п люсыи МИНУСЫ ОДНОГО ЧЕМПИОНАТАКогда анализируешь прошедшие соревнования, обычно сравниваешь их с предыдущими, и становятся яснее его плюсы и минусы, что оправдало себя, а что можно сделать лучше, по-иному. Сравнением мне и хочется начать разговор о первенстве СССР 1968 года по мотоциклетному многоборью, как теперь официально называют многодневные соревнования. На этот раз проводились они не на традиционной ужгородской трассе, где все хорошо знакомо спортсменам и «обжито», а в Орджоникидзе. Здесь на пути нам встречались глинистые подъемы, горные речки, тяжелые кроссовые участки; ощутителен был большой перепад высот. Трасса трудная, но такой она и должна быть на первенстве страны, где собираются сильнейшие. В отличие от минувших лет, когда командные и личные соревнования проводились параллельно, на сей раз шестидневна включала две самостоятельные части — три дня командные соревнования, а затем три дня личные, к которым допускались только закончившие первую половину гонки с опозданиями на KB, не превышающими 30 минут. Еще одно новшество ожидало спортсменов. В число дополнительных соревнований были включены военно-прикладные виды — стрельба и гранатометание. Причем результаты, шли в командный ив личный зачет. Новым было для нас и определение результатов в личном зачете. За основу его принята система, которую ввела Международная мотоциклетная федерация на личном первенстве Европы. Здесь нет деления на штрафные и положительные очки. Они имеют одинаковый вес. Что это значит? Если раньше, скажем, гонщик за опоздание на контрольный пункт на одну минуту получал одно штрафное очко, то теперь 60. Но подсчет их ведется не самостоятельно, как это было принято в прошлые годы, а в совокупности с теми положительными (по-старому) очками, ноторые он получает на дополнительных соревнованиях. При такой системе накал борьбы за призовые места не ослабевает до последней минуты. В самом деле: если гонщик даже опоздал на КП или его постигла неудача на одном из дополнительных соревнований, он может плюсовыми очками перекрыть минусовые (как в ралли). Так было, например, с мастером спорта С. Чирцевым, который в гранатометании выступил очень неудачно. Естественно, что при старой системе подсчета он вряд ли мог рассчитывать на медаль. Теперь спортсмен огромным напряжением воли добился все же того, что занял второе место в своем классе машин. Хочется сказать доброе слово о разметке трассы. Она была сделана выше всяких похвал, и в этом заслуга мастера спорта С. Старых. В недалеком прошлом сам хороший многодневщик, он постарался подобрать трассу и разметить ее так, что заблудиться было трудно {хотя и нашлись такие гонщики, которые умудрялись все же сбиться с пути). Спортсмены, да и тренеры уже привыкли к тому, что трасса гонки подбирается по заведенному стереотипу. За трудным участком, как правило, следует хорошая дорога, что дает возможность свободно развить большую скорость. На сей раз было по-иному. В гонке на личное первенство один из этапов выдался таким, что спортсмену от одного контрольного пункта до другого приходилось работать, что называется, во всю силу. Многие, не предвидя этого, не особенно вынладывались, а потом, когда заметили, что времени ушло много, попытались поправить положение, но было поздно. На втором нруге, разумеется, все учли ошибку. И еще об одном, имеющем отношение не только к этим соревнованиям, — о спортивных мотоциклах. Вопрос о них поднимался уже не раз. На многодневке были представлены машины Ижевского, Минского, Ковровского заводов и ВНИИмотопрома, а также мотоциклы «МЦет»» (ГДР) и «Чезет» (ЧССР). Хороший мотоцикл класса 125 смЗ сделал ВНИИмотопром, но он все-таки еще требует доработни, в частности нарекания вызывает генератор переменного тона. Многое предстоит еще сделать Ковровскому и Ижевскому заводам по дальнейшему повышению мощности двигателей и надежности машин. Мы, спортсмены, надеемся, что получим такие мотоциклы, которые будут целиком удовлетворять нас и на которых можно успешно выступать не только дома, но и на международных соревнованиях. Военно-прикладные элементы безусловно обогатили многодневку. Но, может, стоит подумать о самостоятельных состязаниях, о чем-то вроде «мотобиатлона», где гонка сочетается со стрельбой из боевого оружия. Больше внимания следует уделить подготовке судейского аппарата к многодневке. Не раз уже приходилось наблюдать, что судьи на этих соревнованиях работают недостаточно четко. И в Орджонинидзе некоторые из них проявляли медлительность, нерасторопность, что вызывало справедливые нарекания спортсменов. Тревожным, мне кажется, является то обстоятельство, что слабо себя проявила на первенстве молодежь. И, нанонец, о так называемых мелочах, которые в действительности имеют немаловажное значение для успеха многоборья. Я имею в виду заботу о размещении спортсменов, питании, культурном обслуживании. Достаточно сказать, что спать в первые дни приходилось кое-как, а достать газету просто не представлялось возможным. Б. ИВАНОВ, мастер спорта СССР РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ Личный зачет. 