Новости, события, фактыМЕЛИТОПОЛЬСКИЙ СОРОКАСИЛЬНЫЙВ этом году Мелитопольский моторный завод наряду с двигателем МеМЗ-966А начнет выпускать новый мотор для автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-966. Это тоже V-образный, верхнеклапанный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, но рабочий объем его возрос с 0,877 л до 1,2 л. Мощность — 40 л. с , значительно увеличен моторесурс. С новым мотором сблокированы новая коробка передач и новое усиленное сцепление.С ледующими нововведениями, к оторые готовят конструкторы , станут коробкапередачсзаднимходом , а затеми новая экипажная часть сболееудобными для эксплуатации формами . На заводе продолжаются работы над мотоциклом высокой проходимости. В Ирбите готовится очередная модернизация базовой модели — мотоцикл «Урал-3» с двигателем, рассчитанным на более длительную службу . Это достигнуто применением новых подшипников качения коленчатого вала и очисткой масла при помощи сменных фильтров «автомобильного» типа. Э кипажная часть киевских и ирбитских мотоциклов почти полностью унифицирована по узлам. Теперь предстоит решать эту проблемувотношении двигателей. Следует упомянуть отом , что Ирбитский завод подготовил специальный мото ­ цикл смощным тысячекубовым двигателем для милиции. М отоцикл способен развивать скорость до 150 км/час.Работать на перспективуП роблема новой техники — одна из главных для каждогомотозаводаипромыш ­ ленности вцелом . Потребитель предъявляет сейчас требования к качеству машины, м ожно сказать, на порядок выше, ч емраньше . О н хочет, чтобы высокая скорость сочеталась с плавностью хода ихорошей проходимостью, чтобы мотоцикл служил надежно , долго и был в то жевремя красив, и зящен . С реди многих первоочередныхконструкторскихи технологических задач следует прежде всего выделить долговечность. Повысить долговечность, то есть способность мотоцикладольше работать без ремонтаизаменыважнейших деталей и узлов, — это равносильно дополнительному выпуску машин . Сейчас значительные мощности наших предприятий заняты изготовлением запасных частей. Только за последние два года выпуск их вденежномвыражении поднялся с 12 до 20 миллионов рублей. К концу пятилетки производство запчастей ктяжелыммотоциклам удвоится. Н одаже это не удовлетворит полностью запросы торговли и ремонтных организаций . Где же выход? Нельзя ведь до бесконечности увеличивать выпуск запчастей. О чевидно , выход — в повышении долговечности спомощью новых конструктивных решений , п ередовой технологии. О бращусь опять-таки кпримеру . С амаядефицитная запчасть для ирбитских и киевских машин — это коленчатый вал. П рименение на « Д непре » литого вала из чугуна, м одифицированногомагнием , взамен разъемного снимает с повестки этот вопрос. То жеможно сказать ио сменных фильтрах на ирбитских мотоциклах, и о новых фильтрующих элементах на киевских. В ближайшеевремя предстоит решить иряд других технических проблем — по созданию масел со специальными присадками для мотоциклетных двигателей, р аз ­ р аботке эффективных глушителей шума (видимо, п отребуется вводить дополнительно глушители шума всасывания), а также по улучшениюоформления мотоциклов. П ри этом вовсе не нужно следовать западной моде , а исходя из наших условий эксплуатации и запросов покупателей добиваться изящества в изготовлении, отд елке . И с технической и, если хотите, с эстетической точки зрения продукция наших заводов должна быть безупречной . О днако здесь многое зависит не только от мотоциклостроителей . Чтобы машины удовлетворяли самогопридирчи ­ вого потребителя, н ужен вклад многих отраслей промышленности . Н ам , н апример , к райненеобходимы стойкие лакокрасочные материалы сширокойгаммой цветовых оттенков, красивые и прочные заменителикожиимногоедругое . В современных условиях технический прогресс отрасли невозможенбез основательной научно-экспериментальной базы. В этой связи хотелось бы сказать омоло ­ д омВсесоюзном научно-исследовательском институте мотоциклетнойпромышлен ­ н ости — В НИИМотопроме , который создан недавно на базе бывшего ЦКЭБмото циклостроения. В ближайшие годы вСерпухове будут возведены новый инженерныйкорпуси лабораторно-испытательная станция. И ными словами, б удет создан полноценный научный центр, который направит свои усилия на повышение общего технического уровня мотоциклостроениявСССР , возьмется за перспективные научные пробле ­ мы и исследования..