За сравнительно короткое время почти все узлы и детали автомобиля претерпели изменения. Одни конструкции отживали, другие пробивали себе дорогу. И лишь рулевое колесо оставалось почти в своем первозданном виде. Но вот недавно этот «изъян» решили ликвидировать. Дело, конечно, не в том, что изобретателям просто захотелось вместо неизменного руля чего-то новенького. Все значительно сложнее. Известно, что колонка руля и ступица представляют для водителя главную опасность во время лобового удара. Статистические данные, приводимые в печати, показывают, что большая часть смертельных случаев при столкновении автомобилей связана именно с этими деталями. М ожно , конечно, пойти путем, предложенным итальянской фирмой «Пининфарина». Она на^ своем экспериментальном автомобиле «Сигма» заменила рулевую колонку трубой из гофрированной резины, которая при сильном ударе складывается в гармошку*. Но сторонники безрулевого управления утверждают, что без рулевого колеса облегчается управление автомобилем и, следовательно, водитель меньше устает, а в будущем такая машина облегчит переход к «электронной улице», когда водителю не придется непосредственно управлять автомобилем. Имеется уже несколько конструктивных решений, о которых сообщает швейцарский еженедельник «Автомобиль ревю». Система изобретателя Матеу Ваканте называется в переводе на русский язык «управление без рулевой колонки». Ваканте предлагает заменить рулевое колесо двумя штурвалами, расположенными слева и справа от сиденья водителя. Чтобы повернуть налево, водителю надо вращать правый штурвал вперед или левый назад (связь между штурвалами такова, что они вращаются в противоположных направлениях). Изменение направления в этой системе (рис. 1) передается червячным винтом и гибким валом, соединенным с сервомеханизмом 3и 4, который через системы рычагов 5 поворачивает колеса. Конструкция позволяет делать самые крутые повороты. При этом менять положение рук на штурвале нет нужды. Обычно для управления автомобилем, оборудованным такой системой, пользуются одной рукой. Д ругое устройство предложили конструкторы фирмы «Форд». На дорогах США появилось несколько опытных образцов автомобилей, оснащенных системой «Врист твист» («легкий поворот кисти»). В ней рулевое колесо уступило место двум круглым, похожим на браслет, ручкам. Они соединены стержнем, который находится перед водителем. На первый взгляд кажется, что рулевая колонка исчезла. На самом же деле она примыкает к передней стенке под панелью приборов, начинаясь от соединительного стержня. Большое углубление между обеими круглыми ручками помогает избежать тяжелых увечий при авариях. Для изменения направления движения служит сложная конструкция (рис. 2). Через цепную передачу 2, муфту 1 рулевой колонки движение передается на сервомеханизм 3, который поворачивает колеса. Управлять машиной легко. Еще одна система управления без рулевого колеса предложена фирмой «Дженерал моторе». Называется она «Униконтроль». Здесь нет ни колеса, ни колонки, ни педалей тормоза и «газа». Все три функции — подача газа, управление и торможение — осуществляются перемещением тяжелой ручки, укрепленной на коротком рычаге перед приборным щитком. Двигая ручку вперед, увеличивают подачу газа и скорость, в стороны — поворачивают автомобиль, назад — тормозят. Поворот ручки на 20 градусов вправо или влево — и автоматически переключается передача на задний ход. Все движения ручки преобразуются в электрические импульсы, которые приводят в движение электрогидравлический сервомеханизм. Эту систему предполагают использовать на будущих газотурбинных грузовиках «Бизон». Трудно пока сказать, победят ли эти новые системы консервативное, но надежное и привычное рулевое колесо. Пока же ни одна из них не выпускается серийно. В. МИРОШНИКОВР ис . 1. Система Матеу Ваканте: 1ч ервячная передача; 2 — гибкий вал; 3 — рулевой механизм; 4 — насос усилителя; 5 — рулевой привод.АВТОМОБИЛЬ БЕЗ РУЛЯ* См. «За рулем», 1964. № 8.Г " ^1аПоиски, идеи,1 'Р ис 2. Конструкция «Врист твист»: 1 — муфта рулевой колонки; 2 — цепная передача; 3 — с ервомеханизм .21