НАРУШЕНИЕ ТРАДИЦИИЗа всю историю чемпионатов СССР по мотогонкам на льду в классе машин 3 500 см еще не было случая, чтобы на пьедестал почета не поднимались прославленные уфимские гонщики. К этому привыкли. Это стало своего рода традицией. И не случайно как гром среди ясного неба были восприняты результаты первенства этого года, когда не только среди тройки призеров, но даже в первой шестерке не оказалось ни одного уфимца. Правда, на итогах чемпионата сказалось отсутствие Г. Кадырова и Ю. Дудорина, «отозванных» в Инцель (ФРГ) для участия в полуфинале чемпионата мира. Но оставались Б. Самородов, Ю. Чекранов, Ф . Шайнуров, оставались их товарищи из Башкирии. Героем чемпионата стал мастер спорга международного класса из подмосковного города Луховицы комсомолец Владимир Цибров. Выиграв в первый день все заезды, он затем с математической точностью рассчитал свой путь к высшей награде и впервые на ледяной дорожке добыл золотую медаль чемпиона страны. Две других ступеньки пьедестала почета заняли ленинградец Юрий Ламбоцкий и новосибирец Юрий Дубинин — оба они в прошлом году «ходили» в юниорах. В первую пятерку вошли еще два дебютанта чемпионата — ленинградец Владимир Смирнов и москвич Александр Кучеренко. Их успех радует, он не случаен. Так почему же все-таки сдали ветераны? Здесь разговор особый, потому что их тяжелое поражение нельзя рассматривать как естественную передачу эстафеты мастеров молодой смене. У Самородова иу Чекранова есть еще неизрасходованный «порох в пороховницах». Полуфинальная гонка в Москве еще не давала фаворитам никакого повода для тревоги. На мягком льду стадиона «Динамо» Самородов занял первое место. Но, стартовав в Новосибирске, уфимский гонщик в первый же день финала потерпел поражение от В. Циброва и малоизвестного ленинградского спортсмена И. Андреева. Этот «незапланированный» проигрыш сразу же вывел десятикратного чемпиона из равновесия. Первый день соревнований он закончил лишь четвертым, проиграв лидеру, Циброву, четыре очка. А на следующий день у Самородова в отличном стиле выиграл молодой Ю. Ламбоцкий. Снова у уфимца появилась нервозность и неуверенность. В десятом заезде, пытаясь на большой скорости обойти В. Леонова, Самородов упал и после этого вообще не вышел на ледяную дорожку, хотя вполне мог продолжать борьбу. В итоге — только седьмое место. Подобная история произошла ис эксчемпионом страны уфимцем Ю. Чекрановым. За нарушение правил соревнований его результат в первом заезде был аннулирован. Потеря трех очков на старте чемпионата, казалось, не должна была деморализовать опытного спортсмена. Тем не менее случилось именно так — он прекратил борьбу. Все это говорит о том, что наших лучших гонщиков порой подводит не недостаток мастерства, а волевая, моральная подготовка. И последнее. Огромный успех полуфинальных соревнований в Москве, Новосибирске и Стерлитамаке, бурный рост молодых сил заставляет задуматься над тем, насколько правильна система организации чемпионата в пятисоткубовом классе. Не целесообразнее ли начать первенство страны в будущем году с четвертьфиналов, чтобы провести через горнило серьезных испытаний как можно больше молодых перспективных спортсменов.Смочик и Швендровский, Капала и Полукард, Ворына и Выгленда. Фамилии этих польских гаревиков хорошо знакомы спортивному миру. Они не раз преподносили сюрпризы на чемпионатах мира ив минувшее двадцатилетие представляли грозную силу в международных соревнованиях. Хорошо известны и успехи нашего раллиста Собеслава Засады — еще свежи в памяти его последние победы на чемпионате Европы ив Аргентине. Да, автомотоспорт народной Польши может гордиться своими сегодняшними достижениями. История же его зарождения уходит в далекое прошлое, когда только лишь начали появляться в Европе первые автомобили и мотоциклы.ШШШШШШИКШШШШШШЙШШМОЛОДОСТЬ В ШЕСТЬДЕСЯТПольские спортсмены стартовали в различных соревнованиях как у себя дома, так и за рубежом еще до 1907 года. Но первые объединения автомотоспортсменов возникли в нашей стране именно шестьдесят лет назад. Одним из них было Товарищество автомобилистов в Варшаве, другим — секция мотоциклистов существовавшего уже многие годы Варшавского товарищества велосипедистов. Много лет автомобильный и мотоциклетный спорт шли обособленными дорогами. Слились они в одну организацию — Польский моторный союз — лишь в 1950 году. До второй мировой войны наш автомотоспорт не Мог похвастаться успехами. Промышленность была отсталой, моторный транспорт развивался медленно. В этих условиях автомобильный спорт был доступен лишь представителям обеспеченных слоев общества. Чемпион СССР 1968 года по мотогонкам на льду В. Цибров. Финальные же соревнования следует проводить либо на нейтральной дорожке (к примеру, в Лужниках, где и столичные спортсмены не выступают в течение всего сезона), либо на двух-трех разных стадионах в несколько этапов. Это позволит избежать случайностей в распределении мест и соблюсти высший в любом виде спорта принцип — создание равных условий для всех соискателей медалей. Ю. ПОДВАЛЬНЫЙ, судья всесоюзной категории, Б. ЛОГИНОВ г. Новосибирск Правда, те времена уже отмечены первыми достижениями — А. Мазурек выиграл два международных ралли. Но по-прежнему выступать в больших соревнованиях, иметь гоночный автомобиль было по карману лишь таким богатым людям, как граф Потоцкий. Иначе обстояло дело с мотоциклами. Их было легче купить, они даже строились отечественными заводами («Сокол», СХЛ), и круг мотоспортсменов поэтому был шире. Но коренной перелом произошел лишь после разгрома гитлеровских захватчиков. Еще дымились руины польских городов, когда стали возрождаться к жизни спортивные организации. В них приходили оставшиеся в живых деятели автомотоспорта. Прежде всего доставали и "ремонтировали уцелевшую технику, часто в дело шли и машины, брошенные отступавшими гитлеровцами. Первые соревнования как автомобильные, так и мотоциклетные были свидетельством необыкновенной технической смекалки спортсменов, которые"ОДА ИТОГИ ЧЕМПИОНАТА СССР 1968 ГОДА ПО МОТОГОНКАМ НА ЛЬДУ500 см1: 1. В. Ц ибров (Московская область); . 2 . Ю. Л амбоцкий (Ленинград); 3. К). Д убинин (Новосибирск). 350 см : 1. Н. Ч ернов (Уфа); 2. В. П рисяжнюк (Кемерово); 3. Г. Л ук ин (Саранск).1175 см3: 1. В. С винк о: 2. В. Л оги ­ н ов (оба — Красноярск); 3. И. А нт он ов (Курск). 125 см3: 1. В. Ч упин (Каменск-Уральский): 2. А. К оваленко (Благовещенск); 3. Ю. М аксимов (КаменскУральский).27