Новости, события, фактыМЕЛИТОПОЛЬСКИЙ СОРОКАСИЛЬНЫЙВ этом году Мелитопольский моторный завод наряду с двигателем МеМЗ-966А начнет выпускать новый мотор для автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-966. Это тоже V-образный, верхнеклапанный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, но рабочий объем его возрос с 0,877 л до 1,2 л. Мощность — 40 л. с , значительно увеличен моторесурс. С новым мотором сблокированы новая коробка передач и новое усиленное сцепление.С ледующими нововведениями, к оторые готовят конструкторы , станут коробкапередачсзаднимходом , а затеми новая экипажная часть сболееудобными для эксплуатации формами . На заводе продолжаются работы над мотоциклом высокой проходимости. В Ирбите готовится очередная модернизация базовой модели — мотоцикл «Урал-3» с двигателем, рассчитанным на более длительную службу . Это достигнуто применением новых подшипников качения коленчатого вала и очисткой масла при помощи сменных фильтров «автомобильного» типа. Э кипажная часть киевских и ирбитских мотоциклов почти полностью унифицирована по узлам. Теперь предстоит решать эту проблемувотношении двигателей. Следует упомянуть отом , что Ирбитский завод подготовил специальный мото ­ цикл смощным тысячекубовым двигателем для милиции. М отоцикл способен развивать скорость до 150 км/час.Работать на перспективуП роблема новой техники — одна из главных для каждогомотозаводаипромыш ­ ленности вцелом . Потребитель предъявляет сейчас требования к качеству машины, м ожно сказать, на порядок выше, ч емраньше . О н хочет, чтобы высокая скорость сочеталась с плавностью хода ихорошей проходимостью, чтобы мотоцикл служил надежно , долго и был в то жевремя красив, и зящен . С реди многих первоочередныхконструкторскихи технологических задач следует прежде всего выделить долговечность. Повысить долговечность, то есть способность мотоцикладольше работать без ремонтаизаменыважнейших деталей и узлов, — это равносильно дополнительному выпуску машин . Сейчас значительные мощности наших предприятий заняты изготовлением запасных частей. Только за последние два года выпуск их вденежномвыражении поднялся с 12 до 20 миллионов рублей. К концу пятилетки производство запчастей ктяжелыммотоциклам удвоится. Н одаже это не удовлетворит полностью запросы торговли и ремонтных организаций . Где же выход? Нельзя ведь до бесконечности увеличивать выпуск запчастей. О чевидно , выход — в повышении долговечности спомощью новых конструктивных решений , п ередовой технологии. О бращусь опять-таки кпримеру . С амаядефицитная запчасть для ирбитских и киевских машин — это коленчатый вал. П рименение на « Д непре » литого вала из чугуна, м одифицированногомагнием , взамен разъемного снимает с повестки этот вопрос. То жеможно сказать ио сменных фильтрах на ирбитских мотоциклах, и о новых фильтрующих элементах на киевских. В ближайшеевремя предстоит решить иряд других технических проблем — по созданию масел со специальными присадками для мотоциклетных двигателей, р аз ­ р аботке эффективных глушителей шума (видимо, п отребуется вводить дополнительно глушители шума всасывания), а также по улучшениюоформления мотоциклов. П ри этом вовсе не нужно следовать западной моде , а исходя из наших условий эксплуатации и запросов покупателей добиваться изящества в изготовлении, отд елке . И с технической и, если хотите, с эстетической точки зрения продукция наших заводов должна быть безупречной . О днако здесь многое зависит не только от мотоциклостроителей . Чтобы машины удовлетворяли самогопридирчи ­ вого потребителя, н ужен вклад многих отраслей промышленности . Н ам , н апример , к райненеобходимы стойкие лакокрасочные материалы сширокойгаммой цветовых оттенков, красивые и прочные заменителикожиимногоедругое . В современных условиях технический прогресс отрасли невозможенбез основательной научно-экспериментальной базы. В этой связи хотелось бы сказать омоло ­ д омВсесоюзном научно-исследовательском институте мотоциклетнойпромышлен ­ н ости — В НИИМотопроме , который создан недавно на базе бывшего ЦКЭБмото циклостроения. В ближайшие годы вСерпухове будут возведены новый инженерныйкорпуси лабораторно-испытательная станция. И ными словами, б удет создан полноценный научный центр, который направит свои усилия на повышение общего технического уровня мотоциклостроениявСССР , возьмется за перспективные научные пробле ­ мы и исследования..