рета (см. «За рулем», 1965, № 12). После многолетних экспериментов над необычным типом мотора, созданного по идеям Феликса Ванкеля, НСУ приступил в 1963 году к выпуску легких спортивных машин «Спайдер» с роторным двигателем в 64 л. с. Их построено две с половиной тысячи. Накопленный за это время опыт позволил создать совершенно иной автомобиль. Это уже не приспособленная конструкция, какой был «Спайдер». Ро-80 создан «вокруг» роторного двигателя с максимальным использованием его достоинств. Мотор Ро-80 представляет собой как бы сдвоенный двигатель «Спайдер». Конечно, за четыре года в нем многое изменилось. Иными стали материал и конструкция уплотнительных пластин — самого сложного элемента двигателя. На внутреннюю полость алюминиевого картера, по которой скользят чугунные уплотнительные пластины ротора, электролитическим способом нанесен тонкий износоустойчивый слой никель-кремниевого сплава. На каждый ротор «работают» по две свечи. Появились и многие другие новшества. Двухроторный Ро-80 развивает мощность 115 л. с. при 5500 об'мин и весит 120 килограммов. Он очень компактен: длина его — 508 мм, а высота — 546 мм. И конструкторам, понятно, трудно было удержаться от соблазна поместить его в носу машины, перед ведущими передними колесами. Это позволило рационально использовать внутреннее пространство автомобиля, опустить капот, существенно сократить вес (до 1210 кг с полной заправкой). А что показывает Ро-80 на дороге? Он расходует 11,2 литра топлива на 100 километров пути, «идет» 180 км/час, разгоняется с места до скорости 100 км/час за 12,8 секунды. Создавая новый «роторный» автомобиль, конструкторы стремились любой ценой избежать «ложки дегтя», чтобы не дискредитировать идею. И они предусмотрели полуавтоматическую коробку передач, дисковые тормоза, независимую подвеску всех колес, гидроусилитель руля, раздельный привод тормозов передних и задних колес. Большое внимание уделили форме кузова — его аэродинамическое сопротивление на 30—40 процентов меньше,'чем у большей части легковых автомобилей. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: а не окажется ли такая «бочка меда» слишком уж дорогим лакомством для автомобилистов? Завод, однако, считает, что Ро-80 будет не дороже близких ему по классу «Мерседес-Бенц-230» и БМВ-2000. • Своим появлением Ро-80 отвлек внимание от других новинок. Американские заводы, как обычно, постарались показать здесь всю гамму моделей 1968 года. Тут был и представительный «Линкольн континенталь» и спортивный «Шевроле корветт» с пластмассовым кузовом и 7-литровым двигателем в 435 л. с. А рядом с этими «суперменами», ежегодно меняющими свой наряд, можно было видеть скромный «Ситроен Диана». Эта модель с двухцилиндровым (425 см 3 , 18 л. с.) двигателем призвана заменить неприхотливый и надежный «Ситроен 2CV», выпускаемый уже 19 лет. Подобно своему предшественнику «Диана» отличается малым весом (580 кг), передними ведущими колесами и отдельными крыльями. Интересной особенностью Франкфуртского салона явилось обилие машин с автоматическими и полуавтоматическими трансмиссиями. Теперь они часто встречаются не только на двух- или трехлитровых автомобилях, но и на малолитражках. Не устоял и «Фольксваген», который внедрил «автоматику» как на новейшей модели «1600», так и на «1500» (чего не сделаешь, когда спрос на эту довоенную модель падает!). И конечно, решил не отставать от веяния времени японский завод «Хонда». Он демонстрировал четырехместную малолитражку Н600 с 600-кубовым (два цилиндра, 42 л. с.) мотором и (опять-таки1) полуавтоматической трансмиссией. Надо заметить, что и обычные, механические коробки передач на современных машинах претерпели изменения. Все передачи снабжены синхронизаторами, а первая все чаще используется не только для троганья с места, но ив движении — отсутствие на ней синхронизатора расценивается как анахронизм.ПО ЗАЛАМ АВТОМОБИЛЬНЫХ САЛОНОВСамые неожиданные формыИталия известна своими автомобильными архитекторами и специализирован» ными кузовными фирмами. По их проектам выполнены кузова легковых автомобилей «Остин» и «Триумф», «Глас» и «Пежо», ДАФ и НСУ. Поэтому внимание посетителей Туринского салона прежде всего привлекают неожиданные формы машин. Крупнейшие кузовные фирмы Италии «Виньяле», «Пининфарина», «Гиа», «Загато», «Бертоне» и на последней выставке продемонстрировали новинки. Миниатюрную машину для города, снабженную электрическим двигателем, показала фирма «Гиа», но пока перед нами лишь опытный образец, далекий от того, чтобы соперничать с обычными автомобилями. «Серебряная лиса» — так назвал завод ОСИ свой необычный спортивный автомобиль. Это сухопутный катамаран. Два его «фюзеляжа» соединены компактной перемычкой. Двухместная машина с 1000-кубовым мотором напоминает рекордно-гоночный автомобиль с очень небольшой лобовой площадью. Раз уж речь зашла о спортивной технике, то нельзя не назвать низкий обтекаемый «Феррари Дино 206ГТ». У него двухлитровый V-образный шестицилиндровый двигатель, помещенный сзади и установленный поперек (1). Впервые в Турине был показан шестилитровый гоночный мотор «Абарт» с 12 цилиндрами, расположенными в два ряда под углом 120 градусов. С четырьмя тройными карбюраторами он развивает мощность 610 л. с. при 6700 об/мин. Появление этого двигателя не случайно. В нынешнем году «Абарт», как и «Альфа-Ромео», готовится к дебюту в гонках на первенство мира по формуле 1. Выставки отшумели. Торжественная часть знакомства с новыми моделями закончилась. Заводы приступили к незаметной, может быть, на первый взгляд работе по подготовке серийного выпуска новых машин. Л. ШУГУРОВ, инженер4. Поперечный разрез двигателя «Воксхолл Виктор» с верхним распределительным валом. Его мощность — 83 л. с . при рабочем объеме 1595 смЗ и 104 л. с. при 1975 смЗ. 5. Так выглядит НСУ Ро-80. 6. Двигатель Ро-80. Справа — полуавтоматическая трансмиссия: гидротрансформатор, сцепление с вакуумным выключением и трехступенчатая коробка передач обычного типа. 7. «Катамаран» ОСИ. 8. Спортивный «Феррари Дино 206ГТ» (2000 смЗ. 180 л. с. при 8000 об/мин, вес — 900 кг, скорость — 235 км/час).31