ПУТИЛОВЦЫ-ИЛЬИЧУВ Горках-Ленинских под крышей вместительного гаража дремлет грузный старинный автомобиль. Под его передними колесами — лыжи, вместо задних — широкие резиновые гусеницы. Он хорошо известен многим. Зная, как трудно зимой добираться в Горки на автомобиле, путиловские рабочие сделали Ильичу подарок. Была выбрана одна из самых надежных и выносливых машин тех лет — «Ролльс-Ройс» модели «Онльвер-Гоуст». Ее снабдили гусеницами — «кегрессами», как их тогда называли. Теперь машине были не страшны обледенелая дорога, сугробы, а Горки получили надежное средство сообщения со столицей. Незадолго до начала первой мировой войны А. Кегресс, невысокий черноволосый француз, покинул родину и принял русское подданство. Предприимчивый и энергичный, он сначала работал на Русско-Балтийском заводе в Риге, а потом устроился в царский гараж в Петербурге. Он искал «тихий уголок», где мог бы беспрепятственно работать над своим изобретением — гусеничным автомобильным движителем для бездорожья. К 1912 году он уже переоборудовал на гусеничный ход небольшой автомобиль «Мерседес». А потом обратился на Русско-Балтийский завод, который тогда уже отказался от бесплодных экспериментов с автосанями Сикорского и ухватился за идею Кегресса. В 1914 году там была собрана партия машин модели «С» на гусеницах. В это же время на заводе работал мастер-самородок Пороховшнков, изобретатель гусеничного танка. Его опыт пригодился при постройке автосаней. С началом войны производство «кегрессов» перевели на Путиловский завод. Там прапорщик-француз нашел себе талантливого помощника в лице механика Елизарова. Он был революционером, но Кегресса это не смущало. Ему были чужды монархические взгляды, а к одаренным людям он был неравнодушен. На Путиловском заводе переоборудовались на гусеничный ход «остины» и «паккарды». Почтя две сотни таких автомобилей прекрасно зарекомендовали себя на фронте, работая как санитарные и связные машины. Когда грянула революция, Кегресс вернулся домой, где продолжал работать над своим изобретением на заводе «Ситроен». Алексей же Елизаров, сын рабочего, трудился над боевыми машинами — осенью 1919 года путиловцы получили срочный заказ на партию бронированных «кегрессов» для Красной Армии. В. И. Ленин придавал большое значение этим автомобилям, интересовался их производством. В своем письме в Петроград от 15 декабря 1919 года он запрашивал: «Нельзя ли заказать спешно 2 саней (автосаней кегресс) тяжелых и2 легких для Южфронта? СПЕШНО. Ответьте». Во втором письме, от 23 декабря того же года, Владимир Ильич беспокоился: «Почему нет больше кегрессов? Лент, (говорят, больше 100?». Резиновые гусеничные ленты делал завод «Треугольник». Но с каждым днем работать становилось труднее, белогвардейцы рвались в красный Петроград, не хватало людей, сырья. Прекратилось дело и на Путиловском заводе. Его рабочие с оружием в руках защищали родной город. Но 15 ноября 1921 года завод вернулся к жизни. И одним из первых заказов, выполненных им, явилась работа над автосанями для Ильича. Машина была сделана безупречно. Но сегодня, рассматривая в Горках-Ленинских ее диковинные гусеницы из прорезиненной ткани, внушительные катки, невольно задумываешься над тем, какая огромная дистанция отделяет продукцию нынешнего Кировского завода — 200-сильные колесные тракторы К-700—от этих вот автосаней на «кегрессах». В. БЕЛЯЕВНА ВОСТОК ОТ УРАЛАКаждая новостройка радует. Хороший подарок получили автомобилисты, ж и ­ тели Западной Сибири. Вступила в строй еще одна дорога республиканского значения, иоторая связала Свердловск с Тюменью. Широкая лента асфальтобетона, улож енная на земляном основании, начинается на окраине Свердловска и устремляется на восток по склону ЮжноУральского хребта и дальше по ЗападноСибирской низменности. На всем своем протяжении она идет параллельно же ­ лезной дороге Свердловсн — Тюмень, четырежды пересенает ее и всюду — в разных уровнях. Новое шоссе пролегает по слабо всхолмленной равнине, через перелески, живописные березовые рощи, задумчивые рени. Чтобы дорога всегда была в порядке, вдоль трассы расположились несколько дорожно-ремонтных пунктов. Для удобства автопутешественннков построены павильоны, а в Богдановиче и Камышлове их ждут АЗС. По новой дороге могут мчаться со скоростью 100 км/час автомобили любой грузоподъемности. Длина ее — 324 ки ­ лометра. Насколько важна эта дорога для народного хозяйства, можно судить по тому, что уже сейчас по ней проходят тысячи машин всуткии интенсивность движения все время растет. А. К АРДАШ , главный инженер областного дорожного управления г. СвердловскВ ПОВЕСТКЕ ДНЯ — ХОЗРАСЧЕТПленум Совета Центрального клуба автомототуристов ЦС по туризму ВЦСПС был посвящен хозрасчетной деятельности областных и республиканских клубов и секций автомототуристов. Съехавшиеся из разных городов страны делегаты многотысячной армии «моторизованных ту ­ ристов» обсуждали хозяйственные вопросы, с цифрами в руках прикидывали, нан создание предприятий туристского сервиса, требующее на первых порах определенных затрат, сможет не только окупиться, но и давать доходы на содержание клубов. Интересными были сообщения председателя правления клуба автомототуристов «Тихий Дон» (пос. Нововоронежский) Е. Малюнова и члена правления Центрального клуба А. Остапца. Они рассказали об организации простейших станций техобслуживания, пунктов проката туристского инвентаря, платных стоянок автомобилей и мотоциклов. С большим вниманием собравшиеся выслушали выступления начальника Госавтоинспенцин СССР В. Лукьянова, доктора технических наук Д. Великанова. На пленуме большой группе автомототуристов, участников заочных соревнований «Дорогами подвигов и славы», были вручены призы, памятные подарки, дипломы и вымпелы журнала «За рулем».ЧЕМПИОНОМ СТАЛ ЛЕНИНГРАДЕЦТретье зимнее первенство СССР по картингу состоялось в Ленинграде. Золотую медаль чемпиона на этот раз выиграл 24-летний студент Ленинградского инженерно-строительного института Александр Заградин. Он сумел опередить опытных курских гонщиков Михаила Тодорова и прошлогоднего чемпиона Владимира Трубникова, которые заняли второе и третье места.