ШГ11.У опытных водителей уже выработались определенные навыки, которые они автоматически пускают в ход, видя впереди какую-то преграду. Но, как говорится, «не боги горшки обжигают». Постичь приемы прохождения трудных мест может каждый молодой мотолюбитель. Важно знать, с чего начать.Г Советуясь \ с читателями ,ВОИНЫ О ЖУРНАЛЕЮноши, готовящиеся к службе в армии, воины-автомобилисты — основные читатели нашего журнала. Им отданы многие его страницы, военная тема присутствует в каждом номере. И. конечно же, редакции важно знать, какого мнения о публикуемых материалах те. д ля кого эти материалы предназначаются. Именно такой разговор и состоялся недавно вРязанском высшем военном автомобильном училище. Было отмечено, что неурнал в последнее время стал больше внимания удел ять пропаганде героических традиций Советских Вооруженных Сил, ш ире пок азывать на своих страницах военную технику. Такие материалы, по мнению преподавателей автомобильного училища, оказывают им хорошую помощь в работе. Военные автомобилисты с похвалой отозвались иотаких разделах, к ак «Клуб «Автолюбитель». «Советы бывалых», «Смотри в оба!», а такжео художественном оформлении. Вместе с тем участники этой своеобр азной читательской конференции отметили, что журнал не всегда еще правильно определяет удельный вес статей на ту или иную тему, мало печатает материалов, пробуждающих любовь к профессии водителя, р аскрывающих романтические стороны его труда. Статьи о новинках автомобильной техники часто ограничиваются лишь описанием констр укций , в то времякакнужны также советы по вождению и обслуживанию новых машин. Выли внесены конкретные предложения по улучшению содержания журнала. Вот как они сформулированы . Подполковник И. П. Кириллов. Подвиги воинов-автомобилистов в годы Великой Отечественной войны еше не нашли своего летописца. Им может стать журнал «За рулем». Надо рассказать молодым о всех водителях Героях Советского Союза. Майор К. М. Барматеннов. Побольше советов по эксплуатации автомобилей разных марок. Всем были бы интересныи статьи о свойствах и применении автот ракторныхэксплуатационных материалов — бензинов, масел и т. д. Побольше самой разнообразной технической информации о том. что делается в автомобильном мире. Майор П. Д. Никифоров. Молодежь интересуется техническим оснащением современной армии. Надо чащерассказы вать о массовых армейских автомобилях, знакомить будущих солдат с той техникой, на которой им придется работать, служа в войсках. подполковник И. И. Кириллов. В «Советах бывалых» я предложил бы больше внимания уделять приемам определенияразличных неисправностей в автомобиле и способам их устранения. Хотелось бы прочитать на страницахжурналаи об стоятельные рекомендации по обслужи ванню таких новинок в автостроении. к ак электронные системы и приборы. Все высказанные воинами-автомобили стами замечанияипожелания будут уч тены редакцией в работе над последующими номерами журнала.ряйтесь, выверните руль влево, туда же наклоните мотоцикл, чуть-чуть выжните сцепление и тихонечко, задним ходом, сведите его до поперечного положения. А уж здесь нужно думать о спуске. Спускаясь с крутизны, установите нужную передачу и не выжимайте сцепления. Притормаживайте задним тормозом. Старайтесь не останавливаться, иначе машина начнет «юзить», и не избежать падения. Работающий двигатель не допустит остановки колес. Для большей устойчивости отклонитесь назад. В самом неприятном случае, когда почувствуете, что начинаете падать, толкните мотоцикл в сторону. ВБРОД Путешествующим в центральной полосе или в Сибири довольно часто придется преодолевать небольшие речки вброд. При этом нужно быть предельно осторожным, иначе есть вероятность надолго застрять из-за двигателя, залитого водой. Если есть опасения, что глубина значительна, то лучше не полениться in промерить дно