15. Хотя оно втрое дороже привычного СУ, определенная выгода здесь есть: масло можно менять реже, при рабочей температуре двигателя оно сохраняет достаточную вязкость. К числу так называемых вечных и потому неразрешимых споров, очевидно, следует отнести и спор о том, что лучше: пользоваться антифризом или заливать в систему охлаждения перед пуском двигателя горячую воду. Сторонников воды легко опознать по утрам, когда они суетятся возле своих машин с ведрами и чайниками, окутанные паром. Все они отлично знают и охотно рассказывают другим, что каждый холодный пуск укорачивает жизнь двигателя. Но не все понимают другое — дедовский способ заливки воды через горловину радиатора не очень-то эффективен. Вода в радиаторе остывает, не успев передать тепло рубашке блока. Калории достаются не тому, кому следует. Горячую воду рациональнее вливать непосредственно в рубашку блока через шланг отопителя кузова. Не нужно только пытаться снять шланг с патрубка перед заливкой воды. На морозе шланг лубенеет. Лучше освободить его еще с вечера, когда вы сливаете воду из системы. А заодно смазать внутренние края шланга, возле отверстия, каким-нибудь жиром. Приверженцы антифриза скептически выслушивают мрачные пророчества относительно судьбы двигателя при холодных пусках. И выдвигают свои довольно убедительные контрдоводы. Ну, хорошо, утром вы легко завели машину с помощью горячей воды. Поехали. Но уж такова служба у автомобиля — едет, едет, а потом надо где-то и постоять, подождать ушедшего по делам хозяина. Что же, сливать воду на время стоянки? И снова заливать? А всегда ли она есть, горячая вода?.. Нет уж, антифриз лучше. Что же касается двигателя, то в крайнем случае можно разогреть его утром, при выезде хотя бы обыкновенной электроплиткой. Плитка действительно — самое дешевое приспособление. Поставленная под поддон картера, она очень быстро разогреет масло и двигатель. Однако нагревшиеся сгустки масла могут капнуть на спираль и загореться. Сто раз они подымят, погорят и потухнут. А вот сто первый может оказаться роковым, и вы останетесь свободным «от всех забот и всех хлопот и даже... от машины». Предусмотрительные автомобилисты надевают на плитку большую жестяную банку с двумя рядами частой сетки. Капли масла проникают внутрь, но пламя наружу вырваться не может. Конечно, безопасней всего подогреватели, дающие невысокую температуру. Однако промышленность никак не наладит выпуск такого «сложного» прибора, а мастерить его своими силамидело довольно канительное. В январе у автомобилиста, как, впрочем, и в другие месяцы, множество всяких дел и увлечений помимо машины. Его ждут в спортивной секции, на катке, в театре и на лыжне. Работайте, катайтесь, развлекайтесь. И всетаки не забывайте о своем четырехколесном друге. Рисунок М. Каширина.АВТОМОБИЛЬ — В ПОДАРОК«Можно ли подарить автомобиль лицу, не состоящему с владельцем в родственных отношениях? Как такое дарение оформляется юридически?» — спрашивает читатель В. Сахаров из г. Куйбышева.Каи сообщил нам отдел нотариата Верховного Суда РСФСР, договор дарения автомобиля может быть удостоверен нотариусом в пользу любого лица, в том числе и не состоящего в родственных отношениях с владельцем автомобиля. Если, разумеется, дарение не предпринято с целью обойти установленный порядок купли-продажи автомобилей на комиссионных началах. Конечно, натариус откажет в удостоверении договора дарения, если он получит данные об отсутствии безвозмездной передачи автомобиля. Заинтересованное лицо, посчитавшее отказ нотариуса неправильным, может согласно статье 271 Гражданского процессуального кодекса РСФСР обратиться с жалобой в народный суд по месту нахождения нотариальной конторы. В административном порядке такие жалобы не рассматриваются. Согласно Основам гражданского законодательства СССР, эти вопросы в других союзных республиках должны решаться аналогично. гого соблюдения последовательности операций. 1. В чистый фарфоровый или эмалированный бачок вливают кислоту и добавляют в нее, перемешивая, раствор марганцовокислого калия. Реакция сопровождается повышением температуры и вспениванием. 2. Когда реакция прекратится, в раствор вводят монофосфаты цинка и алюминия, перемешивая до полного растворения этих солей, а затем туда же вливают раствор хромового ангидрида в фосфорной кислоте. 