ЗАДАЧНИК ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙПри самых совершенных пособиях по такому предмету, как правила движения транспорта, польза любых сборников задач на различные дорожные условия и ситуации очевидна. Во-первых, правила надо понять и научиться применять в жизни, а для этого многократные тренировки просто необходимы. Во-вторых, даже твердо зная правила движения. иной водитель, не сталкиваясь с некоторыми положениями в своей практике, постепенно забывает их. Сборник упражнений позволит ему не только не растерять, но и приумножить ранее приобретенное. Если же принять во внимание и то обстоятельство, что с учебной литературой по безопасности движения дела у нас обстоят еще неважно и водитель зачастую не располагает ничем, кроме тоненькой книжечки Правил, то станет понятно, как рад он столь хорошему попспорью, как сборник задач и упражнений. Немалую пользу в повышении квалификации окажут ему и «Упражнения по правилам движения», выпущенные кишиневским издательством «Картя Молдовеняска» *. Хотя в последнее время появилось немало подобного рода пособий, можно с уверенностью сказать, что ни один из ста тысяч экземпляров этого сборника не залежится на полках книжных магазинов. Рассчитанная на широкий круг читателей от преподавателей автодела до азтолюбителей, книга по своему объему и построению в общем охватывает весь курс правил движения, определенный программой подготовки шоферов. Немаловажное достоинство сборника — компактность. Сравнивая его с аналогичными изданиями, надо отметить, что задач в нем больше, а объем книги меньше. Каким образом это достигнуто? Авторы отказались от дублирования рисунков задач в ответах, от которых так «разбухают» подобные сборники. Правда, проиллюстрировано кишиневское издание далеко не лучшим образом. Схемы, к которым так охотно обращаются составители, может быть, и хорошо воспринимаются читателями, но плохо переносятся в реальную обстановку. Куда более наглядны рисунки, выполненные в аксонометрической проекции, которые позволяют взглянуть на происходящее под тем же, что ли, углом зрения, под которым видит его водитель, сидящий за рулем автомобиля. Не исключено. что,по поводу высказанной здесь мысли кто-нибудь подумает: «На вкус и цвет...» Тогда откройте сборник и сравните, скажем, рисунки 23 и 25, и вы согласитесь с нами. Еще несколько критических замечаний. Нам представляются явно неудачными по смыслу такие выражения, как «знак требует» в приложении к предупреждающим знакам, или «внезапно остановиться» вместо «немедленно», или «самовольное выключение передач» вместо «самопроизвольное» и им подобные. Есть в книге и неточности, повлекшие грубые ошибки. В ответах 28 и 29, например. неправильно названы дорожные знаки, в ответе 159 говорится, что автомобиль можно остановить не ближе 5 метров от пешеходного перехода (понимай — по обе стороны), тогда как Правила вводят эту норму лишь перед пешеходным переходом. В целом же книга удачна и. несомненно, поможет водителям еще лучше справляться с теми многотрудными задачами, которые ставит перед ними сама жизнь на улицах и дорогах. С. ивлног, * К илнмник И.. Б обок С. Упражнения по правилам движения. Кишинев. 1967, 144 стр.. 100 000 экз., 39 коп.— Вот и не угадала! — расплылся в улыбке Санька. — Познакомилась бы ты с Алексеем Семеновичем Куликовым. Почтенный такой пенсионер, у него «Запорожец» с ручным управлением. Одиннадцать раз права отбирали. Во! Сейчас и номера уж с машины сняли, а он все катается. Его оштрафуют, а он опять... В Рижском проезде уже знают его «Запорожец». Как увидят — в подворотни шарахаются. А взять Кудрявцева Александра Ильича с улицы Молодцова. У того двенадцать раз права отбирали по пьяному делу. По этой части он у нас чемпион. — Что же это делается! — всплеснула руками бабушка. — Разве можно таким алкоголикам на машине работать? Ведь обязательно человека задавят... Неужто нельзя им на всю жизнь дорогу к машине заказать? — Ишь ты какая прыткая! — возмутился Санька. — Темнота! Законов не знаешь. Нельзя по закону лишать человека любимой шоферской специальности больше чем на три года. А там — будьте любезны! — Вот уж. в самом деле, Санька-встанька. — Ну ладно, заболтались мы тут. Поехали! Во дворе под задними скатами разворачивающегося грузовика беспомощно хрустнул кленовый саженец... К сожалению, во всей этой истории очень мало литературного домысла. Кроме приведенных в ней фамилий и фактов, в московской ГАИ нам назвали еще около трех десятков водителей, которых приходилось по той же причине отстранять от руля по десять с лишним раз. И нас тоже заинтересовал вопрос: почему же этим рецидивистам снова доверили автомобиль? Оказалось, что Госавтоинспекции права забраковать таких водителей навсегда не дано. И хотя всем ясно, что людям этим шоферская работа противопоказана, единственное, что в силах сделать автоинспекция, так это направить неисправимого пьяницу на медицинское переосвидетельствование. Ну а что же медики? А медики спокойно подписывают заключение о пригодности такого горе-шофера к управлению машиной: ведь в поликлинику он догадывается явиться трезвым. Мы думаем, с нами согласятся, что людей с такими устойчивыми привычками и склонностями к спиртному, с такой неустойчивой психикой следует отлучать от автомобиля или мотоцикла навсегда. Так давайте и запишем это в официальные документы. Будет ли это «Перечень медицинских противопоказаний для лиц, желающих получить удостоверение на право управления автомобилями, мотоциклами» или «Положение о Государственной автомобильной инспекции» — не столь важно. Важно, чтобы либерализму с рецидивистами-пьяницами был положен конец. Если убрать их из-за руля, опустошения в рядах шоферов не произойдет, но зато насколько безопаснее станет на дорогах. Хотелось бы, чтобы по этому наболевшему вопросу высказались заинтересованные организации, в первую очередь работники Госавтоинспекции и Министерства здравоохранения СССР. Нам думается, что и Кодекс законов о труде должен быть более строгим с пьяницами на транспорте. Почему, скажем, нечистого на руку работника прилавка можно уволить по мотивам утраты доверия и больше не подпускать к материальным ценностям, а неисправимого пьяницу-водителя нельзя? Ведь мы рискуем здесь гораздо большими ценностями — человеческими жизнями. Справедливо ли это? В. ИНДИНКомментарийлем» с письмом, в котором сообщали, что в их селе много желающих изучить мотоцикл и получить водительские права, но неному организовать учебу. Это письмо было направлено в Полтавский обком ДОСААФ. Приведенное выше обещание обкома вселяло у наивных жителей Погорщины надежду на скорое открытие курсов. Ждали они месяц, друсгорчинкойгой, третий, полгода... И не выдержали. В конце концов редакция «За рулем» снова получила письмо, в котором сообщается, что своего слова Полтавский обком ДОСААФ не сдержал. Мы все же верим: откроются курсы мотоциклистов в селе Погорщина. Это тольно в старинной пословице говорится, что обещанного три года ждут.Книжная полка19