Опытное производство наряду сэкспериментальнымидорож ­ ными машинами будет выпускать и так называемые уникальные гоночные мото ­ циклы для международных соревнований. М ы исходим из того, что мотоспорт дает очень много для развития техники. М отоциклетные соревнования можно сравнить согромным испытательным мото ­ д ромом , где опробуютсяи получают путевку в жизнь новые узлы, детали и целые машины. Вот почему на всех заводах Главмотовелопрома будут уделять серьезное внимание спортивному мотоциклостроению , мотоспорту, и прежде всего много ­ дневным соревнованиям, к оторые дают наилучшую пищу для анализа и улучшения конструкций дорожных мотоциклов. Потребуется еще известное время , чтобы пустить запроектированные по реконструкции заводов цехи малых серийи наладить изготовление машинв количестве, у довлетворяющемнуждыДОСААФ . Н оуже сейчас закладываются новые спортивные модели : для кольцевых гонок ( г руппа Б) в классах 50 см3и 125 см3 на РижскомиМинском заводах, для многодневных соревнований — в Риге, Львове, М инске , для кроссов и кольцевых гонок — на Киевс комиИрбитском заводах. М ногие из этих машин появятся на спортивных трассах ужевнынешнем сезоне. В минувшемюбилейном году советские мотоциклостроителихорошопотруди ­ лись. П родукция наших заводов отмечена золотыми (Киевский, Р ижский ) и сере ­ бряными (Ирбитский и Львовский) м едалямиВДНХидипломами первой и второй степеней. Киевский мотоциклетный завод среди других лучших предприятий страны награжден юбилейным знаменемЦККПСС , П резидиума Верховного Совета СССР , Совета Министров СССР иВЦСПС . Сейчас мотоциклостроители готовятся достойно ознаменовать столетие со дня рождения В. И. Ленина. О ни обязались досрочно выполнить пятилетний план и выпустить дополнительно тысячи мотоциклов имопедов .«ЭСТОНИЯ-15» И ДРУГИЕТаллинский авторемонтный завод № 1 известен в нашей стране как основной поставщик гоночных автомобилей в клубы и спортивные организации. В начале этого года завод отправил десять гоночных автомобилей формулы 4. Эти машины модели «Эстония-15» снабжены форсированными двухцилиндровыми мотоциклетными двигателями Ижевского завода. Все десять автомобилей приобрел автомотоклуб города Донецка. Планируется построить до конца года еще 25 таких машин . Кроме того, намечается изготовить такое же количество гоночных автомобилей «Эстония-9» и 200 картов модели К-5.РЕГУЛЯТОР РАЗРЕЖЕНИЯНаучно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) совместно с автомобильным заводом имени Лихачева завершил работы над новым устройством — регулятором разрежения. Его назначение — уменьшить выброс в атмосферу вредных веществ, содержащихся в отработавших газах автомобильных карбюраторных двигателей.Наибольший эффект регулятор дает в условиях городского движения, при частом торможении автомобиля двигателем и последующем разгоне, когда содержание вредных веществ в отработавш их газах повышается. Кроме того, устройство уменьшает дымность газов и расход масла; заметно улучшается и топливная экономичность. Регулятор разрежения устанавливается на впускной трубе двигателя. Конструктивно он несложен, имеет небольшие габариты и весит около 750 г. Со временем регулятор появится на отечественных автомобилях. На новое устройство получены патенты в США и странах Европы.НОВЫЙ АДРЕС МУЗЕЯНа страницах журнала (1968, № 2) у же сообщалось об открывшемся в Москве музее автомобильного транспорта. Недавно он расстался с временным местом жительства и переехал в новое, более вместительное помещение. Началось «заселение» этой площади экспонатами. Новый адрес музея — Москва, Каланчевская ул., д. 45. ДЛЯ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙАвтобус ЛАЗ-698.Львовский автобусный завод — предприятие относительно молодое. Он вошел в строи после воины. Налаживая производство, львовские автобусостроителн решили разработать свою конструкцию машины, а не заимствовать ее, к ак это часто бьшает у более опытных коллег. •"*<.,w шш « т , ло ой „ . М оД , к онструкторский коллектив успешно справился с нелегкой задачей а ,ПУСК автобусов ?тр!