иклы более чем в пятьдесят стран мира. На них ездит 42 тысячи болгар, почти 40 тысяч поляков, свыше 30 тысяч румын, 20 тысяч финнов, 10 тысяч иранцев. Во многих странах марка «МЦет» стала символом высокого качества продукции Германской Демократической Республики.Завод в Цшопау непрестанно совершенствует свои мотоциклы, создает новые машины . В нынешнем году начато производство двух новых моделей классов 175 и 250 смз. Долина реки Цшопау — колыбель двухтактного мотоцикла. Если сложить вместе мощность построенных здесь машин, то можно легко насчитать миллионы лошадиных сил. И каждый из этих мотоциклов с эмблемой «МЦет» на бензобаке или фареявляется полпредом Германского социалистического государства, которое возникло двадцать восемь лет спустя после победоносного Октября 1917 года. ПОНТЕР КЭМПФЕ, сотрудник журнала «Шпорт унд техник» ДемократическаяГерманская РеспубликаПоследняя ЭС-250/2.250-кубоваямодель«МЦет»Испытанная машина «МЦет» ЭТС-250Г.длямногодневока