Опытное производство наряду сэкспериментальнымидорож ­ ными машинами будет выпускать и так называемые уникальные гоночные мото ­ циклы для международных соревнований. М ы исходим из того, что мотоспорт дает очень много для развития техники. М отоциклетные соревнования можно сравнить согромным испытательным мото ­ д ромом , где опробуютсяи получают путевку в жизнь новые узлы, детали и целые машины. Вот почему на всех заводах Главмотовелопрома будут уделять серьезное внимание спортивному мотоциклостроению , мотоспорту, и прежде всего много ­ дневным соревнованиям, к оторые дают наилучшую пищу для анализа и улучшения конструкций дорожных мотоциклов. Потребуется еще известное время , чтобы пустить запроектированные по реконструкции заводов цехи малых серийи наладить изготовление машинв количестве, у довлетворяющемнуждыДОСААФ . Н оуже сейчас закладываются новые спортивные модели : для кольцевых гонок ( г руппа Б) в классах 50 см3и 125 см3 на РижскомиМинском заводах, для многодневных соревнований — в Риге, Львове, М инске , для кроссов и кольцевых гонок — на Киевс комиИрбитском заводах. М ногие из этих машин появятся на спортивных трассах ужевнынешнем сезоне. В минувшемюбилейном году советские мотоциклостроителихорошопотруди ­ лись. П родукция наших заводов отмечена золотыми (Киевский, Р ижский ) и сере ­ бряными (Ирбитский и Львовский) м едалямиВДНХидипломами первой и второй степеней. Киевский мотоциклетный завод среди других лучших предприятий страны награжден юбилейным знаменемЦККПСС , П резидиума Верховного Совета СССР , Совета Министров СССР иВЦСПС . Сейчас мотоциклостроители готовятся достойно ознаменовать столетие со дня рождения В. И. Ленина. О ни обязались досрочно выполнить пятилетний план и выпустить дополнительно тысячи мотоциклов имопедов .«ЭСТОНИЯ-15» И ДРУГИЕТаллинский авторемонтный завод № 1 известен в нашей стране как основной поставщик гоночных автомобилей в клубы и спортивные организации. В начале этого года завод отправил десять гоночных автомобилей формулы 4. Эти машины модели «Эстония-15» снабжены форсированными двухцилиндровыми мотоциклетными двигателями Ижевского завода. Все десять автомобилей приобрел автомотоклуб города Донецка. Планируется построить до конца года еще 25 таких машин . Кроме того, намечается изготовить такое же количество гоночных автомобилей «Эстония-9» и 200 картов модели К-5.РЕГУЛЯТОР РАЗРЕЖЕНИЯНаучно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) совместно с автомобильным заводом имени Лихачева завершил работы над новым устройством — регулятором разрежения. Его назначение — уменьшить выброс в атмосферу вредных веществ, содержащихся в отработавших газах автомобильных карбюраторных двигателей.Наибольший эффект регулятор дает в условиях городского движения, при частом торможении автомобиля двигателем и последующем разгоне, когда содержание вредных веществ в отработавш их газах повышается. Кроме того, устройство уменьшает дымность газов и расход масла; заметно улучшается и топливная экономичность. Регулятор разрежения устанавливается на впускной трубе двигателя. Конструктивно он несложен, имеет небольшие габариты и весит около 750 г. Со временем регулятор появится на отечественных автомобилях. На новое устройство получены патенты в США и странах Европы.НОВЫЙ АДРЕС МУЗЕЯНа страницах журнала (1968, № 2) у же сообщалось об открывшемся в Москве музее автомобильного транспорта. Недавно он расстался с временным местом жительства и переехал в новое, более вместительное помещение. Началось «заселение» этой площади экспонатами. Новый адрес музея — Москва, Каланчевская ул., д. 45.