не. Э т ^ б ьтиЛАз - 6 95Б ' которые вскоре стали известны по всей С годами машина конструктивно совершенствовалась, модернизировалась улучшалась технология производства, а когда появился более мощный двигатель, изменили индекс на ЛАЗ-695Е. " "•"•"" В технических условиях автобус именовался городским, практически же он был универсальным и использовался (с измененным внутренним оборудованием) на междугородных линиях ив качестве туристского. Однако вопрос о специализации не снимался с повестки дня. Надо было создать машину для растущих с каждым годом внутригородских нужд, иными словами — городской автобус. И вот совсем недавно такой автобус появился: ЛАЗ-698. Чем же он отличается от своих старших братьев? Современная тенденция в конструировании требует, чтобы городской автобус был вместительным. А таккак он перевозит пассажиров на сравнительно небольшое расстояние, то можно уменьшить число мест для сидения, увеличив общую вместимость. Именно этим путем пошли львовские конструкторы, когда разрабатывали планировку салона нового автобуса. Удалось получить широкий проход между рядами кресел, двухместных — с одной стороны и одноместных — с другой. Автобус ЛАЗ-698 оказался вместительнее на 15 человек, чем его предшественник* А это повысило требования ик мощности двигателя ик прочности кузова. На автобусе устанавливается двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с. Цельнометаллический с несущим основанием из труб кузов стал уже традиционным для Львовских машин. Такое решение дает возможность усилить каркас ив то же время позволяет быстро менять конструкцию основания. У нового львовского автобуса не рычажная, а пневматическая подвеска. Основные детали ее — направляющие рычаги и баллоны со сжатым воздухом, играющие роль упругих элементов. Такая подвеска дает много преимуществ. Главные из них — плавность хода и возможность независимо от нагрузки автобуса сохранять неизменным расстояние от пола до земли. К ак передняя (независимая), т аки задняя (зависимая) подвески снабжены гидравлическими амортизаторами телескопического типа одностороннего действия. На новом автобусе — автоматическая гидромеханическая коробка передач. Конструкцию ее разработали совместно НАМИи Головное союзное конструкторское бюро (ГСКБ) автобусов во Львове. Она состоит из гидротрансформатора и механического трехвального редуктора, выполненного по схеме с неподвижными осями. У редуктора две ступени переднего хода (понижающая и прямая) и задний ход. Гидротрансформатор — одноступенчатый, с максимальным коэффициентом трансформации 3,2. Применение такой коробки облегчило работу водителя, повысило плавность хода машины, увеличило надежность и долговечность двигателя. Благодаря автоматическому переключению отпала необходимость в сцеплении — педаль сцепления заменил маленький рычажок на руле. Очень помогает водителю и гидроусилитель руля. Гидронасос установлен в мотоотсеке. Он все время подает жидкость. На прямом участке дороги она проходит через специальные клапаны, минуя гидроусилитель, в момент поворота рулевого колеса жидкость попадает вту или иную полость усилителя и создает необходимое усилие для поворота. Служебный тормоз — колодочный, на все колеса, с пневматическим приводом. Двухсекционный тормозной кран обеспечивает раздельное торможение передних и задних колес. Стояночный тормоз — трансмиссионный, колодочного типа. На ЛАЗ-698 установлен задний мост, спроектированный по договору с автомобилестроителями народной Венгрии. Его применение позволило несколько понизить пол. Этот двухступенчатый задний мост имеет спиральную коническую пару и колесные редукторы, конический дифференциал с четырьмя сателлитами, полностью разгруженные полуоси. На машине установлены бездисковые колеса с бортовыми и замочными кольцами. Специальные шины низкого давления рассчитаны на большую нагрузку, размер их 280 ~ 2 0 Четырёхстворчатые двери открываются при помощи электропневматического привода. Работой пневматических цилиндров управляют электромагнитные клапаны. Обрадует пассажиров отделка салона из слоистого пластика и хлорвинила. Новые химические материалы использованы и для покрытия полумягких сидении. Большие окна обеспечивают хороший обзор. От летнего зноя пассажиров будет защищать комбинированная система вентиляции. В передней части машины, над лобовым стеклом — два воздухозаборника; на крыше — четыре люка; у боковых окон — форточки — естественная вентиляция. Кроме того, принудительно подают воздух в салон осевые вентиляторы, установленные между люками. Система отопления включает калориферную установку, использующую тепло двигателя. Воздух продувается сквозь водяной радиатор и направляется по каналам вдоль всего салона ик окнам. Но есть еще и независимый отопитель. Он установлен в передней части автобуса под полом. Тепло, создаваемое им, в основном предназначено для обдува ветрового стекла. Новый советский городской автобус в недалеком будущем появится на наших улицах. 4 К. АТОЯН, главный инженер Головного союзного г. Львов конструкторского бюро автобусов 2. «За рулем» № 4 <I Д ,Планироика салона.