• — «Яна»! «Яна!» Я — девяносто седьмой. Срочно автоинспектора! — командует с вертолета А. С. Рыбин, заместитель начальника ГАИ Ленинграда. А «Автомобильный» Ленинград с высоты 300 метров. 0 Последние штрихи к программе полета.ПРепортажлавно ушла земля из-под колес. Небольшой круг над аэродромом — и вертолет берет курс на город. Высота 300 метров. Под нами зеркальная гладь Финского залива. Через пятнадцать минут появится Ленинград. В салоне вертолета, кроме нас, пассажиров-журнали-. стов, хозяева — сотрудники Ленинградской автоинспекции. У Алексея Сергеевича Рыбина — подполковника милиции, заместителя начальника ГАИ — в руках минрофон. На землю несутся позывные: — «Яна»! «Яна»! Вас вызывает девяносто седьмой. Как слышите? Прием! — Девяносто седьмой, девяносто седьмой! Я «Яна». Слышу хорошо. Прием. Это идет налаживание радиосвязи. А рядом общественный инспентор ГАИ В. Д. Кандюрин готовит к работе специальную фотокамеру. Впервые ленинградские организаторы уличного движения поднялись в воздух весной 1966 года. Что послужило тому причиной? Главное — поставить на научную основу изучение транспортных проблем большого города, исследовательски подойти к вопросам организации движения. Тогда-то и были проведены первые пробные полеты, получены первые фотоснимни с вертолета, позволившие по-новому взглянуть на «жизнь» городского транспорта. Внизу Красногвардейская площадь. Хорошо видно, кан скучились автомобили у переезда. Пробка внушительная. — «Яна!» «Яна»! Я — девяносто седьмой. Срочно пошлите инспектора на площадь. Как поняли? Прием! — дает распоряжение Алексей Сергеевич. Через несколько минут инспектор на мотоцикле прибудет на место, чтобы навести порядок. А мы уже в другом нонце города. Тучнов мост. Здесь тоже большое скопление машин. Но теперь решение принимается иное. Уличная ситуация фиксируется на фотопленку. Снимок-документ будет предъявлен руководителям тех учреждений, которые отвечают за своевременное асфальтирование улиц. Они наверняка поспешат с окончанием работ — транспорту откроется беспрепятственная дорога через мост. Сотрудники ГАИ прилагают немало сил к тому, чтобы автомобили не простаивали у перекрестное. Эта роскошь дорого обходится государству. Когда, например, не было путепровода на пересечении Краснопутиловской улицы с железнодорожной веткой, идущей от Балтийского вокзала, простои машин у шлагбаума приносили убытки на 180 тысяч рублей в год. И все же пока в часы пик можно наблюдать не одну пробку. Особенно хорошо это видно с вертолета. Сразу несколько транспортных магистралей открываются сверху. Видны не только машины, но и пешеходы. Когда наша «стрекоза» повисла над площадью Стачек, нам представилась удивительная картина. Транспорт был буквально задавлен пешеходами. Автобусы, троллейбусы, автомобили стремились вырваться из потока людей, идущих от станции метрополитена и обратно. Снимок, сделанный здесь, поможет сотрудникам ГАИ точнее скоординировать движение на площади. Впереди еще одна площадь — Комсомольская. — Обратите внимание, — поназывает А. С. Рыбин, — это наезженные транспортом полосы. Посмотрите, сколько пропадает места . на проезжей части. Конфигурация площади неоправданна. Ее нужно было строить не нруглой. Если бы мы летали раньше, то могли бы рекомендовать градостроителям рациональное решение вопроса. Наш, вертолет возвращается «домой». Мы с сожалением прощаемся с панорамой Ленинграда. А вот и зеленое поле аэродрома, похожие на пчелиные соты бетонные плиты взлетной полосы. И уже на земле, когда голубая «Волга» мчит нас по шоссе, расспрашиваем Алексея Сергеевича о перспективах полетов. У работников ленинградской ГАИ накопилось больше сотни воздушных фотоснимков. На них запечатлены почти все сложные городские трассы. Изучение их поможет наладить развязку движения, собрать и проанализировать «пробелы» транспортников. Очень нужен вертолет ив тех случаях, ногда приходится переводить движение с одних магистралей на другие (например, при строительстве мостов, ремонте городских улиц). Скоро «зеленая волна» станет хозяйкой центральных проспектов — и тогда с помощью вертолета можно будет выбрать правильный режим системы светофоров. Ежедневно на улицы Ленинграда выходят более 100 тысяч автомобилей. Чтобы не было аварий, простоев, чтобы четко и ритмично работали транспортные линии города, ГАИ поднялась даже в воздух. Пона это эксперимент, но нанопится опыт, будут обобщены материалы наблюдений, и придет день, когда милицейский вертолет над городом станет таким же обычным явлением, кан регулировщик на перенрестке. О. НОСОВ Фото автора