НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕРалли «СССР-68», как и обычно, началось со звездного сбора, а затем сразу же последовала скоростная гонка на кольце ленинградского стадиона имени Кирова. Уже первые старты предвещали бескомпромиссную борьбу за медали. Стало ясно, что признанным чемпионам трудно будет отстоять свои титулы. В 23-километровой гонке по Невскому кольцу лучшее время показал представитель Литовской ССР К. Гирдауснас, выступавший на «Москвиче-412», подготовленном Ижевским машиностроительным заводом. К сожалению, начавшийся вскоре дождь не. позволил другим гонщикам сразиться с ним «на равных». Но все-таки И. Астафьев (МЗМА), который блестяще провел гонку по мокрой трассе, проиграл победителю лишь 35 секунд. Закрепив успех в последующих соревнованиях, он стал вместе со своим напарником В. Кронином чемпионом в классе «Москвичей-412». Другой отличительной чертой первенства СССР по ралли была большая протяженность основного маршрута (свыше 2000 километров) и насыщенность дополнительными соревнованиями и специальными участками. Кстати, впервые на ралли спортсменам предстояло помериться силами в броске гранаты ив стрельбе из малокалиберной винтовки. Старт звездному сбору был дан в Москве, Таллине, Минске и Гомеле. Основной же маршрут пролегал по дорогам Ленинградской области и Эстонской ССР. Наиболее острая борьба развернулась в дорожных испытаниях. Отсутствие хороших карт заставило гонщиков итти по легенде, и хотя составлена она была безукоризненно, все же требовала от экипажей максимального внимания. Малейшая оплошность приводила к печальным результатам. В этом убедились прошлогодние чемпионы Ю. Козлов и В. Ильин, которые потеряли напрасно более 40 минут. Коекто вообще не уложился в контрольное время. Средняя скорость на отдельных участках трассы, включавшей проселочные дороги, достигала 79 км/час и при том была одинакова для разных классов. Понятно, что не всем оказался под силу такой темп. Из 136 машин, стартовавших на основном маршруте, только 52 дошли до финиша. Лидерам соревнований в классах «Москвичей» и «Волг», несмотря на высокие сиорости, удалось пройти всю трассу либо «на нулях», либо с минимальным опозданием (1—5 минут). К сожалению, в тяжелом положении (и не в первый раз) оказались «Запорожцы». Заданные скорости были им явно недоступны, и спортсменов заботило главным образом то, чтобы опоздание не превысило часа. Удалось это только двум экипажам, причем чемпионы А. Швачко и А. Комрад (Латвийская ССР) к финишу имели 7200(!) «дорожных» очков. На пределе шли и «Москвичи-408». Даже победившие в этом классе эстонцы Т. Бернстейн и X. Сепп не обошлись без 200 «дорожных» очков. Первый вывод, который, на наш взгляд, надо сделать теперь, после финиша, на будущее: задаваемые средние скорости должны строго соответствовать скоростным и динамическим качествам машин каждого класса; обрекать на неудачу большую группу спортсменов заведомо, еще до старта просто недопустимо. Ленинградская трасса как по сложности, таи и по протяженности подходит для всесоюзных соревнований. Но в дальнейшем следует учесть, что легковые автомобили не совсем приспособлены для кроссов, а кроссовых участков на трассе, пожалуй, больше, чем следовало бы их иметь. Разумеется, что речь идет об основном маршруте, где обилие проселочных дорог вряд ли оправдано. Совсем по-иному обстояло дело со звездным сбором. Тут вовсе не чувствовалось напряжение. Откровенно говоря, десять часов, которые были отведены на дорогу от Москвы до Новгорода, больше соответствовали бы туристскому ралли, чем первенству СССР. Нет ничего удивительного в том, что некоторые экипажи без особых усилий подходили к КВ-1 на полтора часа раньше срока. Не совсем был оправдан большой «отстой» на стадионе имени Кирова. Не много ли шесть часов на семь кругов кольцевой гонки? И вот результат: участники, имея фактически между финишем звездного сбора и стартом со стадиона более десяти часов, не могли использовать их, чтобы как следует отдохнуть. Видимо, нелишне подумать и над тем, не настала ли пора проводить розыгрыш первенства СССР в несколько этапов. Хотя бы в три, с зачетом по двум лучшим. Каждый раллист с опытом может вспомнить, как случай вмешивался в ход борьбы, решающим образом влияя на результат. И особенно обидно и несправедливо это в таком трудном, сложном и длительном соревновании, как ралли. Не было исключением и нынешнее первенство. Так выбыл из борьбы удачно стартовавший экипаж Гирдаускаса: спасая неосторожных пешеходов, гонщик вынужден был направить машину в кювет. Что же касается сложностей, с которыми связана организация многоэтапного соревнования, то они, мне думается, преувеличены. Так или иначе, у нас каждый год проводится несколько ралли всесоюзного значения (традиционные «Прибалтика», «Белые ночи», «Медведь» и другие). Значит, дело в основном за тем, чтобы оформить чемпионат юридически и организационно. Думается, что здесь серьезных трудностей не встретится. Выигрыш же это сулит большой. Ю. МИХАИЛОВ. мастер спорта СССРМетает гранату мастер спорта В. Кучмистый.Фото А. ВойчукаРЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙЛичный зачет . Автомобили «Запорожец»: 1. А. Швачко — А. Комрад (Латвийская ССР); 2. С. Малинаускас — В. Изотов (Литовская ССР). Автомобили «Москвич-403, -407, -408»: 1. Т. Бернстейн — X. Сепп (Эстонская ССР); 2. В. Мяги — В. Мяэотс (Эстонская ССР); 3. Ю. Сейн — Ю. Эйсманн (Эстонская ССР); 4. Е. Столяров — В. Трандушкин (Москва); 5 В. Куусик — Л. Кулдеркнут (Эстонская ССР); 6. Ю. Дедук — Н. Змитрович (Белорусская ССР). Автомобили «Москвич-412»: 1. И. Астафьев — В. Кроник (Москва); 2. В. Шихов — С. Брундза (РСФСР); 3. Э. Лифшиц — В. Щавелев (Москва); 4. Е. Андреев — Ю. Ермаков (Ленинград); 5. В. Кучмистый — Л. Рабинович (Ленинград); 6. Э. Луйк — Я. Пальм (Эстонская ССР). Автомобили «Волга»: 1. Л. Потапчик — 3. Паскачимас (Литовская ССР). 2. А. Карамышев — Г. Циммерман (Латвийская ССР); 3. В. Масленников — Ю. Сникерис (Латвийская ССР); 4. В. Касьянов — Н. Кружилов (Украинская ССР); 5. Я. Стонис — Ф. Машкевич (Латвийская ССР); 6. А. Магиримас — А. Лимонис (Литовская ССР). Командный зачет. Сборные республик, Москвы и Ленинграда: 1. Эстонская ССР; 2. Литовская ССР; 3. Москва. Сборные ДСО и ведомств: 1. «Труд»; 2. «Даугава»; 3. «Калев». Команды автомотоклубов и низовых коллективов: 1. СК «Москвич»; 2. Вильнюсский таксомоторный парк; 3. Республиканский автомотоклуб ДСО «Калев». Команды заводов: 1. МЗМА; 2. ГАЗ; 3. Ижевский машиностроительный.ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ПЕРВЕНСТВ18