3. После остывания жидкости (до комнатной температуры) добавляют в нее метиловый и бутиловый спирты. Все эти операции ведут обязательно с вытяжной вентиляцией. ТЗР-30 — готов. Он должен быть зеленого цвета. Монофосфаты цинка и алюминия приготовляют так. В нагретую до 90 — 9 5 градусов фосфорную кислоту небольшими порциями добавляйте цинковую или алюминиевую стружку . Каждую следующ ую порцию вводите только после полного растворения предыдущей (на литр кислоты надо 340 г цинна или 135 г алюминия). Так же составляют раствор хромового ангидрида. В горячую (90 —95-градусов) нислоту, перемешивая, добавляют ангидрид до насыщения (на литр кислоты — около 320 г). Должна получиться однородная вязкая масса темно-коричневого цвета. Перед добавлением в общий раствор ее следует охладить. Готовый травильный раствор наносят равномерным слоем на заржавленную поверхность при помощи кисти. Если через 10 минут налет ржавчины не растворится, следует протереть поверхность ветошью, смоченной растворителем, и вновь покрыть металл ТЗР-30. На поверхности остается защитная пленна тускло-серого цвета. Если эта поверхность будет окрашиваться, ее надо промыть 0,2 — 0,3-процентным раствором хромпика или уайт-спиритом.СРОК ХРАНЕНИЯ — ГОДСколько может храниться аптечка для ремонта бескамерных шин? Как вернуть засохшей пасте из такой аптечки ее первоначальные свойства? С такими вопросами к нам обращаются читатели. Отвечают специалисты НИИ шинной промышленности.Срок годности аптечек для ремонта бескамерных шин не более одного года. При длительном хранении происходит самовулканизация «сырой» резиновой смеси, составляющей основу пасты и клея. Этот процесс необратим, поэтому возвратить материалам годность нельзя. Помните об этом и своевременно «освеж айте запасы» аптечни для ремонта шин .ЕЩЕ РАЗ О ШИПАХР. Гречановский из Свердловской области спрашивает, каковы перспективы внедрения специальных зимних шинсшипами противоскольжения. О зимних шинах и их достоинствах журнал писал в 1967 г. (№ 1) и 1968 г. (№ 7). Проведенные у нас испытания еще раз подтвердили целесообразность применения покрышек с шипами в зимнее время. Сейчас ведутся работы по внедрению в производство на наших заводах специальных конструкций шин для установки на них шипов. Обычные шины для этого малопригодны. Одновременно разрабатывается конструкция шипов для покрышек грузовых и легковых автомобилей с тем, чтобы организовать их производство на наших предприятиях.РАДИОПРИЕМНИК МОЖНО УСТАНОВИТЬА. Старицина из г. Стерлитамак интересует, почему на автомобиле ЗАЗ-966 не устанавливается радиоприемник. Мы попросили ответить работников завода «Коммунар».Считаем, что навязывать каждому покупателю нашего автомобиля радиоприемник — нецелесообразно. Однако место для его установки предусмотрено, а в номплект оборудования входят детали крепления. Любители могут приобрести приемник отдельно и установить его в машине.ТРАВИЛЬНО-ЗАЩИТНЫЙ РАСТВОРМногих читателей заинтересовал рецепт состава для удаления ржавчины с поверхности металла, приведенный в беседе «Берегите кузов» («За рулем», 1968, № 2). Они просят подробнее рассказать о ТЗР-30 и технологии приготовления и применения его.Травильно-защитный раствор ТЗР-30 приготовляется на основе фосфорной кислоты. Он очищает от продуктов коррозии поверхность металла и образует на ней тонкую защитную пленку. В 1кг раствора ТЗР-30 входит 400 г фосфорной кислоты (ОСТ 10114-39), 100 г 10-процентного раствора марганцовокислого калия (ГОСТ 5777-51), столько же монофосфата цинка, по 50 г монофосфата алюминия и бутилового спирта (ГОСТ 5980-51), 200 г метилового или этилового спирта (ГОСТ 2222-43) и 100 г раствора хромового ангидрида в фосфорной кислоте. Приготовление раствора требует стро-УНИФИКАЦИЯСПИДОМЕТРОВНекоторые читатели, владельцы ИЖей, отмечают недостаточную герметичность спидометров СШ11-В. установленных на их машинах. Что делают на заводе для устранения этого дефекта? — спрашивают они. Отвечают работники завода «Автоприбор».С третьего квартала 1968 года на мотоциклы ИЖ устанавливают спидометры СП115-В, которые ныне используются на ковровских и минских мотоциклах, а также на мотороллерах. Спидометр СП115-В обладает более высокой герметичностью, поскольку в нем нет бокового окна подсвета, заклеиваемого целлулоидом. Л учшеу него и декоративная отделка. Шкала спидометра СП115-В освещается через отверстие в дне кожуха прибора, куда вставляется патрон лампы стояночного света лЬ ФГ116-240, прикладываемый к фарам ФГ38-Г1 и ФГ138-Б. В торговую сеть для мотоциклов ИЖ будут поставляться спидометр СП115-В и фара с патроном для лампы подсвета.27