Высокий, с обветренным лицом, он склоняется над своей приземистой машиной. Что-то там «колдует» — прогревает двигатель, вворачивает «боевые свечи». Потом натягивает старый кожаный шлем, кажется, тот же, что и двадцать лет назад. С трудом втискивает свою рослую стокилограммовую фигуру в узкий кузов... В считанные секунды пролетает он пятисотметровый участок дороги... Туда — обратно... Замолкает мотор, судьи объявляют: «Эдуард Лорент установил новый международный рекорд». Харьковский автогонщик Эдуард Осипович Лорент — лидер среди наших рекордсменов. Ему принадлежат многие международные и всесоюзные рекорды. О его жизненном пути, о его достижениях мы уже рассказывали на страницах нашего журнала (1966, № 1). В прошлом году под Харьковом Э. О. Лорент добился высоких результатов на новом рекордном автомобиле собственной конструкции. Эта машина относится к «дрегстерам», с которыми читатели уже знакомы по статье В. Бекмана, опубликованной в журнале (1967, № 8). По существу «Харьков-ЛЗ» — первый советский «дрегстер». Об этой интересной и необычной машине мы и попросили рассказать Эдуарда Осиповича.*Гоночный автомобиль «Харьков-ЛЗ» построен специально для рекордных заездов на короткие дистанции (500 и 1000 метров) со стартом с места. Его конструкция отличается несколькими особенностями. Первая и главная — на задние, ведущие колеса приходится значительная часть (82 процента) веса всего автомобиля. Это для того, чтобы можно было резко взять старт без пробуксовки колес. Двигатель вынесен за задние колеса, место гонщика предельно сдвинуто назад, 20-литровый бензобак и радиатор помещены также сзади. Предельно облегчена носовая часть машины, а база сделана довольно длинной — 2600 мм. * Вторая особенность «Харькова-ЛЗ» — отсутствие передних тормозов. Тормоза же задних колес — гидравлические колодочные с использованием колодок и опорных щитов от «Москвича-407». Третья особенность новой машины — открытые колеса и узкий одноместный кузов. При рекордных заездах на короткие дистанции с места автомобиль лишь в самом конце достигает тех скоростей, при которых начинает сказываться хорошая обтекаемость машины. Гораздо важнее в этом случае, сэкономив в весе, выиграть в приемистости. Так что легкий кузов, колеса, отлитые из магниевого сплава, даже упрощенная передняя подвеска, отсутствие аккумулятора и стартера — все помогает «сбросить вес». Сейчас заправленный «Харьков-ЛЗ» весит 240 кг. И, наконец, четвертая, несколько необычная особенность машины — зависимая подвеска передних колес. У нее очень легкая трубчатая передняя ось иузкая колея (1090 мм). Поскольку на передние колеса приходится только 44 кг общего веса автомобиля, нет никакого смысла применять независимую подвеску. А вот задняя подвеска — независимая, на поперечных трубчатых рычагах. Ее колея предельно узка (885 мм), она позволяет разместить (по ширине) только главную передачу и короткие рычаги подвески. Передняя и задняя подвески снабжены довольно жесткими пружинами, так как рекордные заезды проводятся на дороге с хорошим ровным покрытием. Амортизаторы — телескопические. Шины размером 4,00—12. На автомобиле могут быть установлены двигатели четырех разновидностей (250, 350, 500 и 750 см 3 ), имеющие между собой много общего. Все они — двухцилиндровые с двумя верхними кулачковыми валиками, приводимыми во вращение посредством набора цилиндрических шестерен. Степень сжатия — 6. Карбюратор — безжиклерный, прямоточный со смесительной камерой диаметром 27 мм. Камера сгорания — полусферическая. Коленчатый вал составной, на роликоподшипниках. Зажигание от магнето. Форсировка двигателя потребовала применения свечей с калильным числом 450 и метанола в качестве топлива. Горючая смесь подается в цилиндры нагнетателем коловратного типа. Все двигатели имеют водяное охлаждение и циркуляционную смазку с сухим картером. Емкость системы смазки — 10 литров. Характеристики двигателей приведены ниже. На новой машине использована коробка передач серийного «Запорожца». Р ама сварена из труб диаметром 35 мм с толщиной стенки 1,5 мм. Рекордный автомобиль построен мастерскими Харьковского автомотоклуба «Трудовых резервов» в 1965 году. Весной 1967 года после некоторых переделок мне удалось установить на этой машине первые всесоюзные рекорды на 500 метров с места. Оказалось, что результаты очень близко подходят к высшим международным достижениям в классах автомобилей 500 и 750 см 3 . Главное сейчас — подыскать хорошую трассу для рекордных заездов и зарегистрировать ее в ФИА. Вот тогда, я думаю, мы сможем начать наступление на международные рекорды. Новый автомобиль открывает большие возможности. Надеюсь, что на нем удастся установить высшие достижения на дистанциях 500 и 1000 метров со стартом с места во всех четырех классах автомобилей. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА гоночных двигателей серии «Харьков-Л» 245 489 Рабочий объем, см 3 345 Размеры цилиндра, мм 55,9X50 59,8X60 67,7X68 Мощность, л. с. 50 70 100 Число оборотов в мин. 0 000 10 000 8000 Производительность нагнетателя за оборот, см 3 1100 420 730Эдуард Осипович Лорент.НОВЫЙ РЕКОРДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ«Харьков-ЛЗ» — первый советский «дрегстер».556 72,3X68 120 8000 110026