пешком, чтобы найти наиболее мелкий участок. Можно перевести машину руками, предварительно укутав карбюратор и свечу тряпками. Ну, а уж коль решились остаться в седле, то двигайтесь на малой скорости, но с большими оборотами двигателя в пробуксовкой сцепления. На длинном броде с середины несколько увеличивайте скорость, иначе отхлынувшая от берега волна догонит и может валить мотоцикл. Во время движения ноги по возможности поднимите выше. Во-первых, они останутся сухими. Во-вторых, меньше вероятности, что образуемые ударяющейся о ноги водой брызги зальют двигатель. Ну и конечно, не нужно забывать о том, что переключать передачи в воде нельзя. Бывает, что двигатель все же глохнет в воде. Не следует теряться в этом случае. Закончите переправу, ведя машину в руках. Затем, поставив ее так, чтобы было удобнее, вылейте воду из глушителей, из поплавковой камеры карбюратора (если она попала и туда), проверьте работу системы зажигания и можете продолжать путь. Не забудьте после «водной процедуры» несколько раз тормознуть. Вода, попавшая па колодки, быстро испарится, и скорее восстановится прежняя эффективность тормозов. Заболоченные места проходите на низших передачах и большом газу, старайтесь придерживаться травянистых участков. В очень трудных местах нарубите веток и выстелите ими дорожку. ЛЕСНОЙ ТРОПИНКОЙ Иные мотоциклисты, въехав в лес, теряют чувство осторожности: встречного движения нет, милиционеров тоже. И платятся за это на первых же километрах синяками или поломкой машины. Не замеченные под листвой корень, пень или яма могут моментально «приземлить» водителя. Об этом лучше не забывать. В лесу, пожалуй, самый разнообразный набор препятствий. Здесь просеки вдруг переходят в узкие извилистые тропинки, может встретиться и ствол дерева, преградивший дорогу, и тать, и овраг, и многое другое. Дороги из бревен или веток. С ними можно столкнуться в любом лесу. Особенно если он «мокрый». Немного проедешь по такой дороге, а устанешь, будто за день. Секрет в том, что мотоцикл реако подбрасывает, и от этого быстро устают поясница, мышцы бедер, рук и плечей. Но попробуйте прибавить скорость. Колебания подвески сократятся, а вибрация мотоцикла и водителя, естественно, уменьшится. Машина будет словно лететь, касаясь только верхушек бревен. Но такая езда возможна только по сухой гати. Какой лес без кустарника? Следует помнить, что ехать в нем очень сложно, нужно пользоваться первой передачей и, низко наклонившись, защищать лицо от ударов веток раздвинутыми и поднятыми локтями. Преодолевая то или иное препятствие, ни в коем случае не держите ноги на подножках носками вниз. Ступня должна стоять так, чтобы ногу можно было бы легко подвинуть назад или в сторону. В противном случае возможна травма, которая заставит на время забыть о мотоцикле. Выехав из леса, осмотрите мотоцикл, и особенно внимательно — колеса. Ветка или сучок могут вышибить несколько спиц или проткнуть камеру, а заметить прокол при езде по мягкому грунту не так-то легко. В. ТИМОНИН, инженерЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НАДО РЕШИТЬЕжегодно редакцияобращаетсяк читателям журналас просьбой выразить свое мнение ипожелания по улучшению содержания иоформления «За рулем». Я выражаю не только свое мнение, но и мнение многих автолюбителей. В журнале очень поздно освещаются новинки отечественного изарубежного автомобилестроения. На страницах «За рулем» ничего нет о ходе строительства автогиганта в г. Тольятти ио реконструкции МЗМА, о новом «Москвиче», о «Запорожце» с 40-сильным «сердцем». Нам кажется, что журнал должен взятьшефство над строящимся автомобильным заводом в Тольятти и хотя бы один развквартал подробно писать о нем в специально отведенном разделе. От этого авторитет и популярность журнала намного возрастут. А. ДЗОДЗИЕВг. Орджоникидзе, Северо-Осетинская АССР23