175 см 3 , юноши: 1. С. Ястребов (Рязань); 3. Л. Воронович И. Тнлл (Таллин); 2. Ю. Гираев (Орджони(Минск); 4. Л. Братковский (Киев); 5. кидзе); 3. А. Чернышев (Ковров); 4. С. Рудокас (Вильнюс); 6. Т. ШалибашвиА. Озол (Рига); 5. В. Беленко (Тбилиси); 6. ли (Тбилиси). 350 см 3 : 1. Р. Решетнике Г. Купчикас (Вильнюс). 175 см 3 , женщины: (Рига); 2. С. Чирцев (Ижевск); 3. В. Пыла1. Л. Тулл (Раквере, Эстонская ССР); 2. ев (Москва); 4. Г. Завьялов (Свердловск): Н. Шарапова (Москва). 125 см 3 , мужчины: 5. С. Журавлев (Томск); 6. С. Комлик 1. Ю. Токарев (ГСВГ); 2. Г. Жд'анов (Львов). (ГСВГ); 3. Л. Жевнеров (Минск); 4. В. СеМотороллеры: 1. Н. Костюнин (Вятские дельников (Ташкент): 5. А. Лукьянчик Поляны). (Минск); 6. В Коробов (Москва). 175 см 3 ; Командный зачет: 1. Латвийская ССР; 1. В. Адоян (Рязань); 2. Ю. Варабии (Ков2. РСФСР. 3. Белорусская ССР; 4. Ленинров); 3. Е. Королев (Днепропетровск); 4. град; 5. Туркменская ССР; 6. Казахская Ю. Вайно (Таллин); 5. А. Фильченко (АлССР. Юноши: 1. РСФСР; 2. Литовская ма-Ата); 6. Д. Андриади (Ташкент). ССР; 3. Ленинград; 4. Молдавская ССР; 250 смЗ; 1. В. Фалалеев (Ижевск); 2. 5. Украинская ССР; 6. Москва.Странные судьбы у некоторых видов соревнований. Одни, не успев отпраздновать рождение, приобретают сразу же громкую популярность и прочно входят во всесоюзный спортивный календарь. Другие по непонятным причинам вдруг начинают медленно, но верно хиреть, терять некогда завоеванные позиции. Так произошло с мотоциклетными гонками по ипподромной дорожке. Еще свежи в памяти годы, когда этот вид соревнований вместе с мотокроссом по праву считался одним из самых популярных среди наших спортсменов. Высокие скорости, большие возможности для технического творчества привлекали к «ипподрому» тысячи участников. Кажется, и сейчас сохранились все плюсы. Но отошли ипподромные гонки на задний план среди мотоциклетных чемпионатов, встреч, турниров. В этом лишний раз убеждают итоги прошедшего в Одессе первенства страны. Правда, если оперировать только цифрами, то поводов для беспокойства за судьбу «ипподрома», вроде бы, нет. На гонки прибыло свыше ста участников, в том числе и юноши. Очень широко были представлены здесь спортсмены Сибири и Дальнего Востока. В первенстве стартовали многие известные мастера мотоциклетных трасс — Ю. Дудорин (Уфа), москвичи В. Катомин, А. Олейников, эстонский гонщик В. Хельм, В. Цибров (Луховицы) и другие.ЗАБЫТЫЙ ИППОДРОМИ все же это был довольно странный чемпионат. Прежде всего, вызывает недоумение принцип отбора участников. Скорее, его совсем не существовало. На всесоюзное первенство приехали все, кто захотел оспаривать золотые медали, в том числе и те, кто никогда в жизни не выходил на ипподромную дорожку. Обязательные раньше отборочные старты — областные, зональные и республиканские, — предшествующие чемпионатам СССР, в этом году за редким исключением почему-то не проводились, и на всесоюзное первенство были широко открыты двери для малоопытных, откровенно слабых спортсменов. До сих пор не наведен порядок в отношении требований к технине. В Одессе можно было увидеть шоссейно-кольцевые мотоциклы «чистых кровей» и не менее ярких представителей «семейства» «гаревых» машин. Федерация мотоспорта СССР все еще не упорядочила требования к машинам для ипподромных гонок. Вот почему редкие соревнования обходятся без жарких споров в судейской коллегии о допуске того или иного мотоцикла к старту. Такова судьба ипподромных мотоциклетных гонок. Судьба обидная, а главное — явно незаслуженная. Доказательство тому — огромный интерес, который проявили любители мотоспорта Одессы к чемпионату. Несмотря на то, что соревнования начинались в8 часов утра, трибуны мототрека к первому старту уже не вмещали всех желающих. Достаточно сказать, что ни одному из прошлогодних чемпионов страны не удалось снова встать на высшую ступеньку пьедестала почета. А двое обладателей высших наград в первенстве 1967 rojja — Ю. Максимов (Каменск-Уральский) и А. Олейников (Москва) не попали даже в финальный заезд. Особенно успешно выступали спортсмены Каменск-Уральского. Они увезли две золотые медали. Б. ЛОГИНОВ г. Одесса Результаты соревнований Личный зачет. 125 смЗ, юноши: 1. А. Акименко (автомотоклуб. Благовещенск); 2. В. Тихонов (автомотоклуб, Марийская АССР); 3. Г. Цалкаломанидэе (автомотоклуб, Тбилиси). 125 смЗ, мужчины: 1. В. Чупин (автомотоклуб, Каменск-Уральский); 2. В. Махно (автомотоклуб, Томск); 3. Н. Каминский (ЦСКА). 175 см : 1. В. Абадовский (автомотоклуб, Каменск-Уральский); 2. В. Федорченко (автомотоклуб, Красноярск); 3. В. Катомин (ЦСКА). 350 смЗ: 1. В. Хельм («Иыуд», Таллин); 2. Ю. Самбурский (автомотоклуб, Владивосток); 3. Ю. Дудорин (автомотоклуб, Уфа). Командный зачет (клубы): 1. Автомотоклуб г. Благовещенска; 2. Спортивнотехнический клуб г. Одессы; 3. Автомотоклуб г. Таллина.ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ПЕРВЕНСТВ19